Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа
Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области — их обучение в институтах, академиях и университетах теоретическим и методологическим основам связей с общественностью с последующей стажировкой (практикой) в соответствующих подразделениях ведущих предприятий и организаций.
В наиболее общем случае сотрудники внутрифирменных подразделений по связям с общественностью в дополнение к основному предмету должны также проходить соответствующую подготовку по таким дисциплинам, как социология, психология, конфликтология, теория общения, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг, рекламное дело, журналистика, политология, логика, информатика и информатизация, документоведение и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Профессия специалиста по связям с общественностью как объект научного исследования………………………………………………………………………6
2. Модель специалиста по связям с общественностью………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....22
Возвращаясь к мысли о том, что профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития, можно отметить, что профессия специалиста по связям с общественностью является комплексом профессий, поскольку, применив свои знания на практике, специалист невольно осваивает ряд смежных профессий, позволяющих добиться больших успехов в карьере и повысить уровень своего профессионализма.
2. Модель специалиста по связям с общественностью
Под формированием профессиональной компетентности специалистов понимается специально организованный в вузе образовательный процесс, который включает в себя сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и воспитания, который направлен на развитие набора ключевых компетенций, определяющих структуру профессиональной компетентности, и профессионально значимых личностных качеств. В качестве методологической основы выделены аксиологический, культурологический, деятельностный, информационно-коммуникативный аспекты формирования профессиональной компетентности, определяющие векторы профессиональной подготовки специалистов по рекламе. Аксиологический аспект позволяет рассмотреть систему профессионально ценностных ориентаций личности (идеи, концепции, значимые знания и умения), включенных в профессиональный процесс. Культурологический аспект предполагает приобщение специалиста к культуре как высшей форме проявления профессиональной образованности и компетентности. Деятельностный аспект заключается в единстве теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со способностями, знаниями, умениями, навыками и интересами. Информационно-коммуникативный аспект определяет уровень сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков, используемых на разных уровнях информационных потоков. Следовательно, можно заключить, что формирование профессиональной компетентности специалистов по рекламе в широком смысле заключается в развитии профессиональных ценностей, профессиональной культуры, профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.
Структура профессиональной компетентности специалистов по рекламе включает:
1. Когнитивный компонент, который направлен на усвоение специалистами системы профессиональных знаний, умений и навыков рекламно-профессиональной направленности, способных образовывать новое интегративное знание и позволяющих адекватно действовать в стандартных и нестандартных учебно-профессиональных ситуациях (включает такие ключевые компетенции как когнитивная готовность, маркетинговая грамотность, коммуникативная готовность).
2. Деятельностный компонент, раскрывающий готовность личности к реализации профессиональных задач, а также освоению способов формирования профессиональной компетентности за счет интеграции различных видов практической рекламной деятельности, а также учебно-профессиональной, научно-исследовательской, социокультурной деятельности (включает в качестве ключевых компетенций информационную квалифицированность, профессиональную мобильность, креативность).
3. Эмоционально-личностный компонент, ориентированный на развитие системы профессиональных ценностей, направленности чувств и переживаний профессионала, формирование устойчивых и развивающихся профессионально значимых личностных качеств (способность к рефлексии, ответственность, целеустремленность, решительность, толерантность, самокритичность).
4. Мотивационный компонент, направленный на формирование мотивов профессиональной деятельности, готовности к профессиональному общению и проявлению личности в профессии, на осмысление предназначения профессии.
Содержание компонентов профессиональной компетентности реализуется в процессе обучения специалиста, причем мотивационный компонент является интегративным показателем сформированности профессиональной компетентности, с учетом того, что, как указывают Л.С. Подымова, Н.А.Подымов, А.В. Репринцева мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть от внешних факторов и побуждаться внешними стимулами. Исходя из содержания структуры профессиональной компетентности специалистов по рекламе, можно утверждать, что профессиональная компетентность является показателем качества образования, результатом и необходимым условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Разработанная структура профессиональной компетентности и аспекты ее формирования позволили определить ключевые компетенции специалиста по рекламе:
Построение структурно-содержательной
модели формирования профессиональной
компетентности специалистов по рекламе
на основе интегративного подхода (рисунок)
осуществлялось с учетом системного подхода
(В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин).
Основу модели составляют содержание
государственного образовательного стандарта
по специальности «032401.65 Реклама»; требования
профессиональных сообществ и работодателей;
профессиограмма «специалист по рекламе»
как базовая системная характеристика
профессии, разработанная на основе образовательно-
Структурно-содержательная модель включает в себя пять взаимосвязанных блоков. Целевой блок направлен на достижение результата, содержит цель и требования к подготовке специалистов. Методологической основой моделирования выступают интегративный подход, который нацелен на достижение нового качества образования и проявляется во внутренних связях между компонентами профессиональной компетентности (когнитивным, деятельностным, эмоционально-личностным, мотивационным), этапами, условиями, методами и формами обучения, видами деятельности субъектов образовательного процесса, и аспекты формирования профессиональной компетентности.
Операционный блок включает уровни интеграции: межпредметную, внутрипредметную, межличностную и внутриличностную. Результат реализации интегративного подхода к формированию профессиональной компетентности специалистов – будущих специалистов по рекламе проявляется в уровне сформированности ключевых компетенций.
Организационно-содержательный блок раскрывает принципы, компоненты и этапы формирования профессиональной компетентности специалистов – будущих специалистов по рекламе.
Деятельностный блок включает методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки специалиста по рекламе и следующие организационно-педагогические условия:
Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности специалистов по рекламе на основе интегративного подхода
В рамках модели сделан акцент на широкое использование методов активного обучения (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, А.М. Смолкин), которые позволяют реализовать установку на большую активность субъекта в учебном процессе (С.Д. Смирнов) и направлены на самостоятельное усвоение специалистами знаний в процессе познавательной деятельности. Формы теоретической и практической подготовки определяются как деятельностные (Т.С. Тюнников) и представляют собой интегративные занятия в рамках теоретической (активные (проблемные) лекции, бинарные лекции, семинары, учебные конференции, учебные дискуссии, круглые столы и др.) и практической подготовки (практические занятия, учебные экскурсии, деловые игры, фото-кроссы, мастер-классы, олимпиады, учебные проекты, консультации, самостоятельная работа, учебно-ознакомительная и производственная практика).
Заключение
Круг обязанностей современного PR-специалиста включает в себя не только формирование благоприятного общественного мнения и положительного имиджа организации, но и стратегическое развитие, прогнозирование макроэкономических и макросоциальных изменений, актуализирование скрытых возможностей компании и мобилизацию ее внешних ресурсов для установления непосредственных контактов с представителями различных групп общественности. PR-специалист, все больше превращается в «проектировщика» и «конструктора» социальных процессов, социальной реальности.
Тенденции усложнения современной методологии PR-коммуникации отмечают многие теоретики и практики. Проблема заключается в том, что методологические основания этого объективного процесса пока еще не выявлены. Для решения этой проблемы важно учитывать следующие факторы: во-первых, динамику профессиональной деятельности специалиста PR (изменение места профессии PR в контексте производственной деятельности компании, появление нового понимания природы коммуникаций и значения PR), во-вторых, изменчивость интеллектуальной составляющей профессиональной деятельности.
Развитие и усложнение деятельности ведет к ее профессионализации. Проблема сущности, структуры, критериев профессионализации в PR, а также в других сферах достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики, быстрых социальных перемен. Профессия вообще является предметом изучения многих научных направлений: социологии профессии, социологии труда, психологии труда, профессиологии и профессиографии. Целый ряд отраслей, связанных с особыми условиями труда, ответственностью и т. п., хорошо оснащен профессиологическими методами и критериями, способствующими надежному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение. Что касается PR как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношении изучена значительно меньше и оснащена не столь богато.
Сфера деятельности PR-специалистов привлекает в последнее время, быть может, значительно больше внимания, нежели какие-либо другие сферы профессиональной деятельности. Однако представление о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих общественных настроений. То есть часть требований к профессиональной деятельности PR-специалиста формируется исходя из установок доминирующей политической, экономической и социальной культуры.
Сложившаяся на рынке PR-услуг ситуация потребовала построения оптимизированной модели PR-специалиста. В качестве ориентиров выступают модели, понимаемые как совокупность требований к представителю определенной профессии (специальности), составленную с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективного осуществления деятельности в современных условиях.
В каждой из моделей представляется необходимым выделение профессиональной и личностной составляющей. Но для обеспечения высокой прогностичности оценки профессиональной пригодности только этих критериев недостаточно. Необходимо совпадение ряда профессиональных требований, задающихся в профессиограммах, квалификационных характеристиках и должностных инструкциях.