Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:03, контрольная работа
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Введение 2
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития 3
Основные этапы психодиагностического исследования 6
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание
Введение
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития 3
Основные этапы
Заключение
Список литературы
Введение
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается:
1. В широком смысле - сближается
с психодиагностическим
2. В узком смысле, более
распространенном – измерение
индивидуально –
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.
История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы. Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер. Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера. Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.
Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения. Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.
Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.
В 1884 г. английский психолог
Гальтон основал
Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.
В 20 гг стали появляться новые
психодиагностические , в том числе
интеллектуальные и личностные тесты,
позволяющие проводить
На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.
Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.
Основные этапы
Можно выделить три основных этапа
психодиагностического исследования:
1 этап. Решение диагностической
задачи и сбор данных в соответствии
с ней. Сбору данных и выбору диагностического
инструмента должен предшествовать период
предварительного ознакомления с данными
об обследуемом (например, биографические
факты, заключения других специалистов
и т.д.), о специфике деятельности или группы,
о ситуации обследования. С этой целью
могут быть использованы анкеты, беседа
или интервью. Таким образом, намечаются
элементы рабочей картины объекта исследования,
необходимые для диагноза и прогноза.
Диагностическая
задача состоит в адекватном выборе
конкретных методик и включает три аспекта,
учет которых обеспечивает её правильное
решение:
1) содержание диагностики
— что (какие качества или свойства), у
кого и зачем подлежат диагностике.
При комплектовании методического комплекса
следует исходить из того, насколько широко
необходимо охарактеризовать личность.
Широта охвата определяется тем, насколько
глубокий нам необходим диагноз и насколько
точный и определенный прогноз. В некоторых
случаях обнаружение какого-либо признака,
например, констатация
какого-либо неблагополучия, - необходимое
и достаточное условие психологического
диагноза.
Однако чаще всего диагноз направлен на
выработку практических рекомендаций.
Поэтому лучше использовать ступенчатую стратегию
сбора данных, первоначально используя
методики, которые позволяют получить
наиболее общие представления о личности
и выработать гипотезу. Диагноз и прогноз
осуществляется на основе проверки гипотез
с помощью методик, позволяющих получить
более локальные данные. Для развернутого
диагноза, о котором пойдет речь ниже,
потребуются методики, как минимум, трех
направлений диагностики:
Соответственно целям и
Часто при выборе методик руководствуются
только содержательным аспектом диагностической
задачи, однако информация о многих психологических
характеристиках может быть получена
с помощью различных диагностических
средств – например, личностные свойства
могут быть изучены и с помощью стандартизированных
личностных опросников и с помощью мало
формализованных проективных техник и
пр.. Сориентироваться в дальнейшем выборе
помогут следующие технические аспекты
диагностической задачи;
2) диагностическая
ситуация — как внешняя (то есть условия
диагностики – временные, пространственные
и др.), так и внутренняя (мотивационная).
Последняя чаще всего представлена в двух
вариантах, условно называемых «ситуация
клиента» и «ситуация экспертизы».
В первом случае клиент сам обращается
за психологической помощью, он заинтересован
в получении объективной информации и
идет на сотрудничество с диагностом —
это позволяет диагносту больше ориентироваться
на свои методические предпочтения и меньше
заботиться о защищенности методик от
фальсификации результатов.
Во втором случае клиент либо не заинтересован
в диагностике (например, когда его на
службе принуждают участвовать в исследовании),
либо заинтересован в тенденциозном искажении
результатов (иногда выгодно представить
себя в наилучшем свете или нарисовать
социально желательную картину своего
поведения — и тогда тебя примут, отберут
и т.п., иногда выгодно, наоборот, преувеличить
свои слабые стороны и — и тогда тебе окажут
социальную помощь и пр.). Такая ситуация
обязывает диагноста выбирать только
те методики, которые защищены от фальсификации
результатов, например, объективные тесты
или опросники, содержащие шкалы достоверности;
3) пользователь диагностической
информации, то есть,
кто и как будет использовать результаты
диагностики. Наиболее частые адресаты
результатов диагностики:
При выборе диагностических методик
следует руководствоваться
На этапе сбора диагностических данных
следует контролировать процесс и выполнять
требования стандартизации психодиагностических
процедур, что обеспечивает объективность
исследования; а также — обеспечить соответствующую
подготовку испытуемого, исключить из
тестовой ситуации элементы неожиданности,
которые могут внести искажение в выполнение
теста (кроме тех случаев, которые предусматривают
влияние диагноста на диагностический
процесс — об интерактивных техниках
также говорилось выше). Этап сбора данных
завершается представлением полученных
результатов в виде, который задан типом
методики, — таблица «сырых» и стандартных
оценок, графическое представление «профиля
личности» или распределения выявленных
характеристик в группе, расчет индексов
(сплоченности), коэффициентов(интеллекта),
уравнений (успешности).
2 этап. Обработка
и интерпретация полученных данных.
На данном этапе исследования реализуются
те же принципы и подходы, что и при использовании
других психологических методов. Полученные
данные, как правило, обрабатываются качественно
(с анализом содержания исходя из профессионального
опыта и интуиции) и количественно (математико-статистический
анализ — корреляционный, факторный, регрессионный
и др.).
Интеграция разрозненных данных, сведение
их в систему, может осуществляться на
эмпирическом и теоретическом уровнях.
В первом случае разрабатывается какая-либо
схема сопоставления результатов отдельных
методик без обращения к их теоретическим
концепциям. Это может быть, например,
пятибалльная шкала, крайние значения
которой характеризуют «высокий» и «низкий
показатели каждой методики. Теоретический
уровень обобщения диагностических данных
требует систематизации полученных результатов
на основе какой-либо концепции и выражения
их в соответствующих понятиях.
3 этап. Вынесение
диагностического заключения.
Психодиагностическое заключение направлено
на разработку программы дальнейшей психологической
работы — коррекции, развития, терапии
и т.п. — в соответствии с полученными
данными. Итоги психологического исследования
обязательно должны быть доведены до сведения
реципиента с соблюдением соответствующих
этических правил.