Психофизиология профессиональной адаптации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы профессиональной адаптации личности;
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;физиология профессиональной деятельности

Файлы: 1 файл

кусвовая работа психофизиология.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационные кризисы», поскольку воздействие социальной сферы обычно резко возрастает. В  результате у работника возникает  состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение  потребности в более активном освоении до сих пор неизвестного.

На каждом из перечисленных  этапов необходима продуманная система  управления адаптацией.

Если в результате процесса адаптации организация в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, работающих в соответствии не только со своими личными целями (например, денежным фактором), но и с задачами компании, то можно говорить, что  механизм адаптации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый  сотрудник включается в трудовой ресурс уже на начальном этапе  работы, и его деятельность начинает позитивно сказываться на конкурентоспособности  организации.

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

В ходе написания курсовой работы было проведено исследование особенностей профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов, проживающих в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета.

В качестве методики исследования был использован тест на выявление  уровня адаптации у студентов (Прил.1). В качестве дополнения к полученным результатам были прикреплены результаты тестов А.Я. Кибанова: тест №1 «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе» и тест №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений»[3](Прил. 2).

В исследовании приняло участие 20 человек.

В ходе опроса были получены следующие данные:

1. 55% опрошенных студентов отметили, адаптировались к новым условиям к новому коллективу менее чем за 3 мес., 25% адаптировались примерно за месяц, а 20% студентов потребовалось менее 6 месяцев, т.е. адаптация проходила в течение семестра.

2. Большинству (40%) опрошенных наиболее сложным в течение адаптационного периода показалось перейти к совершенно новой форме обучения (балльной), и только затем сложность вызвали сама программа обучения (25%) и сближение с новыми людьми (35%).

3. При самооценке уровня  коммуникативности было выявлено, что 55% студентов оценивают свои  коммуникативные способности как  высокие, 40% - средние, и только 5% оценивают  как низкие. Эти данные можно сопоставить с полученными данными в результате опроса по методике:  из 20 опрошенных 5 человек (25%) имеют низкие коммуникативные качества, их поведение устойчиво, не меняется в зависимости от ситуации; 9 человек (45%) – средние коммуникативные качества, они искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях; 6 человек (30%) – высокие коммуникативные качества, легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Оценка уровня коммуникативных  способностей у студентов.

Таким образом, было выявлено, что практически все студенты объективно оценивают свои коммуникативные  способности, лишь у некоторых было выявлено небольшое завышение собственных  способностей.

4. 50% опрошенных считают, что в большинстве им помогли в период адаптации свои личностные качества, 40% - хороший коллектив, а 10% помогло проведение различных мероприятий (кураторские часы, культурно-массовые мероприятия).

5. 25% опрошенных студентов  отметили, что у них случаются  конфликты с одногруппниками,  но довольно редко.

6. 60% студентов считают, что процесс адаптации был недолгим и нетрудным, 25% студентов адаптация вообще не потребовалась, они сразу почувствовали себя студентами; и 15% считают пройденный процесс трудным и долгим.

7. Большинство опрошенных  в наибольшей степени удовлетворены  организацией и формой обучения  в ВУЗе в целом, отношениями  со своими одногруппниками, преподавателями,  их квалификацией; но также  неудовлетворенны режимом обучения (расписанием), информированностью о делах ВУЗа, проведении различных мероприятий, конференций и др.

8. По половому признаку  стоит отметить, что парням удалось  быстрее, чем девушкам привыкнуть к новому месту и коллективу (рис.3.2).

Рис.3.2. Определение сроков адаптации у мужчин и женщин.

 

Также для парней процесс  адаптации показался им менее  трудным (рис. 3.3).

Рис.3.3. Анализ трудности  адаптации у мужчин и женщин.

 

9. У 65% опрошенных студентов  наибольшие проблемы в студенческой  жизни вызывали перегруженность  учебными занятиями и неудобное  расписание, у 15% проблемы вызывал недостаток свободного времени. Так же называли такие причины, как личностные качества (низкие коммуникационные способности, плохо сходятся с людьми), новая обстановка, новый город, новый коллектив.

По результатам теста  №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений» были сделаны следующие выводы:

Рис. 3.2. Результаты теста  №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений».

5 человек (25%) из 20 обладают  средней решительностью, принимают  решения осторожно, но не пасуют  перед серьезными проблемами, 15 человек  (75%) достаточно решительны, к решению  проблем подходят последовательно,  руководствуясь логикой и личным  опытом. Людей слишком нерешительных  или, наоборот, чрезвычайно решительных  в процессе опроса  выявлено  не было.

Таким образом, можно сделать  вывод, что опрошенные студенты адаптированы к учебной деятельности, студенческой жизни в полной мере в виду того, что являются студентами старших курсов, уже отлично знают свой коллектив, одногруппников и в общем структуру обучения. Они имеют достаточные коммуникативные способности, обладают разумной решительностью для того, чтобы успешно адаптироваться в коллективе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Адаптация к профессиональной деятельности определяется как  многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в  него  физиологических,  личностно-психологических,  поведенческих  и социальных  компонентов. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния  профессиональной среды, индивидуально-психологических  свойств личности.

Профессиональная адаптация  заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях.

В ходе написания курсовой работы было проведено исследование особенностей профессиональной (учебной) адаптации личности у студентов, проживающих в общежитии №5 Тюменского государственного нефтегазового университета. В качестве методики исследования был  использован тест на выявление уровня адаптации у студентов (Прил.1). В  качестве дополнения к полученным результатам  были прикреплены результаты тестов  А.Я. Кибанова: тест №1 «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе» и тест №2 «Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений».

В исследовании приняло участие 20 человек.

Проанализировав все полученные результаты можно сделать вывод, что опрошенные студенты адаптированы к учебной деятельности, студенческой жизни в полной мере в виду того, что являются студентами старших  курсов, уже отлично знают свой коллектив, одногруппников и в общем структуру обучения. Они имеют достаточные коммуникативные способности, обладают разумной решительностью для того, чтобы успешно адаптироваться в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боронова Г.X., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г., 160 стр.

2. Н.Н.Григорьева. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательный технологий МИЭМП, 2010.

3. Кибанов А.Я. Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова - М.: "Издательство ПРИОР", 2005 - 352 с.

4.     Латуха, М. О. Адаптация персонала [Электронный ресурс] / М. О. Латуха // Справочник кадровика. - 2009. - N 4. - С. 109-116.

5. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 199 с. : ил.; 21 см.

6.     Невара, А. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации молодых сотрудников в ходе их профессионального становления в должности [Электронный ресурс] / А. А. Невара // Юридическая психология. - 2009. - N 2. - С. 23-26.

7.     Носс И.Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. - М., Владивосток: Изд-во «Лит», 2005. 15 п.л.

8.     Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 16 п.л.

9. Основы психофизиологии : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология", и для постдипломного образования / отв. ред. Ю. И. Александров. - Москва : Инфра-М, 2007. - 431 с.

10. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Панченко Л. Л. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.

11. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд./Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

12. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.

13. Профориентация и адаптация персонала. Характеристика направлений деятельности по управлению профориентацией и адаптацией персонала организации. URL: http://www.hrfaq.ru/42/proforientaciya-i-adaptaciya-personala-xarakteristika-napravlenij-deyatelnosti-po-upravleniyu-proforientaciej-i-adaptaciej-personala-organizacii/

14. Особенности психической адаптации и профессиональная успешность.URL:http://berezinfb.su/mikrosoc_vzaimodejstvie_profaspekty_adaptacii/adaptacija-i-professionalnaja-uspeshnost/

15. Управление профессиональной адаптацией сотрудников. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=510024

16. Лысенко С. А. Витебский филиал Международного института трудовых и социальных отношений, статья «Особенности адаптации студентов к высшему учебному заведению». URL: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2006/367-plenarnoe-zasedanie/8132-osobennosti-adaptacii-studentov-k-vysshemu-uchebnomu-zavedeniyu.html

17. Адаптация работника: задачи, средства, проблемы. URL:  http://www.uralweb.ru/pages/archive.php?id=2005.02.4.7&page=1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АНКЕТА

Уважаемый респондент! Предлагаем Вам ответить на предложенные вопросы анкет, направленных на выявление уровня Вашей профессиональной (учебной) адаптации. Анкетирование проводится анонимно. Ваши ответы важны для нас. Спасибо за внимание.

 

1. Ваш пол?

а) муж,

б) жен.

2. Курс Вашего обучения?

а) 1курс,

б) 2 курс;

в)3 курс,

г)4 курс

д) 5 курс.

3.  Как долго Вам  пришлось адаптироваться, привыкать  к новым условиям, к новому  коллективу?

а) до 1 мес.

б) до 3 мес.

в) до 6 мес,

г) около года,

д) больше года.

4. Что Вам показалось  наиболее сложным в течение  этого периода?

а) сложность программы  обучения;

б) переход к другой форме  обучения;

в) сближение с новым  коллективом.

5. Оцените уровень своей коммуникативности:

а) низкий,

б) средний;

в) высокий.

6. Что, как Вам кажется, особенно помогло Вам в период адаптации?

а) проведение мероприятий (кураторские  часы, культурно-массовые мероприятия),

б) хороший коллектив,

в) личностные качества.

г)  свой вариант ответа.

7. Бывают ли у Вас  конфликты с одногруппниками?

а) да,

б) нет.

8. Если конфликты случаются,  то как часто?

а) часто,

б) редко,

в) время от времени.

9. Оцените, пожалуйста, Ваш  интерес к дальнейшему профессиональному  росту?

а) очень интересно,

б) пока трудно оценить,

в) не очень интересно.

10. Трудно ли Вам было  привыкнуть к студенческой жизни?

а) да, процесс адаптации  был трудным и долгим;

б) нет, процесс адаптации  был нетрудным и недолгим;

в) никакая адаптация не потребовалась, сразу почувствовал себя студентом;

г) затрудняюсь ответить.

11. Что вызвало наибольшие  проблемы в студ. жизни?

а) недостаток свободного времени,

б) перегруженность уч. занятиями, неудобное расписание,

в) недостаточный уровень  довузовской подготовки,

г) свой вариант.

Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности