Прогнозирование и регулирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Прогнозирование и регулирование социальной сферы…………..4
1.1. Социальная сфера и ее роль в современном обществе………4
1.2. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения…………………………………………………6
1.3. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата…………………………8
1.4. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития социальной сферы…………………………………..14
2. Ситуационный анализ предприятия ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»………………………………….15
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»………………………….15
2.2. Технико-экономический анализ предприятия……………….16
2.3. Стратегический анализ ОАО «УАПО»………………………17
2.4. Оптимизация стратегии развития предприятия……………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

стратегический.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Одним из важнейших  социальных нормативов является минимальный  потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет – это стоимость  
материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам.  МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

Бюджет  рассчитывается для одиноких и семейных – с учетом численного и возрастного состава семей или на типичную семью, для различных социальных групп населения – рабочих, служащих, пенсионеров, для работников физического и умственного труда. Этот дифференцированный подход позволяет учитывать все факторы формирования доходов, расходов и потребления, а, следовательно, более обоснованно определять минимальные размеры заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Практическая  значимость норматива состоит и  в том, что соответствующий набор материальных благ и услуг или потребительская корзинка служат для расчетов динамики стоимости жизни работающих и их семей. Можно также установить влияние на нее отдельных факторов: цен и тарифов, уровня и структуры потребления. При повышении цен и тарифов МПБ позволяет определить, насколько возросла стоимость жизни людей, установить размер доплаты к заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям, чтобы поддержать их реальное содержание.

На практике применяются два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно к нему обращаются при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный – применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары. Т.е. потребительская корзинка рассчитывается нормативно-статистическим методом: по продовольственным товарам на основе минимальных норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по структуре расходов группы семей, потребление которой соответствует минимальной потребительской корзине.

При формировании минимального потребительского бюджета  и для прогнозных расчетов используется нормативная потребительская корзина, составляемая из расчета на семью из четырех человек, в которой двое взрослых и двое детей разного пола.

Наборы продуктов, входящих в потребительскую  корзину, по мере изменения условий жизни и под влиянием других факторов систематически пересматриваются. Важно при этом достоверно определять уровень цене на товары и услуги. Они должны отражать реальные условия жизни лиц данной категории, т.е. фактическую возможность осуществления покупок продуктов и других расходов.

С учетом экономических возможностей государства иногда вводится и другой социальный норматив – «прожиточный минимум», который отличается от минимального потребительского бюджета более жесткими требованиями к фактическому потреблению продуктов, товаров и услуг. Такое ужесточение может составлять до 40 и более процентов исходя из конкретно складывающейся ситуации. По существу данный норматив выступает критерием при определении черты бедности жизни населения.

Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.

Назначение минимальной заработной платы – обеспечить доход работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Однако данное условие нередко не соблюдается, т.е. величина МЗП существенно ниже, чем размер МПБ. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива.

1.4.  Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития социальной сферы

Применяющаяся длительное время в  нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства. Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов (СНС). Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей.

Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

  • наличие нормативной базы;
  • привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ;
  • гибкая система управления.

 

 

 

 

 

2. Ситуационный анализ предприятия ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»

 

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»

 

В апреле 1965 г. было начато строительство  завода. 21 мая 1965 г. под первую колонну  литейного цеха была заложена чугунная плита с надписью о закладке завода. В это время на заводе работали всего 7 человек: директор, гл. технолог и начальники цехов, гл. механик машинистка и.

Было заказано в 1965г. оборудование для первой очереди. Оборудование заказывалось с грифом "Для особо важной стройки".

Начало пуска I очереди - 10 января 1967 г. - День рождения завода. Первая очередь состояла из цехов: I-й механический, заготовительно-прессовый и сварочно-сборочный и вспомогательных служб. В это время завод подготовил и набрал кадры в количестве 220 человек.

В 1969 году вступили в строй цеха II-ой очереди, это: 2-ой механический цех, участок пресс-форм, литейный цех чугуна и стали, ремонтно-механический и ремонтно-строительный участки.

В начале 1970 г. пускаются цеха III-ей очереди: участок цветного литья, цех пластмасс и механосборочный цех.

В период с 1985 г. по 1990 г. вводится в строй IV-я очередь, куда входят трубный участок и новый цех товаров народного потребления.

В 1987 г. была проведена модернизация основного оборудования производства "Аргон", позволившая на 40% повысить его производительность.

В середине 1991 г. введена в строй  и освоена система автоматизированной разработки технологических процессов на базе электронно-вычислительной машины СМ 1420.

В 1991 г. на заводе введен цех по выпуску  изделий из углепластиков. Цех оснащен  сравнительно высокопроизводительным технологическим оборудованием, которое в основном разработано конструкторским и технологическим отделами завода и изготовлено на нашем же заводе. Были разработаны и внедрены углепластиковые лыжные палки и телескопические удилища.

Сегодня «Уфимское агрегатное производственное объединение» является поставщиком изделий, узлов, металлоконструкций, запасных частей для предприятий химической, коксохимической промышленности, черной металлургии, МПС, атомной энергетики. Также предприятие производит товары народного потребления, многие из которых неоднократно становились лауреатами различных конкурсов и выставок.

Анализируемое предприятие по своей  организационно-юридической форме  является Открытым Акционерным обществом. Все главные вопросы, включая направление деятельности, цели на предстоящий период, оценка эффективности функционирования и управления предприятием, относятся к компетенции Собрания Акционеров. Данное собрание проводится один раз в год. Между собраниями управление обществом осуществляет Правление и Генеральный директор.

 

2.2. Технико-экономический анализ предприятия

Показатели, которые следует  проанализировать, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Технико-экономические  показатели предприятия

  • Наименование технико-экономического показателя
  • Ед. изм.
  • Год
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • Объем товарной продукции
  • тыс.руб
  • 149500
  • 162544,2
  • 220386,1
  • Объем реализованной продукции
  • тыс.руб
  • 143300
  • 162035,3
  • 267484,3
  • Себестоимость товарной продукции
  • тыс.руб
  • 142025
  • 144664,3
  • 209146,4
  • Себестоимость реализованной продукции
  • тыс.руб
  • 112635
  • 128495,1
  • 213987,4
  • Прибыль от реализации
  • тыс.руб
  • 30665
  • 33540,2
  • 53496,9
  • Среднесписочная численность
  • чел.
  • 2422
  • 2241
  • 2009
  • Стоимость ОПФ
  • тыс.руб
  • 131500
  • 136700
  • 129800
  • Средняя заработная плата
  • тыс.руб
  • 6,048
  • 8,631
  • 9,5
  • Производительность труда
  • тыс.руб./чел.
  • 61,725
  • 72,53
  • 109,69
  • Чистая прибыль
  • тыс.руб
  • Фондоотдача
  • 1,137
  • 1,189
  • 1,698
  • Фондоемкость
  • 0,88
  • 0,841
  • 0,589

 

 

2.3. Стратегический анализ ОАО «УАПО»

 

Проведем SWOT-анализ предприятия.

Определим слабые и сильные стороны  предприятия. Рассмотрим также возможности и угрозы предприятия со стороны внешней среды

Таблица 2- Сильные и слабые стороны  деятельности предприятия

Сильные стороны 

Слабые стороны

1. Наличие квалифицированного  персонала, имеющего опыт работы  в данной области

Наличие большого количества старого, изношенного оборудования на предприятии.

2. Накопленный многолетний  опыт работы на рынке производства  комплектующих для промышленного оборудования

 Отсутствие отдельных  самостоятельных направлений маркетинговой деятельности

3. Хорошие деловые  связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих.

Ограниченность каналов  распределения продукции и приобретения сырья

4. Сравнительно низкая  трудоемкость производства

Трудности в организации  сбыта большого объема продукции по эффективным каналам сбыта.

5. Завоеванная доля  рынка производства оборудования

Недостаточная ритмичность  отгрузки продукции

6.Удобное месторасположение  предприятия относительно районов с предприятиями химической промышленности.

Низкая платежеспособность предприятий - партнеров

7. Близость к транспортным  магистралям (шоссейная дорога проходит на расстоянии 0,5 км, ж/д ветка – через территорию предприятия).

Затягивание сроков партнерами при поставках сырья, полуфабрикатов

8. Обеспеченность производственных цехов всеми необходимыми коммуникациями.

 Большая номенклатура  выпускаемых изделий, что затрудняет проведение единой эффективной товарной продукции

9. Наличие производственных  мощностей, позволяющих поддержать новое производство за счет существующего оборудования.

 Недостаточно изученные  рынки сбыта продукции, находящейся на стадии роста и внедрения на рынок

10. Высокое качество  продукции, соответствующее европейскому уровню

 Высокий риск внедрения  в производство продукции с  неопределенной рыночной емкостью и отсутствием информации о реальном уровне спроса

12. Наличие организованной, талантливой и опытной команды управления высшего и среднего звена

 Отсутствие мобильности  при изменении планируемой структуры  ассортимента производства продукции

14. Стабильный уровень  стимулирования персонала, положительная многолетняя динамика производительности труда

 

Внешние благоприятные  возможности

Внешние угрозы предприятию

Увеличение активности в химической промышленности России и стран СНГ

Увеличение финансового цикла и срока дебиторской задолженности

Расширение рынка сбыта  подержанного оборудования для химических производств (комплектующие для которого производит предприятие)

Снижение общей платежеспособности предприятий

Сложившийся благоприятный имидж ОАО “УАПО” у потребителей продукции.

Задержка роста инвестиционной активности.

Увеличение спроса на многочисленных рынках

Недостаточная стабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации.

Снижение банковской процентной ставки

Банкротство некоторых  предприятий - основных покупателей

Возможность использования  «длинных» кредитов и внешних источников долгосрочных финансовых ресурсов

Благоприятный налоговый  режим для предприятия

Снижение объемов сбыта продукции из углепластика

Информация о работе Прогнозирование и регулирование социальной сферы