Психодиагностика в кадровом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Содержание работы

Введение 2
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития 3
Основные этапы психодиагностического исследования 6
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.58 Кб (Скачать файл)

Основные типы психодиагностических методик

В качестве основания для  практичной типологии тестов, предлагаемой читателю, выбран принцип, описанный  В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан  на различии методических приемов, лежащих  в основе тестов. Так, могут быть выделены следующие типы методик:

1) объективные тесты, в  процессе выполнения которых  испытуемый должен дать правильные  ответы на предлагаемые задания.  Как правило, это методики, направленные  на оценку способностей (интеллект,  память, внимание и пр.);

2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники  и шкальные опросники;

3) проективные методики;

4) аппаратурные методики;

5) диалогические методики.

Рассмотрим эти типы методик  более подробно.

1. Объективные тесты

Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве  объективных тестов ограничено.

2. Стандартизованные самоотчеты

1) Тесты-опросники более  часто используются в кадровой  работе. Опросники (одномерные и  многомерные/многофакторные) позволяют  оценить сразу несколько психологических  черт. В многомерном опроснике  каждая измеряемая черта представлена  группой вопросов (обычно семь  и более). В качестве примера  многомерных стандартизованных  опросников можно привести знаменитые MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI. По своему  содержанию опросники — это  списки вопросов или утверждений  («стимульных ситуаций») с заданными  вариантами реакций (ответов)  испытуемого на них. Возможные  варианты ответов:

• «верно» или «неверно» (опросник MMPI);

• «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).

2) Открытые опросники  представляют собой анкеты, списки  вопросов или неоконченных предложений,  для которых предусмотрена особая  форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным  стандартным категориям). Это биографические  опросники, направленные на изучение  психобиографии испытуемого —  один из популярных на Западе методов прогноза профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые «неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать фразы. Например:

• Моя работа — это  прежде всего...

• Качества, которые больше всего ценятся руководством в  сотрудниках фирмы — это...

3) Шкальные техники. В  некоторых опросниках испытуемому  предлагается оценить себя по  одной или нескольким шкалам.

Методика УСК (уровень  субъективного контроля)

Направлена на измерение  локуса контроля (склонности к принятию на себя ответственности в различных  сферах жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения и пр.)).

Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из приведенных  ниже 44 утверждений по шестибалльной  шкале от -3 до +3. При этом оценка «-3»  означает «совершенно не согласен», а оценка «+3» — «полностью согласен». Отметьте выбранный вами вариант  ответа на бланке:

Фрагмент опросника:

5) Продвижение по службе  больше зависит от удачного  стечения обстоятельств, чем от  способностей и усилий человека.

6) Большинство разводов  происходит оттого, что люди не  захотели приспособиться друг  к другу.

7) Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то  ничего не поделаешь. 

Фрагмент бланка УСК для  ответов:

 

Номер

«Совершенно

не согласен»

«Не согласен»

«Скорее не согласен»

«Скорее согласен»

«Согласен»

«Полностью согласен»

1

-3

-2

-1

1

2

3

2

-3

-2

-1

1

2

3

3

-3

-2

-1

1

2

3

4

-3

-2

-1

1

2

3

5

-3

-2

-1

1

2

3


 

Как любой измерительный  инструмент стандартизованные опросники  имеют сильные и слабые стороны.

Преимущества:

• удобны в использовании  при групповом обследовании (легко  тиражируются, имеют четкие письменные инструкции по заполнению, обработке  и интерпретации результатов); легко  компьютеризируются:

• проводить тестирование может сотрудник кадрового подразделения, не имеющий специального психологического образования;

• обработка и интерпретация  результатов проста, не требуют значительных временных затрат и длительной специальной  подготовки. Многомерные личностные опросники, как правило, позволяют  получить целостный психологический  портрет испытуемого. Кроме того, шкалы таких опросников обычно в  той или иной степени содержательно  пересекаются с психограммами большинства  профессий. Последнее является причиной частого включения многомерных  опросников в «тестовые батареи».

Обычно стандартизованные  опросники имеют набор статистических норм для лиц с различными социально-демографическими характеристиками. Это позволяет  оценивать психологические качества испытуемых с максимальной точностью.

Недостатки:

• опросник не предоставляет  об испытуемом информации больше, чем  предполагает шкальная структура теста;

• если результат испытуемого  находится в пределах средних  значений, возникают проблемы с содержательной интерпретацией. Поэтому иногда «не  работает» более половины из 16 шкал опросника Кэттела;

• многомерные личностные опросники требуют значительных временных затрат на проведение, так  как включают в себя несколько  сотен вопросов;

• известность и популярность некоторых стандартизованных опросников привела к снижению их валидности.

3. Проективные методики. Эти методики задействуют в  испытуемом процессы воображения.  Инструкции проективных тестов  предлагают человеку «спроецировать»  себя в заданную стимульную  ситуацию и создать на ее  основе некоторый индивидуальный  продукт в виде текста, рисунка,  рассказа, эмоционального состояния  и пр. Предполагается, что подобный  продукт несет в себе особенности  характера и мотивационно-ценностной  сферы испытуемого.

Анализ и интерпретация  результатов проективных методик  требуют определенного опыта  и подготовки.

Широко известны и часто  используются в кадровой работе такие  проективные тесты, как тест цветовых выборов Люшера и рисунок несуществующего животного. Они основаны на выявленных связях психологических особенностей личности с цветовыми предпочтениями (в первом случае) и с графическим самовыражением — во втором.

Своеобразие инструкций и  стимульных ситуаций проективных тестов, апелляция к творческому началу испытуемого делают подобные методики целесообразными с точки зрения включения их в «тестовые батареи». Это снижает неизбежный элемент  монотонности. Большинство проективных  методик используется для изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики. Предполагают использование специальной  аппаратуры для изучения индивидуально-психологических  особенностей испытуемого. Как  правило, с помощью аппаратурных  методик оцениваются особенности  высшей нервной деятельности (скорость  реакции, динамические характеристики  нервной системы) и высшие психические  функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно  важны при профессиональном психологическом  отборе операторов и водителей.

Определенным сходством  с аппаратурными методиками обладают компьютерные тесты.

5. Диалогические методики. Предполагают непосредственный  контакт психодиагноста и испытуемого.  Эти техники требуют высокой  коммуникативной компетентности. Вариант  диагностической техники — собеседование  по результатам психологического  обследования, в котором уточняются  результаты и проверяются гипотезы, высказанные по результатам ранее  выполненных тестов. Одновременно  при собеседовании испытуемому  может быть предоставлена краткая  обратная связь в грамотной  с точки зрения деонтологии  форме.

Возможна классификация  психологических тестов, основанная на выделении вербальных и невербальных методик. В методиках первого  типа при задании стимульной ситуации активно используется вербальный (словесный) аппарат. В невербальных методиках  его заменяют рисунки, звуки и  пр. Предполагается, что в этом случае смысловая сфера испытуемого  вносит минимальные искажения в  его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме того, невербальные тесты в меньшей  степени подвержены культурным влияниям и стереотипам. Это послужило  основанием прямого перенесения  к нам в страну из-за рубежа рада невербальных методик, в том числе  и широко известного теста цветовых выборов М. Люшера.

К вербальным методикам можно  отнести большинство стандартизованных  и шкальных тестов.

Другой вариант классификации  психодиагностических методик основан  на выделении иерархических классов, уровней психологических качеств  личности, реализованных в блочном  подходе к изучению личности (см. рис. 1):

• особенностей высшей нервной  деятельности, темперамента;

• высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, внимания);

• характерологических качеств (социально-психологических характеристик, локуса контроля, уровня тревожности  и т.п.);

• мотивационно-ценностных особенностей.

 

 

Правила применения психодиагностических методик 

В соответствии с основными  принципами кадрового консультирования в кадровой службе организации-заказчика  вопрос о том, какие психодиагностические методики будут использоваться для  оценки персонала, должен быть подробно обсужден. Лучше всего прочитать  небольшую лекцию об истории психодиагностики, возможностях и ограничениях основных подходов и методов. Затем, вернувшись к необходимости использования  психодиагностических процедур в консультационном процессе, обсудить свои предложения. Желательно само обсуждение построить  максимально открытым. Для этого  можно подробно остановиться на целостном  видении комплекса процедур и  на каждой в отдельности. Одним из наиболее продуктивных способов снятия первоначальных барьеров служит демонстрация некоторых или всех предлагаемых процедур с последующим анализом полученных результатов. Сразу после этого возникает уникальная возможность обсудить с представителями заказчика этическую сторону применения психодиагностических процедур в процессе консультирования. Здесь необходимо прояснить разделение ответственности между консультантом и представителями заказчика. Консультант полностью отвечает за качество результатов обследования и безопасность оцениваемых. Однако ответственность за качество работы и итоговый результат распространяется и на руководителя подразделения. Для контроля за качеством результата он должен помнить, что эффективная диагностическая работа возможна лишь в том случае, если будут выполнены следующие требования:

1) в отношении используемых  тестов присутствуют данные о  валидности, надежности, существуют  статистические нормы для предполагаемых  категорий испытуемых;

2) имеются методические  материалы (стимульный материал, бланки, ключи, описание методики, описание процедуры тестирования, алгоритм обработки результатов,  текст интерпретации результатов  и рекомендации по составлению  заключения на их основе;

3) использование методики  оправдано с точки зрения критериев  отбора (оценки) персонала, финансовых  и временных затрат;

4) имеется квалифицированный  консультант, который может предоставить  экспертное заключение в отношении  данного теста и целесообразности  его использования;

Информация о работе Психодиагностика в кадровом менеджменте