Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа
Более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. Определенную роль на движение цикла и на развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации. Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже не удается гасить, то последствия становятся более разрушительными.
Введение
Понятие и сущность антикризисной политики государства
Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах
Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой:
ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы
По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.
При выработке мероприятий
и программ по обеспечению работой
молодежи американские законодатели предлагают
правительству предусмотреть
Вторым важным направлением
совершенствования
Следует отметить, что антикризисное
государственное управление значительно
усиливается в периоды
Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.
Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.
Волна резких перемен в
японском управлении была связана с
ускоренным освоением методов
В ряде стран государственные
органы разрабатывают программы
приватизации, и их осуществление
рассматривается как
Приватизация в каждой
стране имеет свои особенности. Так,
характерной чертой приватизации в
Великобритании является постепенность,
в Германии - осторожность, в Италии
- ярко выраженный прагматизм. В Чешской
Республике приватизация имела главную
цель - уменьшить долю государства
во владении собственностью и довести
удельный вес государственной
В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.
По мнению западных экономистов,
смешанные предприятия в
Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.
В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:
Приватизация в этих странах,
как правило, осуществляется поэтапно:
сначала предприятие
В Чешской Республике приватизация
проходила в двух формах - малая
приватизация и большая. Малая приватизация
затрагивала предприятия сферы
розничной торговли, бытового обслуживания,
предприятия общественного
3.Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой.
США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. «За пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть». Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.
На президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882-1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс».
Теоретическую основу «нового
курса» составили воззрения
Экономическая ситуация в
стране диктовала необходимость
начать реформы с решения кредитно-
По инициативе Ф. Рузвельта
Конгрессу был предложен «
Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту.
Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. - на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.
В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%.
Была начата чеканка серебряной монеты, в стране вводился биметаллизм.
Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Это то, что называют реструктуризацией экономики.
Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.
Особое место в системе
реформ «нового курса» занимало учреждение
Гражданского корпуса сохранения ресурсов.
По предложению Ф. Рузвельта Конгресс
принял закон о направлении
Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:
На время действия закона,
ограниченное двумя годами, приостанавливалось
применение положений антитрестовского
законодательства. Закон о восстановлении
промышленности затронул и трудовые
отношения: он предоставил рабочим
право участия в коллективных
договорах и профсоюзах; в законе
определялись три основных условия
труда: а) минимальная заработная плата
в размере 12-15 дол. в неделю; б) максимальная
продолжительность рабочего дня - 8
ч; в) запрещение детского труда. Закон
действовал два года и был отменен
Верховным Судом США под
«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений.
В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. дол.
В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:
Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов.
Одновременно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.
В результате применения мер,
направленных на оздоровление аграрного
сектора, процесс разорения ферм
затормозился, ипотечная задолженность
уменьшилась, денежные доходы фермеров,
включая государственные
Оживление, начавшееся в
американской экономике в 1933 г., сопровождаемое
активной фискальной политикой администрации
Рузвельта, способствовало резкому
изменению структуры
Подоходные налоги остались
примерно на том же уровне, а вот
доля налогов на прибыль корпораций
увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно,
отражало стремление администрации
Рузвельта возложить большее
налоговое бремя на крупный бизнес
как истинного виновника
Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.
ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».
Послевоенное состояние
экономики Западной Германии было плачевным.
Большая часть промышленности разрушена,
сохранившиеся предприятия