Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. Определенную роль на движение цикла и на развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации. Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже не удается гасить, то последствия становятся более разрушительными.

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность антикризисной политики государства
Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах
Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой:
ФРГ: Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
США: «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени  способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

При выработке мероприятий  и программ по обеспечению работой  молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение  таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального  образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США  является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных  ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях  в 1984 г. создан Президентский совет  по совершенствованию управления. Его  важнейшей задачей является выработка  решения проблем, встающих перед  госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

    • совершенствование управления финансовыми ресурсами;
    • рационализация управленческих инструментов и процедур;
    • координация деятельности генеральных инспекторов;
    • усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное  государственное управление значительно  усиливается в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями  в период кризиса до централизованного  администрирования в сферах производства и распределения продукции.

Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением  подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового  распределения, жесткого регулирования  процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной  экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего  на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации  фирм, о частных предпринимательских  организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации  экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений  в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование  цен.

Волна резких перемен в  японском управлении была связана с  ускоренным освоением методов американского  менеджмента в период после окончания  второй мировой войны. Инициатива в  изучении и внедрении американских методов управления исходила как  от японских государственных органов, так и от американской администрации  оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки  образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством  внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке  администрации», повышению квалификации управляющих.

В ряде стран государственные  органы разрабатывают программы  приватизации, и их осуществление  рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса  отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой  приватизации - поиск новых, более  совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности  и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в  Великобритании является постепенность, в Германии - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. В Чешской  Республике приватизация имела главную  цель - уменьшить долю государства  во владении собственностью и довести  удельный вес государственной собственности  до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной  экономики.

По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее  время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для  большинства государственных предприятий  во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются  как инструмент экономической и  социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным  стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных  инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает  следующие формы:

  • продажа государственных предприятий частным инвесторам - физическим и юридическим лицам;
  • создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;
  • продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается  экспертом-оценщиком и только потом  продается частному капиталу. Такая  последовательность позволяет максимизировать  выручку от приватизации предприятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах - малая  приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы  розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания  и других подобных предприятий. Экономический  и социальный эффект - стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

 

3.Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой.

США: «Новый курс»  Ф.Д. Рузвельта

 

В конце 20-х и начале 30-х  годов XX столетия американская экономика  находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда  ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в  панику финансово-промышленных магнатов США. «За пять лет промышленные и  финансовые лидеры Америки были низвергнуты  с высочайших позиций влияния  и власти в глубокую пропасть». Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких  мер выхода из кризиса.

На президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократическая  партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882-1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс».

Теоретическую основу «нового  курса» составили воззрения английского  экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Экономическая ситуация в  стране диктовала необходимость  начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем.

По инициативе Ф. Рузвельта  Конгрессу был предложен «чрезвычайный  закон о банках»:

  • Федеральная резервная система предоставляла займы банкам;
  • министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов;
  • законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым»;
  • экспорт золота запрещался;
  • специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 долларов;
  • одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом;
  • вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и  инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства  вкладчиков иметь подобную защиту.

Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхованию  на 100%, от 10 до 50 тыс. - на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие  к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

В январе 1934 г. была проведена  девальвация доллара, которая снизила  его золотое содержание на 41%.

Была начата чеканка серебряной монеты, в стране вводился биметаллизм.

Девальвация доллара, изъятие  монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту  способствовали повышению цен и  создали механизм инфляционного  развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства  средства для проведения реформ в  других отраслях. Это то, что называют реструктуризацией экономики.

Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной  системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

Особое место в системе  реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных  городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи.

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

  • устанавливали бы размер производства;
  • определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;
  • распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства. Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения: он предоставил рабочим  право участия в коллективных договорах и профсоюзах; в законе определялись три основных условия  труда: а) минимальная заработная плата  в размере 12-15 дол. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня - 8 ч; в) запрещение детского труда. Закон  действовал два года и был отменен  Верховным Судом США под предлогом  того, что противоречил Конституции  США, так как вмешивался в права  частных собственников. Но за это  время удалось ликвидировать  полный хаос в промышленности и поднять  индекс производства на 10%.

«Новый курс» охватил  и сферу аграрных отношений.

В целях восстановления покупательной  способности фермеров и поддержания  цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и  поголовье скота, но при этом гарантировало  выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в  законе 1938 г., который ввел Концепцию  «всегда нормальной житницы»:

Концепция предлагала поддержание  уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а  сохранения, выплачивая фермерам аванс  в счет еще не проданных сельхозпродуктов.

Одновременно правительство  проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей  ввозных премий.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного  сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность  уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные  платежи, выросли почти вдвое.

Оживление, начавшееся в  американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации  Рузвельта, способствовало резкому  изменению структуры федеральных  расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.

Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот  доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации  Рузвельта возложить большее  налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника Великой  депрессии, а не на рядовых американских граждан.

Методология, стратегия и  тактика реформ в рамках «нового  курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в  системе капиталистического хозяйства  и показали, что гибкое и умеренное  регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в  трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

 

ФРГ: Антикризисная  направленность реформ Л. Эрхарда

 

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».

Послевоенное состояние  экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили  жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство составляло около одной  трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

Информация о работе Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой