Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. Определенную роль на движение цикла и на развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации. Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже не удается гасить, то последствия становятся более разрушительными.

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность антикризисной политики государства
Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах
Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой:
ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие и сущность антикризисной политики государства
  2. Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах
  3. Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой:
  • ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
  • США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта

Заключение 

Список  использованной литературы  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преодоление глобального экономического кризиса трудно представить без  активных усилий со стороны крупнейших международных организаций.

Недавний финансово-экономический  кризис 2008–2009 гг. быстро приобрел глобальный характер и затронул в той или иной степени практически все значимые экономики мирового хозяйства. Это одна из особенностей текущего кризиса.

Более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. Определенную роль на движение цикла и на развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации. Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже не удается гасить, то последствия становятся более разрушительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие об антикризисной политике государства 

 

Антикризисная политика государства  – это такой вид управления, при котором развиты механизмы  предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса  и использования его результатов  для будущего более устойчивого  развития.

Возможность внедрения антикризисной  политики государства связана с  искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который  может искать и выбирать оптимальные  пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость проведения антикризисной  политики государства определяется целями развития.

Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.

1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

2. Проблемы с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

3. Проблема с  дифференциацией технологии управления. Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

4. Проблема конфликтологии и селекции персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.

Антикризисная политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисной политики государства определяют следующие  характеристики:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
  • кризисами можно управлять;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности  кризиса будет различаться и  механизм управления им.

Но система антикризисной политики государства должна соответствовать  следующим характеристикам:

  • гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления;
  • диверсификация управления;
  • децентрализация управления;
  • повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства  можно выразить в следующем:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
  • ускорение процесса реализации антикризисных мер;
  • повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисной  политики государства должны являться:

  • мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
  • поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • развитие инициативы в решении проблем развития;
  • корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисной политики государства  управления характеризоваться:

  • профессиональным доверием,
  • целеустремленностью,
  • антибюрократичностью,
  • исследовательским подходом,
  • самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисной  политики государства являются его  функции.

1. Функции антикризисной политики  государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной  политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций:

· предкризисное управление;

· управление в условиях кризиса,

· управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение  управляемости),

· минимизация потерь и упущенных  возможностей,

· своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисной  политики государства является  интеграция неформального и формального  управления.

3. Для антикризисной политики  государства особое значение  имеет перспективность, возможность  выбрать и построить рациональную  стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисной  политики государства. Наиболее важными  являются следующие:

· предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

· ожидание зрелости кризиса для  его преодоления;

· противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

· стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

· рассчитанный риск;

· последовательный вывод из кризиса;

· предвидение и создание условий  устранения последствий кризиса.

Главной целью антикризисной политика государства является преодоление  системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.

Для достижения цели в программе  предусматриваются следующие основные задачи.

В краткосрочном периоде:

1.   восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

2.   поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

3.   стабилизация валютного курса гривны;

4.   сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

5.   сбалансирование государственного бюджета;

6.   стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

1.   проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

2.   проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;

3.   поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

4.   государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

1.   повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;

2.   разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

3.   сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;

4.   приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.

5.   сохранение и развитие рудового потенциала.

    1. Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах

 

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о  том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни страны с большим  трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и  в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х  годов (Великая депрессия) и экономики  послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии.

В США антикризисное государственное  управление проявляется в совершенствовании  законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в  параграфе 310 гл. 58 Свода законов  США указывается, что эффективные  мероприятия правительства должны включать специально разработанные  программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной  безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной  конкурентоспособности сельского  хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

Информация о работе Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой