Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:45, контрольная работа
Целью работы является анализ профессионально-управленческой культуры и климата в коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать личность руководителя, руководитель и коллектив;
Введение 3
1. Личность руководителя, руководитель и коллектив 3
2. Основы и проблемы психологии управленческих воздействий 9
3. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива 12
Заключение 24
Список литературы 26
Выделенная типология социально-психологического климата по критерию связи с управлением дает возможность дифференцированно оценивать влияние системы управления, ее элементов и характеристик на климат коллектива на основе полного и правильного анализа его составляющих.
Теоретически и практически важно выявить не просто характер влияния управления на климат коллектива, но и попытаться установить конкретно – что в управлении и на что и как влияет? Очевидно, это требует использования определенных представлений о системе управления, ее структуре, элементах и характеристиках. В своем исследовании мы опирались на теоретическую концепцию, условно именуемую как «организационно-деятельностная концепция управления в сфере правопорядка».
Суть ее заключается в следующем. Система управления коллективом складывается из формальной и неформальной подсистем. На одном из «слоев» последней находятся психологические закономерности (или психологическая подсистема в неформальной подсистеме), механизмы и явления, включенные в функционирование системы и оказывающие влияние на ее результаты. Психологические подсистемы, обладая определенной самостоятельностью, в значительной степени детерминированы неформальной подсистемой в целом (технико-экономические и организационно-правовые факторы).
Психологическая подсистема в свою очередь носит системный характер, отличаясь многоуровневостью и разнопорядковостью включенных в нее закономерностей, механизмов и явлений. В ней существует организационный и обслуживающий уровень. К первому относятся две группы факторов:
Обслуживающие психологические факторы образуют третью группу факторов психологической подсистемы (текущие – принятие текущих решений, распределение и доведение заданий, мобилизации и др.). Эти основные три группы факторов взаимосвязаны.
Наиболее устойчивые, долговременные влияния идут от первой ко второй и далее к третьей, а ситуативные – в обратном направлении.
Таким образом, исследование влияния системы управления, ее элементов и характеристик на социально-психологический климат требует установления взаимосвязей изложенной совокупности психологических факторов. Соблюдение этого условия позволяет не только установить роль управления, но и выявить то, что в нем самом и как оказывает влияние на СПК.
Излагаемый подход характерен
системной ориентацией по отношению
к изучаемым объектам. Реальное положение
дел в них не может быть изучено
и усовершенствовано вне
Предложенная типология СПК по критерию связи с управлением обнаруживает себя в исследовании социального восприятия. Тем самым оно еще раз подчеркивает важность исследования всех аспектов социального восприятия для системного подхода и совершенствования социально-психологического климата в коллективе: со стороны субъекта управления (он же объект социального восприятия коллективом); со стороны членов коллектива (субъекта управления); со стороны процессов взаимодействия (в нашем исследовании мы ограничивались процессами социального восприятия, т.е. воздействия на них при оптимизации СПК).
С теоретических позиций
эти три группы зависимостей лежат
в основе трех психологически значимых
путей оптимизации социально-
Социальное восприятие особенностей управления – не единственный компонент, опосредствующий влияние системы управления на СПК коллектива. В числе таких факторов могут быть и личностно-групповые психологические характеристики: особенности личности, уровень развития психологии коллектива, эффективность его деятельности.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при этом связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее сложных субъектов управления – человека также строиться на определенной деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к действительности.
Каждый руководитель в определенной
мере должен быть и психологом, ибо
правильный стиль руководства, благоприятная
обстановка на работе, культура управленческого
труда способствуют повышению качества
и результативности труда, оказывают
решающее влияние на результаты деятельности
коллектива. Поведение руководителя,
его умение управлять подчиненными,
здоровый психологический климат в
коллективе способствуют развитию творческой
инициативы работников и в итоге
дают не меньший производственный эффект,
чем механизация и
Пристальное внимание уделяется разработке
и практическому применению основных
базовых положений
Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.
От выбора стиля руководства
зависит не только авторитет руководителя
и эффективность его работы, но
так же атмосфера в коллективе
и взаимоотношения между
Современный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявлять себя на работе, но активно взаимодействуя с коллективом и руководством, и он должен обладать необходимой культурой общения.
1 Комаров, А.Н. Современный менеджмент: теория и практика / А.Н. Комаров. – М.: Экономика, 2010. – С. 171.
2 Уткин, Э.А. Курс менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2010. – С. 211.
3 Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов. – М.: Дело, 2009. – С. 119.
4 Смирнова, В.Г. Менеджмент как искусство / В.Г. Смирнова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - № 4. – С. 56-59.
5 Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента / Г.Я. Гольдштейн. – СПб.: Питер, 2010. – С. 101.
6 Радугин, А.А. Основы менеджмента / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2010. – С. 89.
7 Абчук, В.А. Менеджмент / В.А. Абчук. – СПб.: Союз, 2009. – С. 177.
8 Максимцов, М.М. Менеджмент / М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 121.
9 Максимцов, М.М. Менеджмент / М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 178.
10 Максимцов, М.М. Менеджмент / М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 181.
Информация о работе Профессионально-управленческая культура и климат в коллективе