Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы профессиональной адаптации личности;
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;физиология профессиональной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Психофизиология |
4 |
1.1 Характеристика |
4 |
1.2 Типы профессиональной адаптации |
10 |
2. Этапы формирования
профессиональной адаптации |
15 |
3.Исследование |
20 |
Заключение |
25 |
Список используемых источников |
26 |
Приложение 1 |
28 |
Приложение 2 |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших процессов, который призван оптимизировать деятельность организации, является процесс скорейшей мобилизации вновь принятого сотрудника. Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном успешной деятельности отдела предприятия, а также организации в целом.
Наличие четко регламентированной процедуры адаптации делает первые несколько месяцев работы нового сотрудника «прозрачными», тем самым снижая риск ухода последнего из организации.
Актуальность процесса адаптации заключатся в первую очередь в привлечении специалистов, которые смогли бы более качественно выполнять поставленные перед ними задачи (должностные инструкции), способствовать их скорейшему вовлечению в профессиональную деятельность, овладению необходимых для работы навыков и профессиональных качеств.
Адаптация является одной
из важнейших вех в жизни
Объектом исследования являются студенты, проживающие в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета.
Предметом исследования являются особенности профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов.
Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;
4. выявить уровень адаптации у студентов.
Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление) – приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям внешней среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. А. Б. Георгиевский, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия».
В социологии и психологии
выделяют социальную и производственную
адаптацию. В определенной мере эти
два вида адаптации пересекаются
друг с другом, но каждая из них имеет
и самостоятельные сферы
Профессиональная адаптация
выступает важным составным элементом
системы подготовки кадров и является
регулятором связи между
Профессиональную адаптацию
определяют как многоуровневый,
функционально
Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда».
C точки зрения работодателя,
профессиональная адаптация
– система мер, способствующих
профессиональному
Основными путями адаптации как активного приспособления человека к требованиям трудовой деятельности специалисты считают обучение и воспитание, привыкание, отбор и формирование индивидуального стиля деятельности. В. А. Бодров в процессе формирования профессиональной пригодности выделяет ряд этапов[2]:
1. трудовое воспитание и обучение;
2. профессиональная ориентация;
3. профессиональный отбор;
4. профессиональная подготовка;
5. профессиональная адаптация;
6. профессиональная деятельность;
7. профессиональная аттестация;
8. профессиональная реабилитация.
Профессиональное обучение и воспитание являются неотъемлемыми условиями овладения тем или иным видом деятельности. Если деятельность достаточно сложная, то необходим особый этап приспособления субъекта к ее специфическим требованиям.
Однако не всегда полученных
знаний и опыта достаточно для
надежного выполнения работником требований
деятельности в любых условиях, в
том числе сложных и
Профессиональный отбор претендентов, наиболее пригодных для данной работы, обычно используется там, где есть избыток кандидатов или же существуют высокие требования к определенным психологическим особенностям человека (способность противостоять действию стрессогенных факторов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.).
Во многих случаях, когда
деятельность достаточно сложна, эффективным
путем приспособления человека к
ее требованиям может стать
Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует
комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержанием профессиональной деятельности и условиями среды, в которых эта деятельность осуществляется. Воздействие этих адаптогенных факторов происходит на разных уровнях системного ответа организма человека: личностном, психофизиологическом, морфофизиологическом, поведенческом и в разной степени вызывает напряжение сенсорного, энергетического, операционного, эффекторного и активационного блоков функциональной системы деятельности организма.
Социализация (адаптация) работника
на новом рабочем месте зависит
от того, насколько хорошо человека
принимают коллектив, да и вся
организация в целом. Социализация
затруднена в случае ролевой неопределенности,
когда должностные обязанности
нечетко определены и структурированы,
и ролевого конфликта, когда требования
организации вступают в конфликт
с личными стандартами
Ресоциализация – повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.
Вовлеченность индивида в трудовые отношения – показатель его профессиональной самоидентификации и адаптации.
По степени вовлеченности индивида в трудовые отношения можно судить о перспективах его карьерного и личностного роста. Трудовые отношения, в свою очередь, строятся на трудовом поведении. По мнению Л. Ш. Крупениковой, трудовое поведение можно подразделить на адаптивное и неадаптивное[1].
Адаптивное профессиональное поведение включает:
1) функциональное поведение,
т. е. соответствующее данной
профессиональной роли и
2) экономическое поведение,
когда индивид ориентируется
на оптимальный баланс между
вкладом в трудовой процесс
и компенсацией вложенных
3) стратификационное поведение – ориентация на достижение определенных статусных характеристик;
4) инновационное поведение,
которое предполагает введение
в трудовую деятельность
5) конформное поведение,
которое характеризуется
6) конвенциональное поведение
основано на установлении
7) церемониально-
Не адаптивным профессиональным поведением считается:
1) характерологическое поведение,
2) противоправное поведение;
3) административно-
4) дисфункциональное поведение, включая профессиональную некомпетентность;
5) индивидуально-целевое
поведение, связанное с
6) имитационное поведение,
проявляющееся в
7) отклоняющееся поведение,
характеризующееся
Посредством трудового поведения человек не только сам приспосабливается к трудовой среде, но и преобразует ее в соответствии со своими профессиональными установками для достижения оптимальной профессиональной деятельности и активности. В трудовом поведении отражаются индивидуальные качества личности, установки и, конечно же, мотивация.
Актуальность изучения проблем
социализации и адаптации студентов
обусловлена современным
В начале учебы студенты
сталкиваются с необходимостью приспособиться
к иной, отличной от школьной, системе
организации учебного процесса. Место
школьного урока занимают лекционные,
семинарские и лабораторные занятия.
Изменяются формы контроля над усвоением
знаний. Молодые люди сталкиваются
с необходимостью обработки и
усвоения больших объемов информации,
система вузовского обучения предполагает
увеличение объема самостоятельной
работы студента. Профессиональное обучение
сопряжено с особыми
Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности