Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области — их обучение в институтах, академиях и университетах теоретическим и методологическим основам связей с общественностью с последующей стажировкой (практикой) в соответствующих подразделениях ведущих предприятий и организаций.
В наиболее общем случае сотрудники внутрифирменных подразделений по связям с общественностью в дополнение к основному предмету должны также проходить соответствующую подготовку по таким дисциплинам, как социология, психология, конфликтология, теория общения, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг, рекламное дело, журналистика, политология, логика, информатика и информатизация, документоведение и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования………………………………………………………………………6
2. Модель специалиста по связям с общественностью………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....22

Файлы: 1 файл

Критерии и уровни профессионализма пиарщиков.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования………………………………………………………………………6

2. Модель специалиста по связям с общественностью………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области — их обучение в институтах, академиях и университетах теоретическим и методологическим основам связей с общественностью с последующей стажировкой (практикой) в соответствующих подразделениях ведущих предприятий и организаций.

В наиболее общем случае сотрудники внутрифирменных подразделений по связям с общественностью в дополнение к основному предмету должны также проходить соответствующую подготовку по таким дисциплинам, как социология, психология, конфликтология, теория общения, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг, рекламное дело, журналистика, политология, логика, информатика и информатизация, документоведение и др.

Специалисты по связям с общественностью должны в совершенстве владеть навыками устной речи и приемами ораторского искусства, уметь вести телефонные переговоры и деловую переписку, знать правила организации официальных приемов, деловых встреч, презентаций и других РR-мероприятий. Для специалистов по связям с общественностью, работающих в крупных компаниях, обязательным является также знание иностранного языка, персонального компьютера и правил эксплуатации современной оргтехники.

Важным условием успешной работы такого специалиста является наличие у него следующих качеств: честность, порядочность, искренность, целеустремленность, трудолюбие, чувство ответственности, коммуникабельность.

Достижению определенных успехов в освоении профессии специалиста по связям с общественностью и дальнейшему карьерному росту могут в значительной мере способствовать такие личностные качества, как: решительность, умение убеждать других в своей правоте, энергичность, работоспособность, независимость, требовательность к себе и подчиненным, позитивное отношение к людям, умение идти на разумный компромисс.

Для достижения значительных успехов и всеобщего признания специалист по связям с общественностью должен обладать (в дополнение к перечисленным) следующими качествами: инициативность, стремление к нововведениям, самостоятельность, наличие организаторских способностей, умение работать в условиях неопределенности и наличие интуиции, готовность идти на оправданный риск, наличие здравого смысла и реального взгляда на вещи, мотивированное стремление к успеху, нестандартное и гибкое мышление, образованность, интеллигентность, устойчивость к стрессам.

Очень важным является соблюдение специалистами по связям с общественностью норм профессионального поведения и этики во взаимоотношениях друг с другом, а также с представителями различных категорий общественности и работниками СМИ. Общие правила профессионального поведения специалистов по связям с общественностью закреплены в специальных кодексах, принятых в разное время соответствующими международными организациями.

К числу наиболее известных документов в этой области относятся:

  • Кодекс профессионального поведения ИПРА (Международной Ассоциации Паблик Рилейшнз), принятый на Генеральной ассамблее ИПРА в Венеции в мае 1961г.;
  • Афинский кодекс, принятый на Генеральной ассамблее ИПРА в Афинах в мае 1965 г.;
  • Кодекс профессионального поведения Института Паблик Рилейшнз, принятый на ежегодной сессии Института в апреле 1986 г.;
  • Европейский кодекс профессионального поведения в области паблик рилейшнз, принятый на Генеральной ассамблее Европейской Конфедерации Паблик Рилейшнз в Лиссабоне в апреле 1978 г.;
  • Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятый на заседании Исполнительного совета Российской ассоциации по связям с общественностью в Москве в сентябре 2001г.

Нормы профессионального поведения, содержащиеся в упомянутых документах, дополняют и в значительной степени дублируют друг друга.

Цель работы изучить критерии и уровни профессиональных качеств специалиста в сфере связь с общественностью.

Задачи:

- изучить профессию специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования;

- рассмотреть структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования

Понятие «профессия» многозначно. Иногда профессией характеризуют некоторую категорию, группу людей, занимающуюся определенным видом трудовой деятельности, имеющую определенный уровень квалификации, мастерства, умения, специально полученных знаний и навыков, которые подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Другой смысл понятия «профессия» - система знаний, умений и навыков, присущих определенному человеку. Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от работника силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности1.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать обобщенный вывод, что профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Говоря о профессии специалиста по связям с общественностью, необходимо начать с момента ее появления - это случилось в США в начале прошлого века, где профессия сформировалась как средство достижения успеха в условиях рыночной конкуренции. Первым понятие «Public Relations» ввел в обиход американский президент Томас Джефферсон в 1807 году. И только через век впервые компания «Ford» начала осознанно воздействовать на общественное сознание посредством СМИ. Руководитель компании, Генри Форд, поддерживал хорошие отношения с журналистами, издавал корпоративную газету, снимал документальные фильмы о компании, организовывал экскурсии по заводу2.

Сейчас во всем мире PR играет все более значимую роль в различных областях деятельности. Специализация «Связи с общественностью» считается сложной и трудной, требующей большого объема знаний и навыков. Именно поэтому опытные специалисты в этой сфере так высоко ценятся, а сама профессия считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых.

В России профессия специалиста по связям с общественностью получила официальный статус только в 2003 году. До сих пор в стране не уделяется достаточного внимания как образованию молодых пиарщиков, так и использованию услуг PR-агентств. И если рынок Public Relations в России уже сформировался, то объемы его пока не слишком велики, хотя спрос на PR-услуги в стране постоянно растет и, соответственно, объем рынка непрерывно увеличивается. Некоторые ученые относят PR к разновидности маркетинга3.

С функциональной точки зрения, PR - это формирование общественного мнения о некотором объекте. В роли объекта может выступать компания, человек, мероприятие, товар или идея.

Специалист по связям с общественностью, занимающийся традиционным внешним пиаром, отвечает за имидж клиента, несет ответственность за доставку информации о нем целевой аудитории, за «узнаваемость» клиента. Для этих целей пиарщики контактируют со СМИ (дают интервью, пишут рецензии, регулярно проводят мониторинг средств массовой информации с целью оценки положения клиента), продвигают веб-проекты клиента, проводят различные мероприятия (презентации, акции, пресс-конференции и другие).

Наряду с традиционным пониманием PR, существует еще одна разновидность связей с общественностью - внутрикорпоративные коммуникации (внутренний PR). В этом случае в обязанности специалиста по внутрикорпоративному PR входит создание и выпуск средств массовой информации для сотрудников компании (периодические издания, стенды, листовки), мониторинг персонала, организация корпоративных праздников, тренингов, профессиональных соревнований. Цель внутрикорпоративного PR - повышение уровня лояльности и мотивированности персонала компании, формирование и поддержка корпоративной культуры.

Выбирая путь карьеры, следует учитывать, что работа в PR-отделе компании отличается от работы в PR-агентстве. В первом случае, будучи глубже осведомленным о потребностях своей организации, пиарщик может оперативнее получить внутреннюю информацию о своей фирме, корректировать свои действия и наиболее эффективным образом организовать внутрикорпоративный PR, являясь при этом частью своей целевой аудитории. Такой специалист обладает недоступными внешнему пиарщику ресурсами, и требования к результатам его работы выше. На выходе от специалиста по внутреннему PR ожидается более долгосрочный PR-продукт, постоянное его обновление и усовершенствование. Внутреннему пиарщику необходимо очень глубоко разбираться не только в сфере связей с общественностью, но и в специализации и интересах своей компании4.

Работая в агентствах по связям с общественностью, специалисты сталкиваются с самыми различными компаниями, изучают и анализируют ситуацию на множестве различных рынков. Здесь просто необходимо умение быстро переключаться с одной задачи на другую. Работа построена на основе проектных технологий, что накладывает важный отпечаток: давление сроков, переработки, работа с клиентами и так далее. Кругозор у таких специалистов шире, чем у пиарщиков одной определенной компании.

Многолетней практикой доказано, что для эффективной работы в сфере PR необходимо глубоко изучать психологию, социологию, маркетинг, политологию, лингвистику. Помимо этого, специалист по связям с общественностью должен обладать отличными коммуникативными навыками и креативным мышлением, быть обаятельным и харизма-тичным, грамотно говорить и писать. Знание иностранных языков является безусловным подспорьем в работе. И так как пиарщик часто отвечает за интернет-ресурсы клиента, ему пригодятся знание Web-технологий и умение работать с графическими редакторами.

Необходимо учитывать, что связи с общественностью - эта та область, где опыт работы играет решающую роль, и получать его необходимо как можно раньше: легче и эффективнее всего - в студенческие годы. Помимо опыта, безусловным помощником в продвижении пиарщика будут членство в РАСО (Российская ассоциация по Связям с общественностью) или наличие сертификатов, выдаваемых РАСО при участии общественного комитета профессиональной сертификации (ОКС).

В России в отличие от большинства западных государств к обучению пиарщика, как правило, относятся как к некоему добавочному компоненту общего образования. Более 70 % специалистов на отечественном рынке PR-услуг не имеют профильного образования - это социологи, политологи, маркетологи, филологи, психологи, журналисты по образованию. Этот факт, между тем, подтверждает мнение большинства специалистов о том, что теоретические знания в работе пиарщика не играют значительной роли. Гораздо важнее его связи (в том числе и со СМИ) и практические навыки, которые приобретаются только с опытом работы (уже во время обучения в вузе стоит уделить этому максимальное внимание)5.

В любом случае, выбирая вуз для получения профильного образования по направлению «Специалист по связям с общественностью» необходимо обратить внимание на: наличие обязательной производственной практики; изучение иностранных языков; опыт преподавателей. Выпускники факультетов по связям с общественностью работают в деловой, политической, культурной, образовательной сферах деятельности: специалистами по внешним и внутренним коммуникациям, экспертами по имиджу, специалистами по кризисным коммуникациям, копирайтерами, пресс-секретарями, менеджерами по персоналу.

Выбор области применения знаний, полученных в ходе обучения в вузе, практически не ограничен, и зависит только от желаний и склонностей специалиста. Помимо этого существует множество обучающих курсов и семинаров, где можно познакомиться с современным PR-технологиями и по окончании получить сертификаты. Наиболее популярным курсом является курс Лондонской Школы Public Relations, регулярно проходящий и в России. Сертификат Лондонской школы (LSPR) является одним из наиболее котирующихся во всем мире. Так же в сфере пиара ценится наличие сертификатов LCCIEB (EFB, WEFT, FTBE)6 - сертификатов Лондонской Торгово-Промышленной Палаты7.

До недавнего времени России в большей степени был присущ PR политический и PR в сфере шоу-бизнеса, однако ситуация в последние годы изменилась и спрос на услуги специалистов по связям с общественностью начал расти и в бизнес-секторе. Сейчас услугами пиарщиков пользуется большинство крупных российских и международных компаний, работающих на отечественном рынке.

По прогнозам специалистов, тенденция роста спроса на услуги пиарщиков еще долго будет характерна как для российского, так и для мирового рынка. И отечественные, и иностранные компании все больше внимания уделяют своему имиджу. В России зарегистрировано более ста крупных организаций, имеющих своих специалистов по PR, и число таких фирм непрерывно увеличивается. А в связи с некачественным образованием наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Множество агентств регулярно занимаются поиском молодых креативных пиарщиков для расширения штата сотрудников. У многих крупных корпораций есть свои собственные PR-отделы, где всегда будут рады высококвалифицированным специалистам8.

Информация о работе Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования