Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать особенности профессиональной (учебной) адаптации личности.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. изучить характеристики и типы профессиональной адаптации личности;
2. проследить этапы профессиональной адаптации личности;
3. провести исследование профессиональной адаптации личности;физиология профессиональной деятельности
В этой области студенты могут испытывать трудности приспособления к способам преподавания, изменению форм учебного процесса, отсутствию повседневного контроля.
Кроме того, изменяется и социальная ситуация - молодые люди становятся членами академических групп, вступают в новую для них сферу общения. Другими словами, речь идет о приспособлении студентов к новым социальным условиям и изменившимся условиям деятельности -учебному процессу. Следует указать на то, что одни студенты быстро приспосабливаются к условиям обучения в вузе, активно включаются в общественную жизнь, научную работу, позитивно относятся к системе вузовского образования. Они достигают высокой степени интеграции в учебно-воспитательной среде. Другие же, не проявляют особого интереса к учебной деятельности, но в тоже время обладают большим количеством межличностных связей. Их нельзя назвать дезадаптированными, но в тоже время их приспособление к изменившимся условиям не эффективно.
Есть студенты, которые
испытывают трудности во вхождении
в социальную и учебную среду,
не могут установить положительных
межличностных связей в силу своих
индивидуальных особенностей, с пренебрежением
относятся к учебной
И, наконец, есть студенты, которые не могут адекватно приспособиться к новым условиям обучения, социальной ситуации и в силу своей тревожности, отсутствия достаточного количества коммуникативных связей, отсутствия доверия к окружающим, не могут воспользоваться их помощью[7].
Таким образом, адаптация к профессиональной деятельности определяется как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством.
1.2. Типы профессиональной адаптации
Существует несколько
классификаций типов
Различают следующие виды процесса производственной адаптации сотрудника:
1. профессиональную - заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы. На производственных предприятиях практикуется наставничество, инструктаж. В современных крупных корпорациях используют такую форму обучения на рабочем месте, как ротация. Она заключается в краткосрочной работе нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях. Это позволяет относительно быстро изучить работу коллектива в целом и приобрести многостороннюю квалификацию;
2. психофизиологическую - приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха; психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами;
3. социально-психологическую - предполагает установление межличностных и деловых отношений с сослуживцами, освоение ценностей и групповых норм поведения. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп;
4. организационную - основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре;
5. экономическую - позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат;
6. санитарно-гигиеническую - работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды[8].
Можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификации адаптации личности
№ |
Тип адаптации |
Характеристика | |
1 |
2 |
3 | |
1 |
по отношениям субъект-объект: активная
пассивная |
индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); индивид не стремится к такому воздействию и изменению; | |
2 |
по воздействию на работника: прогрессивная регрессивная |
благоприятно воздействующая на работника; пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной); | |
3 |
по уровню: первичная
вторичная |
когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; при последующей смене работы. |
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
В этой же статье есть упоминание о так называемой адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний - около 60% - не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации[5].
Выделяют четыре вида адаптации (рис. 1.1)
Рис. 1.1. Классификация вариантов адаптации
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Успешное вхождение
Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:
1. взаимодействие личности со средой ("Л-С"): социальное взаимодействие с отдельными людьми и с социальными группами, социально-психологическое взаимодействие, взаимодействие с материально-технической средой, с искусственной средой своего обитания, взаимодействие с экологической, природной средой)
2. возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;
3. возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;
4. появление реактивных
состояний защитного характера,
5. осуществление защитного
адаптационного поведения (АИ) по
снижению или снятию
6. снижение или снятие противоречия между личностью и средой, устранение КС (рис. 2.1).
Эти элементы процесса профессиональной адаптации могут быть представлены последовательно в следующем виде:
Взаимодействие "Л-С"- КС-ПС - ЗР - АП- Разрешение КС.
Адаптационный процесс может принять иной ход и оказаться неуспешным. В таком случае противоречие во взаимодействии "Л-С", КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит "запуск" нового адаптационного процесса с определёнными коррективами.
Рис. 2.1. Последовательные составляющие процесса профессиональной адаптации.
Процесс адаптации сотрудника условно можно разделить на четыре этапа. Этап 1. На первом осуществляется оценка уровня подготовленности человека. В данном случае требуется определить, какая именно адаптация необходима сотруднику - первичная или вторичная. Практика работы многих компаний показывает: если сотрудник имел не только специальную подготовку в определенной профессиональной области, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других организаций, то период его адаптации будет минимальным. В то же время очевидно, что "багаж", полученный в других компаниях, не является залогом успешной работы, даже если круг должностных обязанностей совпадает. Каждая организация имеет определенную специфику в рамках одной и той же должности, обусловленную различиями в технологическом процессе, внешней и внутренней инфраструктуре, корпоративной культуре. Подготовленность обычно оценивает непосредственный руководитель.
Этап 2. Предполагает практическое знакомство работника со своими обязанностями с уточнением требований, а также с организацией в целом. Это так называемая ориентация, т. е. введение человека в должность, представляющее собой совокупность таких мероприятий, как ознакомление сотрудника с должностной инструкцией, проведение личных бесед с непосредственным руководителем. Их цель - предупреждение возникающих вопросов по работе, а также разъяснение задач и направлений развития отдела в частности и организации в целом. Для этого привлекаются как непосредственные руководители, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Как показывает практика, наиболее эффективно следующее распределение обязанностей: непосредственный руководитель составляет программу ориентации, объясняет задачи и требования, вводит сотрудника в рабочую группу, назначает наставника, помогая ему составить программу адаптации новичка в рабочей группе.
Функции менеджера по персоналу ограничиваются ознакомлением сотрудника с корпоративной культурой, условиями и правилами работы внутри организации. Он также помогает в составлении программы ориентации и контролирует процесс адаптации в целом. Данный этап может включать в себя проработку следующих вопросов[4]:
1) общее представление
о компании (цели, приоритеты, традиции,
внутренние и внешние нормы
и стандарты, продукция
2) политика организации (принципы кадровой политики, возможности карьерного роста, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации);
3) оплата труда (нормы и формы оплаты труда, ранжирование сотрудников);
4) дополнительные льготы
(страхование, возможность
После ориентирующей программы может быть проведена специальная, за которую отвечает непосредственный руководитель, а иногда и сам директор компании. Сотрудник получает информацию о подразделении, где ему предстоит работать: направления деятельности и развития, структура, взаимодействие с другими подразделениями, непосредственные обязанности, ожидаемые результаты, нормативы качества и критерии оценки. Второй этап в большей мере характеризуется профессиональным аспектом, хотя элементы психофизиологической и организационной адаптации также присутствуют.
Этап 3. Действенная адаптация. Сотрудник приспосабливается к своему статусу, одновременно включаясь в межличностные отношения с коллегами. На этом этапе на первый план выходит социально-психологический аспект адаптации. Что же касается профессиональной составляющей, то именно в этот период начинается поручаемая работа в рамках непосредственных обязанностей. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к более или менее стабильной работе. Как показывает практика, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап может наступить после года-полутора лет работы в организации. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если привлекается много персонала.
Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности