Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области — их обучение в институтах, академиях и университетах теоретическим и методологическим основам связей с общественностью с последующей стажировкой (практикой) в соответствующих подразделениях ведущих предприятий и организаций.
В наиболее общем случае сотрудники внутрифирменных подразделений по связям с общественностью в дополнение к основному предмету должны также проходить соответствующую подготовку по таким дисциплинам, как социология, психология, конфликтология, теория общения, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг, рекламное дело, журналистика, политология, логика, информатика и информатизация, документоведение и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования………………………………………………………………………6
2. Модель специалиста по связям с общественностью………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....22

Файлы: 1 файл

Критерии и уровни профессионализма пиарщиков.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь к мысли о том, что профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития, можно отметить, что профессия специалиста по связям с общественностью является комплексом профессий, поскольку, применив свои знания на практике, специалист невольно осваивает ряд смежных профессий, позволяющих добиться больших успехов в карьере и повысить уровень своего профессионализма.

2. Модель специалиста по связям с общественностью

Под формированием профессиональной компетентности специалистов понимается специально организованный в вузе образовательный процесс, который включает в себя сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и воспитания, который направлен на развитие набора ключевых компетенций, определяющих структуру профессиональной компетентности, и профессионально значимых личностных качеств. В качестве методологической основы выделены аксиологический, культурологический, деятельностный, информационно-коммуникативный аспекты формирования профессиональной компетентности, определяющие векторы профессиональной подготовки специалистов по рекламе. Аксиологический аспект позволяет рассмотреть систему профессионально ценностных ориентаций личности (идеи, концепции, значимые знания и умения), включенных в профессиональный процесс. Культурологический аспект предполагает приобщение специалиста к культуре как высшей форме проявления профессиональной образованности и компетентности. Деятельностный аспект заключается в единстве теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со способностями, знаниями, умениями, навыками и интересами. Информационно-коммуникативный аспект определяет уровень сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков, используемых на разных уровнях информационных потоков. Следовательно, можно заключить, что формирование профессиональной компетентности специалистов по рекламе в широком смысле заключается в развитии профессиональных ценностей, профессиональной культуры, профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.

Структура профессиональной компетентности специалистов по рекламе включает:

1. Когнитивный компонент, который направлен на усвоение специалистами системы профессиональных знаний, умений и навыков рекламно-профессиональной направленности, способных образовывать новое интегративное знание и позволяющих адекватно действовать в стандартных и нестандартных учебно-профессиональных ситуациях (включает такие ключевые компетенции как когнитивная готовность, маркетинговая грамотность, коммуникативная готовность).

2. Деятельностный компонент, раскрывающий готовность личности к реализации профессиональных задач, а также освоению способов формирования профессиональной компетентности за счет интеграции различных видов практической рекламной деятельности, а также учебно-профессиональной, научно-исследовательской, социокультурной деятельности (включает в качестве ключевых компетенций информационную квалифицированность, профессиональную мобильность, креативность).

3. Эмоционально-личностный компонент, ориентированный на развитие системы профессиональных ценностей, направленности чувств и переживаний профессионала, формирование устойчивых и развивающихся профессионально значимых личностных качеств (способность к рефлексии, ответственность, целеустремленность, решительность, толерантность, самокритичность).

4. Мотивационный компонент, направленный на формирование мотивов профессиональной деятельности, готовности к профессиональному общению и проявлению личности в профессии, на осмысление предназначения профессии.

Содержание компонентов профессиональной компетентности реализуется в процессе обучения специалиста, причем мотивационный компонент является интегративным показателем сформированности профессиональной компетентности, с учетом того, что, как указывают Л.С. Подымова, Н.А.Подымов, А.В. Репринцева мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть от внешних факторов и побуждаться внешними стимулами. Исходя из содержания структуры профессиональной компетентности специалистов по рекламе, можно утверждать, что профессиональная компетентность является показателем качества образования, результатом и необходимым условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Разработанная структура профессиональной компетентности и аспекты ее формирования позволили определить ключевые компетенции специалиста по рекламе:

  • когнитивная готовность (базовые общепрофессиональные и рекламно-профессиональные знания, умения и навыки; умение на деятельностном уровне осваивать новые знания);
  • маркетинговая грамотность (интегративная степень владения знаниями в области рекламы и маркетинга, основами экономических процессов и изменений, способность анализировать маркетинговую информацию применительно к рекламной деятельности);
  • коммуникативная готовность (владение коммуникативной техникой и технологией: способность устанавливать контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых группах; знание основ деловой этики профессионального общения и управления коллективом; умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения; владение родным и иностранными языками, в том числе способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук и отраслей);
  • информационная квалифицированность (компьютерная грамотность; владение необходимыми программами для решения профессиональных задач; способность использовать интернет-технологии, вспомогательные технические средства (фото, видео, аудио и т.д.);
  • креативность (продуктивная мыслительная деятельность; нестандартное решение поставленных задач; оригинальность мышления; обладание творческой интуицией);
  • профессиональная мобильность (гибкая ориентация в профессиональных условиях, понимание тенденций и основных направлений развития рекламной индустрии, высокая адаптивность к различным ситуациям в будущей профессиональной деятельности).

Построение структурно-содержательной модели формирования профессиональной компетентности специалистов по рекламе на основе интегративного подхода (рисунок) осуществлялось с учетом системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин). Основу модели составляют содержание государственного образовательного стандарта по специальности «032401.65 Реклама»; требования профессиональных сообществ и работодателей; профессиограмма «специалист по рекламе» как базовая системная характеристика профессии, разработанная на основе образовательно-ориентированного профессиографирования (В.В. Бажутин, З.З. Кирикова, Н.В. Крохина) и информационного психографирования (Е.М. Иванова).

Структурно-содержательная модель включает в себя пять взаимосвязанных блоков. Целевой блок направлен на достижение результата, содержит цель и требования к подготовке специалистов. Методологической основой моделирования выступают интегративный подход, который нацелен на достижение нового качества образования и проявляется во внутренних связях между компонентами профессиональной компетентности (когнитивным, деятельностным, эмоционально-личностным, мотивационным), этапами, условиями, методами и формами обучения, видами деятельности субъектов образовательного процесса, и аспекты формирования профессиональной компетентности.

Операционный блок включает уровни интеграции: межпредметную, внутрипредметную, межличностную и внутриличностную. Результат реализации интегративного подхода к формированию профессиональной компетентности специалистов – будущих специалистов по рекламе проявляется в уровне сформированности ключевых компетенций.

Организационно-содержательный блок раскрывает принципы, компоненты и этапы формирования профессиональной компетентности специалистов – будущих специалистов по рекламе.

Деятельностный блок включает методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки специалиста по рекламе и следующие организационно-педагогические условия:

  • развитие интегративной активности личности специалистов, которое направлено на повышение активной позиции специалиста, начиная с целеполагания, реализации и корректировки деятельности в различных ситуациях, заканчивая стремлением и способностью инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности специалистов по рекламе на основе интегративного подхода

 

  • создание единого образовательного пространства, в рамках которого протекает образовательный процесс, через интеграцию учебно-профессиональной, научно-исследовательской, социокультурной деятельности, что определяет «стержень» формирования профессиональной компетентности специалистов;
  • использование интегративного подхода при построении учебных кур-сов (интегративные курсы) и программ практики специалистов, которое происходит при взаимодействии всех составляющих образовательного процесса и направлено на профессионально-личностное развитие специалистов; модульная структура интегративных курсов позволяет обеспечить целостность и системность процесса обучения;
  • применение форм и методов активного обучения, направленных на развитие и активизацию познавательной деятельности специалистов за счет организации образовательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий специалиста.

В рамках модели сделан акцент на широкое использование методов активного обучения (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, А.М. Смолкин), которые позволяют реализовать установку на большую активность субъекта в учебном процессе (С.Д. Смирнов) и направлены на самостоятельное усвоение специалистами знаний в процессе познавательной деятельности. Формы теоретической и практической подготовки определяются как деятельностные (Т.С. Тюнников) и представляют собой интегративные занятия в рамках теоретической (активные (проблемные) лекции, бинарные лекции, семинары, учебные конференции, учебные дискуссии, круглые столы и др.) и практической подготовки (практические занятия, учебные экскурсии, деловые игры, фото-кроссы, мастер-классы, олимпиады, учебные проекты, консультации, самостоятельная работа, учебно-ознакомительная и производственная практика).

Рефлексивный блок включает в себя качественную оценку результативности формирования профессиональной компетентности специалиста на основе интегративного подхода. Для выявления системного эффекта интеграции определены базовые критерии (когнитивный, деятельностный, личностный, мотивационный) и уровни сформированности профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Круг обязанностей современного PR-специалиста включает в себя не только формирование благоприятного общественного мнения и положительного имиджа организации, но и стратегическое развитие, прогнозирование макроэкономических и макросоциальных изменений, актуализирование скрытых возможностей компании и мобилизацию ее внешних ресурсов для установления непосредственных контактов с представителями различных групп общественности. PR-специалист, все больше превращается в «проектировщика» и «конструктора» социальных процессов, социальной реальности.

Тенденции усложнения современной методологии PR-коммуникации отмечают многие теоретики и практики. Проблема заключается в том, что методологические основания этого объективного процесса пока еще не выявлены. Для решения этой проблемы важно учитывать следующие факторы: во-первых, динамику профессиональной деятельности специалиста PR (изменение места профессии PR в контексте производственной деятельности компании, появление нового понимания природы коммуникаций и значения PR), во-вторых, изменчивость интеллектуальной составляющей профессиональной деятельности.

Развитие и усложнение деятельности ведет к ее профессионализации. Проблема сущности, структуры, критериев профессионализации в PR, а также в других сферах достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики, быстрых социальных перемен. Профессия вообще является предметом изучения многих научных направлений: социологии профессии, социологии труда, психологии труда, профессиологии и профессиографии. Целый ряд отраслей, связанных с особыми условиями труда, ответственностью и т. п., хорошо оснащен профессиологическими методами и критериями, способствующими надежному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение. Что касается PR как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношении изучена значительно меньше и оснащена не столь богато.

Сфера деятельности PR-специалистов привлекает в последнее время, быть может, значительно больше внимания, нежели какие-либо другие сферы профессиональной деятельности. Однако представление о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих общественных настроений. То есть часть требований к профессиональной деятельности PR-специалиста формируется исходя из установок доминирующей политической, экономической и социальной культуры.

Сложившаяся на рынке PR-услуг ситуация потребовала построения оптимизированной модели PR-специалиста. В качестве ориентиров выступают модели, понимаемые как совокупность требований к представителю определенной профессии (специальности), составленную с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективного осуществления деятельности в современных условиях.

В каждой из моделей представляется необходимым выделение профессиональной и личностной составляющей. Но для обеспечения высокой прогностичности оценки профессиональной пригодности только этих критериев недостаточно. Необходимо совпадение ряда профессиональных требований, задающихся в профессиограммах, квалификационных характеристиках и должностных инструкциях.

Информация о работе Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования