Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. Определенную роль на движение цикла и на развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации. Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже не удается гасить, то последствия становятся более разрушительными.

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность антикризисной политики государства
Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах
Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой:
ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Финансовое состояние  страны характеризовалось полнейшим  развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало  наличные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению  к довоенному уровню. Мелкие и средние  слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

Теоретическим фундаментом  антикризисных реформ явилась разработанная  Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим  установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество.

Государство активно вмешивалось  в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства  были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной  собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

Эрхард широко использовал государственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, - говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности, - в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику... несет одно лишь государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства».

Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя  поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений  по другим каналам). В германскую экономику  передавались американский транспорт  и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской  программы восстановления предоставлялись  на льготных условиях кредиты.

Первым мероприятием, проведенным  в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель - избавление от обесцененных денег  и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз.

Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом  о принципах хозяйственной структуры  и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Несколько позже были приняты  законодательные акты о кредитной  и налоговой политике, о мерах  против произвольного завышения  цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались  каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной  способности большинства жителей  ФРГ.

Важнейшим элементом экономической  политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке - удалось втрое увеличить экспорт.

Были приняты решительные  меры по защите внутреннего рынка  от внешних конкурентов, смягчено налоговое  бремя, запрещались набор новых  служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое  внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников  до 500 человек работало до 50,8% всех занятых  и производилась половина промышленной продукции.

Государственные органы проявляли  заботу о создании системы эффективной  занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и  сокращение безработицы.

По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, - создание благоприятных условий для активного развития сильным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни.

При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего  общества о потерпевших неудачу  в жизни.

Положительную роль в преодолении  кризиса в ФРГ сыграло индикативное (договорное) планирование.

Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы  жизнедеятельности страны.

Основу этого успеха обеспечивали следующие факторы:

  • высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки;
  • разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов;
  • твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы;
  • выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

Антикризисные реформы, разработанные  и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны.

Подытоживая и оценивая антикризисную  реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Тип управления - это комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность.

Антикризисное управление как  тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия  и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.

Антикризисное управление - это объективная потребность  управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.

Теория и практика антикризисного управления имеет длинную историю. Кризисы - явление сложное и противоречивое. Они представляют собой крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе, угрожающее ее устойчивости и  жизнеспособности. Их порождают самые  различные причины. Они делятся  на объективные, связанные с цикличным  характером развития, и субъективные, отражающие ошибки, некомпетентность в управлении. В основе кризисов могут также лежать природные  и техногенные процессы. Опасность  кризиса существует всегда, и его  необходимо предвидеть и прогнозировать. Исходя из этого, антикризисное управление можно представить как систему  мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению  кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Опыт антикризисного реформирования экономики, финансов, социальной политики в странах с развитой экономикой имеет не только национальное, но и  большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гайдар Е. Т.. Кризисная экономика современной России. Тенденции и перспективы, 2010
  2. Ключников И.К., Молчанова О.А. Финансовые кризисы: теория, история и современность, 2011
  3. Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления предприятиями. М., «Академия»., 2005. 496 с.
  4. Косачев Ю.В. Экономико-статистические модели эффективности финансово-промышленных структур, М.: Логос, 2004. 244 с.
  5. Михайлов Л.М. Антикризисное управление в промышленности: науч.-практ. Пособие, М.: Экзамен, 2004. 224 с.
  6. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг, СПб: Питер, 2003. 432 с.
  7. Полещук В.М. Правое регулирование несостоятельности (банкротсва)//Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 38 с.
  8. Рудый. К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пособие, М.: Новое знание, 2004. 400 с.
  9. Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика.//Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 38 с.
  10. Чижов П.Н. Опыт антикризисного управления в странах бывшего соц-лагеря: состояние и перспективы //Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 121.
  11. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: учебно-практ. Пособие, М.: Дело, 2004. 432 с.

Информация о работе Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой