Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:20, курсовая работа
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут быть рассмотрены в качестве методической основы для принятия управленческих решений относительно психологических методов управления трудовым коллективом.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты управления трудовым коллективом. Во второй главе анализируется деятельность ОАО «Макбур» и его показатели, а также внутренняя и внешняя среды предприятия и системы социально-психологических методов управления персоналом. В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию психологических методов управления персоналом.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления трудовым коллективом на предприятии…………………………………………………………………...…..5
1.1. Понятие и классификация методов управления……………….………….5
1.2. Значение управления трудовым коллективом на предприятии….……..11
1.3. Психологические методы воздействия на персонал…………..…………17
Глава 2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на предприятии ОАО «Макбур»………………………………….17
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели………………………………………………….…..17
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………...21
2.3 Исследование системы социально-психологических методов управления персоналом, применяемых на предприятии…………………………………..27
2.4 Мероприятия, направленные на совершенствование психологических методов управления персоналом……………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список использованных источников…………………………
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.
Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).
Побуждение представляет собой позитивную форму морального
воздействия на сотрудника, повышающую
социальную значимость сотрудника в коллективе,
когда подчеркиваются положительные качества
сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация
к успешному выполнению порученной работы.
Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.
Осуждение является приемом
психологического воздействия на
сотрудника, который допускает большие
отклонения от моральных норм коллектива
или результаты труда которого крайне
неудовлетворительные. Такой прием не
может применяться в отношении сотрудников
со слабой психикой и практически бесполезен
для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.
Запрещение обеспечивает
тормозящее воздействие на личность
и, по сути, является вариантом внушения,
а также ограничения
Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание.
Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний.
Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.
Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути, намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.
Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.
Похвала является позитивным
психологическим приемом
Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.
Совет — это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.
Ответной реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.
Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще не достигшее устойчивой и осознанной определенности.
Чувство — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.
Они отражают нравственные переживания реальных отношений человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают: нравственные, эстетические, патриотические и интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.
Эмоции — это конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:
Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к окружающей среде. Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:
Таким образом, психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, они направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач. К числу способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д. Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника.
2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на ОАО «Макбур»
2.1 Краткая характеристика
деятельности предприятия.
ОАО «Улан-Удэнская макаронная
фабрика» - предприятие пищевой и перераба
Основным видом деятельности компании является производство и сбыт макаронных изделий.
Организационно-правовая форма предприятия – открытое акционерное общество. Акционерами ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» являются члены трудового коллектива, остальные физические лица. Уставной фонд сформирован за счет денежных взносов акционеров. Уставной капитал, состоящий из обыкновенных акций, принадлежат физическим лицам: 98,3% - работникам предприятия, 1,7% - другим частным лицам.
ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» включает в себя два производственных цеха:
Производственный цех г. Улан-Удэ расположен в юго-восточной части города в 7 км от железнодорожной станции «Заудинск» ВСЖД и в 25 км от аэропорта г. Улан-Удэ. Вблизи проходит автострада. Фабрика оснащена всеми современными средствами связи – факс, телефон, электронная почта и т.д.
Производственная территория составляет 1,29 га. Предприятие располагает собственными производственными площадями с развитой инфраструктурой:
В следующей таблице показаны основные показатели хозяйственной деятельности.
Таблица 2.1 Основные показатели хозяйственной деятельности
показатели |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
отклонение | |
Абсол. |
% | ||||
1. товарная продукция |
Тыс.р. |
373148 |
365721 |
-7427 |
98 |
3.реализованная продукция |
Тыс.р. |
373148 |
365721 |
-7427 |
98 |
3. среднегодов. стоимость ОПФ |
Тыс.р. |
53003 |
50240 |
-2763 |
94,7 |
4. фондоотдача |
Тыс.р. |
7,04 |
7,27 |
0,23 |
103,2 |
4.среднесписочная численность работников |
Чел |
293 |
300 |
7 |
102,3 |
5. фонд оплаты труда |
Тыс.р. |
24753 |
27867 |
3114 |
112,6 |
6.среднемесячная заработная плата работников |
Руб. |
7040 |
7741 |
701 |
109 |
7.полная себестоимость продукции |
Тыс.р. |
30446 |
37950 |
7503 |
124,6 |
8.затраты на 1 руб. реализованной продукции |
Руб. |
0,98 |
1,03 |
0,5 |
105 |
9. прибыль от реализации |
Тыс.р. |
6698 |
6468 |
-230 |
96,5 |
10. балансовая прибыль |
Тыс.р. |
91217 |
90864 |
-353 |
99,6 |
11. рентабельность производства |
% |
2,1 |
1,7 |
-0,4 |
80,9 |
Информация о работе Психологические методы управления трудовым коллективом на примере ОАО «Макбур»