Психофизиология профессиональной адаптации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы профессиональной адаптации личности;
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;физиология профессиональной деятельности

Файлы: 1 файл

кусвовая работа психофизиология.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Психофизиология профессиональной  адаптации личности

4

1.1 Характеристика профессиональной  адаптации личности 

4

1.2 Типы профессиональной  адаптации

10

2. Этапы формирования  профессиональной адаптации личности

15

3.Исследование профессиональной  адаптации личности

20

Заключение

25

Список используемых источников

26

Приложение 1

28

Приложение 2

31


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших процессов, который призван оптимизировать деятельность организации, является процесс скорейшей мобилизации вновь принятого сотрудника. Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном успешной деятельности отдела предприятия, а также организации в целом.

Наличие четко регламентированной процедуры адаптации делает первые несколько месяцев работы нового сотрудника «прозрачными», тем самым снижая риск ухода последнего из организации.

Актуальность процесса адаптации  заключатся в первую очередь в привлечении специалистов, которые смогли бы более качественно выполнять поставленные перед ними задачи (должностные инструкции), способствовать их скорейшему вовлечению в профессиональную деятельность, овладению необходимых для работы навыков и профессиональных качеств.

Адаптация является одной  из важнейших вех в жизни человека, через нее он формирует свое мировоззрение  и становление как личность.

Объектом исследования являются студенты, проживающие в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета.

Предметом исследования являются особенности профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов.

Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.

Для этого необходимо поставить  и решить следующие задачи:

1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;

2. проследить этапы профессиональной  адаптации личности;

3. провести исследование профессиональной адаптации личности;

4. выявить уровень адаптации  у студентов.

 

  1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

    1. Характеристика профессиональной адаптации личности

 

Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление) – приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям внешней среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. А. Б. Георгиевский, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия».

В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти  два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет  и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная – включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. С позиции  управления персоналом наибольший интерес  представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в  решении такой проблемы, как формирование у нового работника требуемого уровня производительности и качества труда  в наиболее короткие сроки.

Профессиональная адаптация  выступает важным составным элементом  системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Любая профессия предъявляет определенные требования  к организации жизни человека. В процессе профессионального обучения молодой человек в большей или меньшей степени фиксируется на изучаемой профессии, ее психологическом и производственном аспекте.

Профессиональную  адаптацию  определяют  как  многоуровневый, функционально детерминированный  процесс адаптации к труду  с включением в  него  физиологических,  личностно-психологических,  поведенческих  и социальных  компонентов.

Профессиональная  адаптация  есть  процесс становления  (восстановления)  и  поддержания  динамического  равновесия  в системе  «субъект  труда  –  профессиональная  среда». 

C  точки  зрения работодателя,  профессиональная  адаптация   –  система  мер,  способствующих  профессиональному  становлению   работника,  формированию  у   него соответствующих  социальных  и  профессиональных  качеств,  установок  и потребностей  к активному творческому  труду,  достижению  высшего  уровня профессионализма.

Основными путями адаптации  как активного приспособления человека к требованиям трудовой деятельности специалисты считают обучение и  воспитание, привыкание, отбор и  формирование индивидуального стиля  деятельности. В. А. Бодров в процессе формирования профессиональной пригодности выделяет ряд этапов[2]:

1. трудовое воспитание и обучение;

2. профессиональная ориентация;

3. профессиональный отбор;

4. профессиональная подготовка;

5. профессиональная адаптация;

6. профессиональная деятельность;

7. профессиональная аттестация;

8. профессиональная реабилитация.

Профессиональное обучение и воспитание являются неотъемлемыми  условиями овладения тем или  иным видом деятельности. Если деятельность достаточно сложная, то необходим особый этап приспособления субъекта к ее специфическим требованиям.

Однако не всегда полученных знаний и опыта достаточно для  надежного выполнения работником требований деятельности в любых условиях, в  том числе сложных и экстремальных. В этом случае решающую роль может  играть не опыт, не стаж работы, а наличие или отсутствие определенных психологических качеств. Чаще всего таковыми выступают эмоциональная устойчивость, объем и переключаемость внимания и т. п., т. е. качества, обеспечивающие стабильность и надежность деятельности субъекта при резких изменениях факторов внешней и внутренней среды.

Профессиональный отбор  претендентов, наиболее пригодных для  данной работы, обычно используется там, где есть избыток кандидатов или  же существуют высокие требования к  определенным психологическим особенностям человека (способность противостоять  действию стрессогенных факторов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.).

Во многих случаях, когда  деятельность достаточно сложна, эффективным  путем приспособления человека к  ее требованиям может стать формирование индивидуального стиля деятельности. Под ним понимают индивидуально-своеобразную систему психологических средств, которые использует человек для  наилучшего согласования своей индивидуальности с объективными требованиями выполняемой  работы. Внешне индивидуальный стиль проявляется в своеобразии приемов и способов работы, в предпочтительном темпе и режиме, в особенностях планирования и прогнозирования развития событий, в характере привлечения других лиц и перераспределения между ними некоторых трудовых функций и т. д.

Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует

комплекс  адаптогенных  факторов,  специфика,  интенсивность и продолжительность которых определяются содержанием профессиональной деятельности  и условиями среды,  в которых эта деятельность осуществляется.  Воздействие этих  адаптогенных  факторов  происходит  на разных  уровнях системного  ответа  организма человека:  личностном, психофизиологическом, морфофизиологическом, поведенческом и в разной степени вызывает напряжение сенсорного, энергетического, операционного, эффекторного  и активационного  блоков  функциональной  системы деятельности организма. 

Социализация (адаптация) работника  на новом рабочем месте зависит  от того, насколько хорошо человека принимают коллектив, да и вся  организация в целом. Социализация затруднена в случае ролевой неопределенности, когда должностные обязанности  нечетко определены и структурированы, и ролевого конфликта, когда требования организации вступают в конфликт с личными стандартами работника.

Ресоциализация – повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.

Вовлеченность индивида в  трудовые отношения – показатель его профессиональной самоидентификации  и адаптации.

По степени вовлеченности  индивида в трудовые отношения можно  судить о перспективах его карьерного и личностного роста. Трудовые отношения, в свою очередь, строятся на трудовом поведении. По мнению Л. Ш. Крупениковой, трудовое поведение можно подразделить на адаптивное и неадаптивное[1].

Адаптивное профессиональное поведение включает:

1) функциональное поведение,  т. е. соответствующее данной  профессиональной роли и адекватное  в данных условиях;

2) экономическое поведение,  когда индивид ориентируется  на оптимальный баланс между  вкладом в трудовой процесс  и компенсацией вложенных усилий;

3) стратификационное поведение – ориентация на достижение определенных статусных характеристик;

4) инновационное поведение,  которое предполагает введение  в трудовую деятельность новшеств;

5) конформное поведение,  которое характеризуется приспособлением  индивида к установкам и мнению  большинства в коллективе;

6) конвенциональное поведение  основано на установлении договоренности (явной или латентной) на поддержание  определенных статусно-ролевых позиций;

7) церемониально-субординационное  поведение, которое включает соблюдение  профессионального этикета, продуцирование  и транспортировку культурных  паттернов профессии и профессиональных  традиций.

Не адаптивным профессиональным поведением считается:

1) характерологическое поведение,  под которым понимается проекция  личностных характеристик (в основном  неконгруентных) на рабочую среду;

2) противоправное поведение;

3) административно-управленческое  поведение с превышением служебных  и профессиональных полномочий;

4) дисфункциональное поведение, включая профессиональную некомпетентность;

5) индивидуально-целевое  поведение, связанное с реализацией  личных целей вне зависимости  от пожеланий коллектива;

6) имитационное поведение,  проявляющееся в псевдоактивности работника;

7) отклоняющееся поведение,  характеризующееся асоциальными  привычками и склонностями в профессиональной деятельности.

Посредством трудового поведения  человек не только сам приспосабливается  к трудовой среде, но и преобразует  ее в соответствии со своими профессиональными  установками для достижения оптимальной  профессиональной деятельности и активности. В трудовом поведении отражаются индивидуальные качества личности, установки  и, конечно же, мотивация.

Актуальность изучения проблем  социализации и адаптации студентов  обусловлена современным состоянием системы высшего образования, которая  в настоящий момент находится  в процессе реформирования, с целью  повышения эффективности подготовки специалистов, максимального раскрытия внутренних резервов личности и ее способностей. Современные условия рынка труда требуют от специалиста не только профессиональных знаний, умений, но и способности быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения, активной позиции в решении профессиональных задач. Формирование данных качеств наиболее активно проходит на начальном этапе профессионального самоопределения и становления личности - на этапе обучения в вузе. Поэтому анализ условий новой социальной ситуации жизнедеятельности, в которой оказываются студенты, влияния конструктивных и деструктивных факторов на психологические процессы, адаптацию личности, развитие и формирование личностных качеств, проведенный с позиции попытки помочь, сориентировать, позволит глубже раскрыть суть происходящих явлений.

В начале учебы студенты сталкиваются с необходимостью приспособиться к иной, отличной от школьной, системе  организации учебного процесса. Место  школьного урока занимают лекционные, семинарские и лабораторные занятия. Изменяются формы контроля над усвоением  знаний. Молодые люди сталкиваются с необходимостью обработки и  усвоения больших объемов информации, система вузовского обучения предполагает увеличение объема самостоятельной  работы студента. Профессиональное обучение сопряжено с особыми требованиями к усвоению специальной терминологии.

Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности