Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы профессиональной адаптации личности;
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;физиология профессиональной деятельности
Смена этапов вызывает трудности,
называемые «адаптационные кризисы»,
поскольку воздействие
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.
Если в результате процесса
адаптации организация в
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В ходе написания курсовой работы было проведено исследование особенностей профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов, проживающих в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета.
В качестве методики исследования был использован тест на выявление уровня адаптации у студентов (Прил.1). В качестве дополнения к полученным результатам были прикреплены результаты тестов А.Я. Кибанова: тест №1 «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе» и тест №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений»[3](Прил. 2).
В исследовании приняло участие 20 человек.
В ходе опроса были получены следующие данные:
1. 55% опрошенных студентов отметили, адаптировались к новым условиям к новому коллективу менее чем за 3 мес., 25% адаптировались примерно за месяц, а 20% студентов потребовалось менее 6 месяцев, т.е. адаптация проходила в течение семестра.
2. Большинству (40%) опрошенных наиболее сложным в течение адаптационного периода показалось перейти к совершенно новой форме обучения (балльной), и только затем сложность вызвали сама программа обучения (25%) и сближение с новыми людьми (35%).
3. При самооценке уровня
коммуникативности было
Рис. 3.1. Оценка уровня коммуникативных способностей у студентов.
Таким образом, было выявлено,
что практически все студенты
объективно оценивают свои коммуникативные
способности, лишь у некоторых было
выявлено небольшое завышение
4. 50% опрошенных считают, что в большинстве им помогли в период адаптации свои личностные качества, 40% - хороший коллектив, а 10% помогло проведение различных мероприятий (кураторские часы, культурно-массовые мероприятия).
5. 25% опрошенных студентов отметили, что у них случаются конфликты с одногруппниками, но довольно редко.
6. 60% студентов считают, что процесс адаптации был недолгим и нетрудным, 25% студентов адаптация вообще не потребовалась, они сразу почувствовали себя студентами; и 15% считают пройденный процесс трудным и долгим.
7. Большинство опрошенных
в наибольшей степени
8. По половому признаку стоит отметить, что парням удалось быстрее, чем девушкам привыкнуть к новому месту и коллективу (рис.3.2).
Рис.3.2. Определение сроков адаптации у мужчин и женщин.
Также для парней процесс адаптации показался им менее трудным (рис. 3.3).
Рис.3.3. Анализ трудности адаптации у мужчин и женщин.
9. У 65% опрошенных студентов
наибольшие проблемы в
По результатам теста №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений» были сделаны следующие выводы:
Рис. 3.2. Результаты теста №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений».
5 человек (25%) из 20 обладают
средней решительностью, принимают
решения осторожно, но не
Таким образом, можно сделать вывод, что опрошенные студенты адаптированы к учебной деятельности, студенческой жизни в полной мере в виду того, что являются студентами старших курсов, уже отлично знают свой коллектив, одногруппников и в общем структуру обучения. Они имеют достаточные коммуникативные способности, обладают разумной решительностью для того, чтобы успешно адаптироваться в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация к профессиональной деятельности определяется как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях.
В ходе написания курсовой работы было проведено исследование особенностей профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов, проживающих в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета. В качестве методики исследования был использован тест на выявление уровня адаптации у студентов (Прил.1). В качестве дополнения к полученным результатам были прикреплены результаты тестов А.Я. Кибанова: тест №1 «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе» и тест №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений».
В исследовании приняло участие 20 человек.
Проанализировав все полученные результаты можно сделать вывод, что опрошенные студенты адаптированы к учебной деятельности, студенческой жизни в полной мере в виду того, что являются студентами старших курсов, уже отлично знают свой коллектив, одногруппников и в общем структуру обучения. Они имеют достаточные коммуникативные способности, обладают разумной решительностью для того, чтобы успешно адаптироваться в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боронова Г.X., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г., 160 стр.
2. Н.Н.Григорьева. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательный технологий МИЭМП, 2010.
3. Кибанов А.Я. Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова - М.: "Издательство ПРИОР", 2005 - 352 с.
4. Латуха, М. О. Адаптация персонала [Электронный ресурс] / М. О. Латуха // Справочник кадровика. - 2009. - N 4. - С. 109-116.
5. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 199 с. : ил.; 21 см.
6. Невара, А. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации молодых сотрудников в ходе их профессионального становления в должности [Электронный ресурс] / А. А. Невара // Юридическая психология. - 2009. - N 2. - С. 23-26.
7. Носс И.Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. - М., Владивосток: Изд-во «Лит», 2005. 15 п.л.
8. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 16 п.л.
9. Основы психофизиологии : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология", и для постдипломного образования / отв. ред. Ю. И. Александров. - Москва : Инфра-М, 2007. - 431 с.
10. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Панченко Л. Л. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.
11. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд./Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
12. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
13. Профориентация и адаптация
персонала. Характеристика направлений
деятельности по управлению профориентацией
и адаптацией персонала организации. URL: http://www.hrfaq.ru/42/
14. Особенности психической
адаптации и профессиональная успешность.URL:http://
15. Управление профессиональной
адаптацией сотрудников. URL: http://www.bibliofond.ru/view.
16. Лысенко С. А. Витебский филиал
Международного института трудовых и
социальных отношений, статья «Особенности
адаптации студентов к высшему учебному
заведению». URL: http://www.pws-conf.ru/
17. Адаптация работника: задачи,
средства, проблемы. URL: http://www.uralweb.ru/pages/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам ответить на предложенные вопросы анкет, направленных на выявление уровня Вашей профессиональной (учебной) адаптации. Анкетирование проводится анонимно. Ваши ответы важны для нас. Спасибо за внимание.
1. Ваш пол?
а) муж,
б) жен.
2. Курс Вашего обучения?
а) 1курс,
б) 2 курс;
в)3 курс,
г)4 курс
д) 5 курс.
3. Как долго Вам пришлось адаптироваться, привыкать к новым условиям, к новому коллективу?
а) до 1 мес.
б) до 3 мес.
в) до 6 мес,
г) около года,
д) больше года.
4. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода?
а) сложность программы обучения;
б) переход к другой форме обучения;
в) сближение с новым коллективом.
5. Оцените уровень своей коммуникативности:
а) низкий,
б) средний;
в) высокий.
6. Что, как Вам кажется, особенно помогло Вам в период адаптации?
а) проведение мероприятий (кураторские часы, культурно-массовые мероприятия),
б) хороший коллектив,
в) личностные качества.
г) свой вариант ответа.
7. Бывают ли у Вас конфликты с одногруппниками?
а) да,
б) нет.
8. Если конфликты случаются, то как часто?
а) часто,
б) редко,
в) время от времени.
9. Оцените, пожалуйста, Ваш
интерес к дальнейшему
а) очень интересно,
б) пока трудно оценить,
в) не очень интересно.
10. Трудно ли Вам было
привыкнуть к студенческой
а) да, процесс адаптации был трудным и долгим;
б) нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим;
в) никакая адаптация не потребовалась, сразу почувствовал себя студентом;
г) затрудняюсь ответить.
11. Что вызвало наибольшие проблемы в студ. жизни?
а) недостаток свободного времени,
б) перегруженность уч. занятиями, неудобное расписание,
в) недостаточный уровень довузовской подготовки,
г) свой вариант.
Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности