Психологическая характеристика профессии «менеджер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:59, реферат

Описание работы

Нет сомнений в том, что в условиях современной глобализации с учётом постоянного усовершенствования и усложнения применяемых систем и методов автоматизации привели к тому, что сегодняшние требования рынка труда к менеджерам среднего и особенно высшего звена выросли, тем самым претерпели некоторые изменения. Так, способность конкретного человека применять свои знания, навыки, личностные качества к управлению различными проектами, а точнее, к организации имеющихся ресурсов, людских и материальных, помогают успешно выполнять производственные задачи.

Содержание работы

Введение…лист 2

Ключевые фигуры современных менеджеров…лист 4

Структурная психология профессии « менеджер»…лист 8

Виды авторитета, навыки и стили управления менеджеров…лист 11


Заключение…лист 16

Использованная литература... лист 17

Файлы: 1 файл

психология характер менеджера — копия.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 Помимо общительности, ответственности и эрудиции менеджер должен обладать знаниями из области бухучёта, права, маркетинга и межкультурных коммуникаций. Требования к специалистам очень высокие. Ведь одно неправильно сказанное слово, непроверенная информация, мелкая ошибка могут привести к потере огромного дохода.

 Генеральный директор московского представительства IT – компании Oracle Б. Щербаков отмечает, что «опыт каждого топ-менеджера уникален, но скорее имеет значение способность конкретного человека применить свои знания, навыки, личностные качества к управлению различными проектами, будь то производство, сбыт, добыча сырья, масмедиа и пр., а точнее, к организации имеющихся ресурсов, людских и материальных, для успешного выполнения определённых производственных задач».

 Аналогичное мнение по отношению к менеджерам высказывает И.Артамонович, старший вице-президент «Альфа-Банка»: «Кандидаты должны быть целеустремлёнными, обладать такими качествами, как умение убеждать и слушать. При этом область, в которой потенциальный кандидат получил опыт, для нас не столь важна…»

 

Лист 7

 Выходит, что менеджер, прежде всего, должен владеть навыками управления людьми и процессами, а область приложения умений – не решающий фактор. В этом случае проявляются дополнительные преимущества психологии, ведь такой специалист способен взглянуть на проблему чётко сформированным взглядом.

 

 

  1. Структурная психология профессии « менеджер».

 

 Под психологическими ресурсами  менеджера понимается система  психологических характеристик  личности, которые проявляются не только в стиле поведения и в стиле мышления, но и в индивидуальных особенностях принятия и исполнения решений. Это означает, что содержательная часть задачи анализа психологических ресурсов менеджера переходит в задачу их структурирования. Необходимо произвести отбор и предварительную классификацию отдельных психологических характеристик, которые в совокупности и формируют психологические ресурсы менеджера.

 Первым шагом структурирования психологических ресурсов будет их разделение на три группы:

  1. общие деловые характеристики;
  2. специфические управленческие характеристики;
  3. дополнительные характеристики, состав которых определяется особенностями компании  и позицией руководителя.

 

«Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности». Данное определение появилось в психологии в XVII-XIX веках и употребляется в настоящее время.

 

    • Общие деловые характеристики менеджера.

 В группу общих деловых  характеристик относят ряд психологических характеристик, с помощью которых можно описать стиль делового поведения любого работника, от рядового специалиста до менеджера. Такие характеристики проявляются в процессе деловой активности и имеют устойчивый характер в системе социально значимых черт.

 К характеристикам этой группы относятся:

1.Компетентность, под которой понимается не только конкретный уровень знаний, их широту и структуру, но и психологические способности личности руководителя, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на необходимом уровне.

2.Деловитость, как общий аналог таких качеств, как активность, инициативность, расторопность, толковость. В коммерческих компаниях аналогом этого качества может выступать предприимчивость.

 

Лист 8

3.Работоспособность – потенциальная возможность индивидуума выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени.

4.Организованность, которая сама по себе является универсальной характеристикой, способной повлиять на успешность любой человеческой деятельности. Будучи в плюсе с перечисленными выше характеристиками, приводит к проявлению таких качеств, как высокая исполнительность, пунктуальность, высокая степень личной инициативы, умение самостоятельно организовать свою работу.

5.Способность быстро принимать решения и действовать без промедления, умение координировать действия и процессы, сохраняя контроль над ходом нескольких дел одновременно, способность оперативно реагировать на любое отклонение от плана.

 Итак, в представленную выше  группу, мы включили лишь наиболее важные и взаимодополняющие характеристики общеделовой направленности, зная, что существует ещё множество характеристик, которые позволяют расширить описание деловых качеств.

 

    • Специфические управленческие характеристики.

 В группу специфических управленческих  характеристик включён ряд характеристик личности, обладание которыми принципиально важно именно для менеджера и не значительно для рядового специалиста. Конечно, любой человек независимо от конкретной направленности его личности в той или иной мере обладает начальными признаками этих характеристик. Рассмотрим состав и содержание хорошо развитых качеств менеджера, где в группу специфических управленческих характеристик включены:

  • деловая ответственность;
  • готовясь к рискам;
  • системное мышление.

 

 Деловая ответственность менеджера как одна из составляющих его психологических ресурсов, которая несёт в себе стремление выполнять свои обязанности так, чтобы быть готовым отчитываться за результаты управляемого производственного процесса, за действия свои и своих подчинённых, а также их последствия. Конечно, обладание чувством высокой ответственности само по себе не гарантирует достижения результата управления, во всяком случае, гарантирует, что при таком ресурсе личность приложит максимум стараний.

 Готовясь к рискам. Деятельность практически каждого менеджера объективно и неизбежно протекает в условиях особых управленческих рисков. Независимо от того, делает он это осознано или нет, менеджер вынужден непрерывно оценивать риски, сопутствующие его деятельности. Вследствие этого процесс подготовки и принятия каждого управленческого решения, так или иначе, включает операцию оценки рисков.

Лист 9

 Менеджер, декламирующий свою ответственность за результат и обладающий этим качеством, должен быть готов к работе в условиях повышенных рисков. Одной из форм проявления этого качества может быть, например, постоянная готовность к возникновению форс-мажорных или кризисных ситуаций. Главные задачи менеджера в данной области, есть:

  • обнаружить область повышенного риска, оценив их степень;
  • разработать и принять меры, предупреждающие риск;
  • в случае, когда ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению.

 Системное мышление. Принимая очередное управленческое решение, менеджер пытается найти именно ту совокупность связей и отношений между работниками и ресурсами, которая обеспечит достижение цели или определит решение поставленной задачи. Обладать системным мышлением руководителя означает быть способным находить такие связи и отношения между работниками и ресурсами, которые обеспечат достижение заданного результата управления.

 Фактически, каждое решение, которое находит менеджер, превращает работников и ресурсы в систему, способную обеспечить нужный результат управления. В общем случае в эту систему включены не только подчинённые ему работники и ресурсы, но и партнёры, клиенты и вообще все факторы, которые участвуют в достижении результата управления. Ясно, что чем сильнее у руководителя выражена способность к системному мышлению, тем более эффективное решение будет найдено.

 

  • Дополнительные характеристики, состав которых определяется особенностями компании и позицией руководителя.

 К примеру, тактичность, аккуратность и коммуникабельность.

Открытость общения – умение полно выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции других; или напротив закрытость общения в тех случаях, когда раскрытие планов противнику нецелесообразно.

 Соревновательное взаимодействие между сотрудниками с целевой постановкой вопроса или духовное общение сотрудников по интересам в свободное от работы время.

 Доктор психологических наук XX века Б.Г.Ананьев, обосновал теорию, где каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и приобретённые личностные особенности. К темпераменту и характеру, которые заложены с детства в процессе воспитания, программируется в психике человека и приобретённый стиль мышления и поведения: волевые качества, умение общаться, уровень самоконтроля, эмоциональность, темп реакции, пластичность, способность к групповому взаимодействию. Развитие индивидуальности продолжается на протяжении жизни, но черты темперамента чрезвычайно плохо поддаются изменению, именно поэтому темперамент определяет стиль поведения, а значит и будущую деятельность человека.

Лист 10

 Так, медлительность и безразличие, разбросанность и поверхностность суждений, ненадёжность и невыдержанность, низкая работоспособность и мнительность, замкнутость и пассивность – всё это является неприемлемым в профессии «менеджер». Напротив, стержнем психологической характеристики менеджера можно назвать морально-волевые качества личности: решительность и настойчивость в достижении поставленных целей.

 

 

3. Виды авторитета, навыки и стили управления менеджеров.

 

 В современных условиях для  каждой организации необходимо  не только вести надзор за  работой подразделений, но и уметь  анализировать исполнение поставленных  задач перед ними. Этот вид  ответственности – составляет  суть работы руководителя. Основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчинённых и организации в целом. Для управления людьми руководителю требуется возможность официально влиять сверху на поведение людей. Но мнение о том, что с получением определённого поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

 Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Поэтому эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя.

 

 Различают некоторые виды  авторитета:

    1. Авторитет принуждения, базируется на страхе. Руководителю такого типа подчиняются потому, что неподчинение приводит к наказанию, такому как назначение на нежелательную работу, выговор или даже увольнение.
    2. Авторитет связей, базируется на связях менеджера внутри или за пределами организации. Руководители зарабатывают управленческий авторитет за счёт достижения благосклонности или избегания опалы со стороны руководителей высокого ранга.
    3. Авторитет эксперта, базируется на обладании менеджером умениями, знаниями и экспертизой, которые вызывают уважение. Это уважение приводит к согласию с пожеланиями лидера.
    4. Авторитет информированности, базируется на обладании или возможности доступа для лидера информации, которая считается важной. Эта власть обеспечивает влияние на людей, если они нуждаются в этой информации или хотят быть в курсе дел.

 

Лист 11

    1. Авторитет должности, базируется на статусе должности, занимаемой менеджером. Чем выше её статус, тем больше доля легитимной власти. Руководители такого типа имеют авторитет у подчинённых, благодаря достойному месту в организации, ожидая обеспечения беспрекословного выполнения их указаний за счёт статуса.
    2. Авторитет реферативности, базируется на личностных чертах лидера. Руководители этого типа обычно вызывают восхищение и любовь людей. Эта любовь-восхищение определяет влиятельность лидера.
    3. Авторитет вознаграждения, базируется на способности лидера обеспечивать награды другим людям. Сотрудники верят в то, что их согласие с лидером приведёт к возникновению положительных побудительных мотивов для материального стимулирования, продвижения по службе или признания.

 Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

 Мощная поддержка сотрудников – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчинёнными, которые имеют самое верное представление о силе руководства, понимая разницу в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.

 

 Способность менеджера к выявлению индивидуальных особенностей человека. Это одно из важных качеств авторитетного и сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, которыми он управляет. Чтобы ближе узнать своих работников, необходимо, прежде всего, ознакомиться с их личными делами в отделе кадров. Но изучение документов – это малая доля того, что требуется знать руководителю о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личных качествах подчинённых. Руководителю нужно знать о них всё, что может повлиять на процесс их работы и её результаты. Но этими знаниями нужно уметь ещё оперировать, чтобы получить надёжный прогноз делового поведения работника.

Информация о работе Психологическая характеристика профессии «менеджер»