Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

В становлении Третья профессиональная революция на исходе ХХ столетия со всей остротой поставила вопрос о профессиональной этике, особенно в новых, бурно развивающихся областях профессиональной деятельности. Необходимость формирования новых стандартов межпрофессиональной коммуникации вызвала угрозу этического релятивизма в сфере профессиональной этики. Поэтому менеджерам по персоналу, практически сталкивающимся с деятельностью транспрофессиональных команд и сетей, следует иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.

Содержание работы

1 Основные профессиональные роли менеджера по персоналу.
2 Ключевые роли менеджера по персоналу.
3 Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу.
4 Профессиональный долг.
5 Смысл профессиональной деятельности.
6 Резюме.

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

Нет ничего удивительного в том, что именно для врачебной профессии  был создан такой документ: во-первых, предметом труда здесь является здоровье и жизнь человека, во-вторых, врач должен обладать целым рядом  особенных качеств — профессиональных и моральных, в-третьих, в самой  врачебной деятельности содержится целый ряд проблем и противоречий, не разрешимых иными средствами, кроме  моральных. Что же касается документального оформления принципов медицинской этики в виде кодекса, то оно необходимо, во-первых, для повышения степени доверия пациента ко врачу, а во-вторых, для воспитательных целей. Медицинские знания с древности передавались от отца к сыну, этот же тип отношений между учителем и учеником был присущ и школе Гиппократа.

Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как  источник средств существования («Если  кто не хочет трудиться, тот и  не ешь», — это слова апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам), но и как способ формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика протестантизма ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности и же святости профессионального труда: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становит проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

Слово «профессия» (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки, ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда, — любой может стать решающим, а понятие «призвание» является синтетической характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной моделью... Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания2.

Впервые понятие «призвание» в  светском значении применил Мартин Лютер  при переводе «Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание — это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI в. но мог быть только божий промысел, в XX в. — общечеловеческие гуманистические ценности.

Профессиональный долг

Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание  профессионального долга.

Первоначальное содержание этой этической  категории, исторически сложившееся  в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое  оно имеет в светской этике, все  же по существу глубоко связано с  ним требованием самоотречения. В противоположность монашескому  аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии — пуритан, порицавших как непростительные занятия пустую болтовню, излишества, суетное тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, граничащего с ханжеством, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.

Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность. В XVI в. последователей практической этики  кальвинизма называли методистами  за создание строгого метода всего  поведения, который преследовал  две задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния природы и  мира вещей, подчинение жизни плановому  стремлению; постоянный самоконтроль и активное самообладание.

Смысл профессиональной деятельности

Если категории «призвание»  и «профессиональный долг» выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием  людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как  вопрос «Для кого человек должен трудиться?»  Варианты ответа: 1) на благо будущих  поколений; 2) ради себя и своего материальною благополучия; 3) для других членов общества. Адам Смит взаимодействие личных и  общественных интересов, регулируемое рыночными механизмами, представлял  так:

Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца считываем  мы, желая получить обед, а на их собственную  заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к  их эгоизму, говорим не о наших  потребностях, а всегда лишь об их выгоде3.

Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность в буржуазном обществе так или иначе учитывает чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей, как бы абстрактно, идеалистично или недостижимо это ни звучало, делает профессиональную деятельность морально осмысленной.

Выработанные протестантской профессиональной этикой положения касаются любой  профессиональной деятельности. К концу XIX в. различные профессиональные сообщества начинают составлять собственные моральные  кодексы, конкретизируя абстрактные  принципы применительно к той  или иной профессии — журналиста, юриста, педагога, дипломата. Во многих штатах США и в Канаде, например, в начале XX в. были приняты этические кодексы инженеров, которые действовали до 70-х г.г. XX в., затем были пересмотрены и дополнены и продолжают действовать. В них подробно анализируются как общие, так и частные аспекты морального долга инженера по отношению к народу, к своему нанимателю, клиентам, другим членам профессионального сообщества, а также к себе самому.

Профессиональная этика менеджера  по кадрам включает в себя все перечисленные  принципы и категории, но по форме  и содержанию деятельности обладает специфическими особенностями.

Любые решения кадрового работника  отягощены ответственностью за чужие  судьбы. Строго говоря, представители  всех профессий, имеющих человека в  качестве объекта деятельности (врач, учитель, юрист, журналист) несут такую  ответственность, но именно руководитель отвечает за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а следовательно, за их общественное положение.

Моральные и деловые качества людей  становятся для менеджера по персоналу  объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные качества  — профессиональные навыки, опыт  работы, знание иностранных языков;

2) морально-психологические как профессиональные — целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные — доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, уважение  других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.

Эволюция профессиональной этики  кадрового работника в ХХ в.

Появление специалистов по работе с  кадрами (управлению персоналом) связано  с реализацией принципов научной  организации труда, поставившей  перед собой задачу максимально  эффективно использовать (эксплуатировать) всех работников в рамках высокоорганизованного, высокотехнологичного производства. Человек  с точки зрения этой доктрины, доктрины X, рассматривался как винтик, которого можно при необходимости сменить  другим человеком, если использование  первого становилось экономически неэффективным. Соответствующее отношение  к работнику со стороны кадровых служб состоит в том, что средний  человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции, ленив, желает находиться в безопасной ситуации. Его надо готовить к выполнению строго определенной профессиональной роли и по возможности минимизировать социальные конфликты и прочие негативные явления, влияющие на снижение производительности труда или повышение издержек производства.

Вторая волна, или революция  в управлении персоналом были связана  с идеей гуманизации производственных отношений, идеей фокусирования внимания кадровых служб на человеческих отношениях. Второй этической доктриной кадровой работы, доктриной У, человек трактовался уже как работник, которого надо всячески мотивировать, создавать ему соответствующие условия, чтобы он мог эффективно работать, приобщать его к общим ценностям организации и за счет этого достигать максимального экономического эффекта. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации. Различия между этими доктринами нашли отражение в теории X — У, разработанной Д. МакГрегором4.

Последняя, третья, революция в  работе с персоналом была связана  с концепцией У. Оучи — Z-концепцией5. Она состояла в том, что цель кадровой работы — максимально эффективно использовать человеческие ресурсы. Человеческий потенциал становится одним из важнейших факторов предпринимательства, и с этой точки зрения задачи кадровых служб — способствовать максимальному развитию предпринимательской активности) всех работников, создавая для этого благоприятные условия.

В организациях типа Z сознательно  и планомерно применяются моральные  механизмы регуляции: проявляется  интерес человеку как личности, а  не просто как к работнику, значительное внимание уделяется неформальным взаимоотношениям.

Актуальность этического регулирования  профессиональной деятельности менеджера  по персоналу

Ориентируясь в кадровой работе на основные продуктивные цели организации, специалист по персоналу не должен упускать из виду этические ценности организации, высшие принципы ее деятельности. К. Ходжкинсон, профессор Оксфордского университета, выявляет четыре основных административных заблуждения по отношению к ценностям6:

1) натуралистическое заблуждение  — разграничивает факты и ценности. «Нельзя познать должное из  сущего», а о чем нельзя говорить, о том следует молчать;

2) гомогенетическое — уравнивание  ценностей, в то время: как  ценности иерархичны;

3) удаление источника ценностного  конфликта из сферы внимания  руководителя;

4) милитаристическое — отделение  целей организации от средств  их достижения.

Хорошего руководителя от плохого, сильного — от слабого отличает, по мнению К. Ходжкинсона, способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности и своей, и подчиненных, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ.

Рациональное отношение к моральной  регуляции взаимоотношений в  организации, институционализация  морали порождают потребность в  конкретных практических рекомендациях  относительно разрешения сложных проблемных ситуаций, так называемых этических  дилемм, когда руководитель вынужден выбирать не между двумя одинаковыми  с этической точки зрения способами  действия, а должен решить, делать или  не делать что-либо такое, что хотя и  выгодно ему самому или организации  или обоим, но может считаться неэтичным. Этично ли, например, дать и взятку, чтобы получить выгодный контракт? Этично ли позволять своей компании размещать вредные отходы в опасном виде? Этично ли скрывать информацию, которая может заставить хорошего работника принять решение о перемене места работы? Этично ли заниматься на рабочем месте личными делами?

Руководители, менеджеры сталкиваются с такими дилеммами не только во взаимоотношениях начальников с  подчиненными, но и с покупателями, конкурентами, поставщиками и диспетчерами. Следовательно, все больше и больше организаций нуждаются в программах этического тренинга, чтобы помочь менеджерам прояснить их этические  принципы и попрактиковаться в самодисциплине при принятии решений в сложных  обстоятельствах. Предлагается, например, такой весьма полезный проверочный  лист, который может помочь при  столкновении с этическими дилеммами7:

Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая  три вопроса:

«Это законно?»

«Это правильно?»

«Это полезно?»

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая  два вопроса:

«Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?»

«Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной  печати?»

Шаг 7. Предпринять действие.

К сожалению, каждый из нас может  рационально оправдать безнравственное  поведение. Мы можем убедить себя в том, что такие действия приемлемы. Лучший способ предотвратить аморальные действия — распознать, что это  оправдание основав на порочной и самоуслужливой логике. Полезно быть во всеоружии против четырех общих рациональных способов оправдания неэтичного поведения:

• убедить себя в том, что поведение  на самом деле не является неэтичным  или противоправным;

Информация о работе Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение