Психологическая характеристика профессии «менеджер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:59, реферат

Описание работы

Нет сомнений в том, что в условиях современной глобализации с учётом постоянного усовершенствования и усложнения применяемых систем и методов автоматизации привели к тому, что сегодняшние требования рынка труда к менеджерам среднего и особенно высшего звена выросли, тем самым претерпели некоторые изменения. Так, способность конкретного человека применять свои знания, навыки, личностные качества к управлению различными проектами, а точнее, к организации имеющихся ресурсов, людских и материальных, помогают успешно выполнять производственные задачи.

Содержание работы

Введение…лист 2

Ключевые фигуры современных менеджеров…лист 4

Структурная психология профессии « менеджер»…лист 8

Виды авторитета, навыки и стили управления менеджеров…лист 11


Заключение…лист 16

Использованная литература... лист 17

Файлы: 1 файл

психология характер менеджера — копия.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимые качества для выполнения определённых работ и использовать эту информацию. Выявлением  индивидуальных особенностей человека занимается такая отрасль науки как психодиагностика. Чтобы применять современные методы психодиагностики, нужны высокие профессиональные знания.

Лист 12

 Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемого.

 Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор  труда своих подчинённых. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий, зависит эффективность работы подчинённого ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя.

 Умение с  максимальной пользой использовать знания своих подчинённых: когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой или когда необходимо высвободить время чтобы заняться делами, имеющие первостепенное значение.

 Эффективность же использования  методов делегирования зависит  от того, удалось ли самому  руководителю избежать ошибок.

  • Неумение объяснить, чётко сформулировать задачу перед подчинённым, как правило, влияет на качество и сроки исполнения. Поэтому руководитель непременно должен уточнить насколько правильно подчинённый усвоил информацию.
  • Боязнь уронить авторитет. Правдивое признание руководителя, что он чего-то не знает, не нанесёт сильного удара по его авторитету.
  • Потери контроля над собой. Руководитель никогда не должен терять контроль над собой.

 Результативность делегирования  обеспечивается тогда, когда руководитель  чётко представляет себе, каких  результатов он ждёт от подчинённых и в какой форме и в какие сроки эти результаты должны быть достигнуты. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной, которая является главной предпосылкой эффективного делегирования.

 

 Взаимоотношения подчинённых с руководителем, психологический климат, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Выделяют следующие стили управления:

 

 Авторитарный (директивный) стиль для которого характерны:

  • жёсткое единоличное принятие руководителем всех решений;
  • постоянный контроль за выполнением с угрозой;
  • отсутствие интереса к работнику как к личности.

 Недостатков у такого стиля  больше, чем достоинств. В частности: высокая вероятность ошибочных  решений; подавление инициативы  и творчества приводит к пассивности сотрудников, а как следствие неблагоприятный психологический климат. Стиль оправдывает себя лишь в критических ситуациях.

 

Лист 13

 Демократический (коллективный) стиль для которого характерны:

  • обсуждение управленческих решений;
  • учёт мнений и инициативы сотрудников;
  • контроль за исполнением решений и руководителем и сотрудниками;
  • руководитель  учитывает интересы и потребности подчинённых.

 Такой стиль является наиболее  эффективным, так как обеспечивает  высокую вероятность правильных решений, используя активность и инициативность сотрудников, следствие чему благоприятный психологический климат и сплочённость коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна  при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

 

 Либерально-анархический (попустительский) стиль для которого характерны, с одной стороны, свобода высказывания сотрудникам своего мнения, но без реального учёта, с другой – нет контроля за реализацией решений, всё пущено на самотёк. Как следствие результаты работы коллектива низкие. Люди не удовлетворены своей работой и руководителем. Психологический климат в коллективе неблагоприятный со скрытыми и явными конфликтами, нет атмосферы сотрудничества.

 

 Непоследовательный (алогичный) стиль, который проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому. Это ведёт к крайне низким результатам работы коллектива и максимальному количеству конфликтов и проблем.

 

 Ситуативный стиль для которого характерно гибкое реагирование на изменения уровня психологического развития подчинённых и коллектива. Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

 

 Новаторско-аналитический стиль (Т.Коно) способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него характерны:

  • энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей;
  • готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать, насколько реалистичны и перспективны предлагаемые идеи;
  • быстрое принятие решений и практическое воплощение новаций;
  • терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуацию и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.

 Этот стиль наиболее популярен и эффективен в преуспевающих японских компаниях.

Лист 14

 Партисипативный (соучаствующий) стиль, по мнению большинства зарубежных специалистов в области менеджмента, является наиболее эффективным стилем управления. Для него характерны:

  • регулярные совещания руководителя с подчинёнными;
  • открытость в отношениях между руководителем и подчинёнными;
  • вовлечённость подчинённых в разработку и принятие организационных решений;
  • делегирование руководителем подчинённым ряда полномочий и прав;
  • участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  • создание особых групповых структур, наделённых правом самостоятельного принятия решений т.е. «группы контроля качества»;
  • предоставление работнику возможности автономно разрабатывать проблемы, новые идеи.

  Этот стиль применим, если руководитель уверен в себе и имеет высокий образовательный и творческий уровень, ценит и умеет использовать творческие предложения подчинённых. В свою очередь подчинённые имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе. Задача стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряжённых усилий и творческого подхода. Таким образом, данный стиль целесообразен в организациях новаторского типа, в том числе научных.

 

 Вывод таков, результативный  руководитель должен ценить в людях энергичность, новаторство их вовлечённость в работу, пресекать появление угодников и подхалимов, которые своим поведением нравственно разлагают атмосферу в трудовом коллективе.

 Поэтому то, хороший менеджер – это в первую очередь гармонично сложенная, уравновешенная в себе личность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист 15

Заключение.

 

 Психологические процессы, свойства  и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны и составляют единое целое. «…закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим и самому к себе, в свойствах личности как ядра этой системы».

 Современная психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные характеристики и  развитие трудовых навыков, занимается проблемой влияния условий на деятельность и успешность.

 Так, психология менеджера определяется общепринятым понятием «личность». И как устойчивая система социально значимых черт «личность менеджера» раскрывает индивида в общении и взаимодействии  в рамках того или иного производства. И начальство и подчинённые непременно оценивают «личность менеджера» не только через набор грамотно исполняемых им функций, а как следствие итогов совместного труда, но и через сопоставление с установленными в обществе нормами поведения, сознания и морали.

 Говоря об эффективности бизнеса и результативности деятельности сотрудников, прослеживается видимая взаимосвязь профессионализма менеджера и его неоднозначно развитый аспект психологических ресурсов как управленца. Нет сомнений в том, что позитивная психологическая составляющая менеджера-управленца, являясь одной из самых ключевых, определяет стратегию на наилучший результат труда.

 Психологические ресурсы менеджера включают систему психологических характеристик личности, которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения и в стиле управления, но и в стиле мышления руководителя в его индивидуальных особенностях принятия и реализации решений. Да, для «личности менеджера» характерно проявление высокой активности, тогда как безличное существование менеджера допускает «плавание по воле случая».

 Итак, в профессиональной деятельности менеджер – это активная и целеустремлённая личность, связанная с созданием общественно значимых ценностей и направленная на достижение сознательно поставленной цели. Где достигнутая цель выступает главным критерием навыков, умения, использованного стиля управления.

 

 

 

 

Лист 16

 

Использованная литература.

 

  1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – Москва, Норма, 2007.
  2. Вудкок М. Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. - Москва, «Дело», 2003.
  3. Бусыгин А.В. Менеджмент: введение в специальность. – Москва, 2003.
  4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – Москва, 1994.
  5. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие. – Москва, «Проспект», 2013.
  6. Дорошенко В.Ю, Золотова В.Н. Психология и этика делового общения. – Москва, «ИНФА-М», 2002.
  7. Столяренко Л.Д. Столяренко В.Е. Психология: краткий курс лекций. – Москва, «Юрайт», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист 17


Информация о работе Психологическая характеристика профессии «менеджер»