Психологические методы управления трудовым коллективом на примере ОАО «Макбур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут быть рассмотрены в качестве методической основы для принятия управленческих решений относительно психологических методов управления трудовым коллективом.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты управления трудовым коллективом. Во второй главе анализируется деятельность ОАО «Макбур» и его показатели, а также внутренняя и внешняя среды предприятия и системы социально-психологических методов управления персоналом. В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию психологических методов управления персоналом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления трудовым коллективом на предприятии…………………………………………………………………...…..5
1.1. Понятие и классификация методов управления……………….………….5
1.2. Значение управления трудовым коллективом на предприятии….……..11
1.3. Психологические методы воздействия на персонал…………..…………17
Глава 2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на предприятии ОАО «Макбур»………………………………….17
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели………………………………………………….…..17
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………...21
2.3 Исследование системы социально-психологических методов управления персоналом, применяемых на предприятии…………………………………..27
2.4 Мероприятия, направленные на совершенствование психологических методов управления персоналом……………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Для продвижения продукции  компании под торговой маркой «Макбур» на новых существующих рынках, постоянно  уделяется внимание различным маркетинговым  мероприятиям. Компания является непременным  участником популярных выставок и ярмарок (Улан-Удэнская, Иркутская, Якутская, Благовещенская и др.) рекламная кампания фабрики включает разные виды рекламы:

  • Представительская печатная продукция (буклеты, рецепты), которая рассылается по регионам, дилерам и оптовикам;
  • Серия видео- и радиороликов;
  • Наружная реклама;
  • Дегустации;
  • РR – кампании: периодические публикации в СМИ, пресс-конференции и др.

Одной из задач ценовой  политики фабрики на макаронные изделия  является формирование цен, доступных  для потребителя с разными  доходами. Система формирования цены, качества и ассортимента на аналоги продукции.

При продвижении продукции  на рынки Восточной Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Китая компания Макбур имеет географические преимущества по отношению к конкурентам, расположенным  в Западной Сибири и на Урале, а  также в Европейской части России. Например, железнодорожный тариф на доставку 20-тонного контейнер от Омска до Хабаровска - 16000 рублей, а от Улан-Удэ – 7800 рублей.

Таким образом, анализ внешней  среды предприятия показал: ОАО  «Макбур» является самым крупным производителем макаронных изделий в Восточной Сибири и Приморье. Улан-Удэнская макаронная фабрика вышла и на региональные рынки. Сегодня, помимо Бурятии, она успешно реализует свою продукцию в Иркутской, Читинской области, республике Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке (Приморский край, Хабаровский край). Кроме реализации на внутреннем рынке, ОАО «Макбур» осуществляет экспорт в Монголию. Лишь 10% поставок сырья для производства макаронных изделий приходится на местные поставки.

При анализе внутренней среды выявилось, что на предприятии установлено новое, самое современное оборудование. Технологический процесс составляет собой высокоскоростной замес теста (вместо традиционных 30 мин. на это уходит 20 сек.). В ассортименте ОАО «Макбур» более 50 наименований макаронных изделий самых разных форм и расфасовки. Для продвижения продукции компании под торговой маркой «Макбур» на новых существующих рынках, постоянно уделяется внимание различным маркетинговым мероприятиям. Одной из задач ценовой политики фабрики на макаронные изделия является формирование цен, доступных для потребителя с разными доходами.

 

 

2.3 Исследование системы  методов управления персоналом, применяемых на предприятии

Сегодняшняя ситуация такова, что для того, чтобы предприятию  держаться на плаву руководителю приходится преодолевать множество трудностей и как следствие, главным, что ему нужно, становится прибыль. Это означает, что и сотрудников он мотивирует только с помощью материальных инструментов, в то время как финансовая составляющая не является единственно возможной и оптимальной формой стимулирования.

Современный менеджмент предлагает в качестве фактора успешности компании использовать проактивность, то есть умение заранее прогнозировать ситуацию и как можно более  эффективно предотвращать ее негативные проявления и последствия. На ОАО «Макбур» используется скорее реактивный: предприятие ждет, когда проблема появится, разовьется до того уровня, когда не замечать ее уже нельзя, и только после этого начинает реагировать.

Системы мотивации, функционирующие на предприятии, малоэффективны и не до конца сформированы. Прежде всего, отсутствует формальный документ, который затрагивает все аспекты стимулирования сотрудников, материального, так и нематериального. Существуют лишь Правила внутреннего распорядка и Положение о заработной плате. Поэтому необходимо разработка и утверждение документа, регулирующего систему мотивации предприятия. Этот документ полезен как сотрудникам отдела работы с персоналом, так и самим работникам, которые будут четко знать, на какие льготы и привилегии они могут претендовать.

Нематериальное стимулирование на предприятии развито недостаточно. престиж работы на предприятии невысок, сильная организационная культура отсутствует. У сотрудников имеются  возможности повышения квалификации, однако пользуются этим немногие.

На ОАО «Макбур», как  собственно и на многих других отечественных  предприятиях, нет специальной системы  мотивирования персонала, отсутствуют  люди, которые занимались бы этим. Всеми  вопросами, которые связаны с  работниками предприятия, занимается отдел кадров, решающий лишь узкий круг проблем (подбор кадров, наем и увольнение работников).

На сегодняшний день практика стимулирования на предприятии  основана на неком внутреннем ощущении руководителями мотивационной направленности своего персонала. Это ощущение основывается на следующем:

  • на видении отношения работников к труду, выполнения своих задач и трудовых функций;
  • на оценке количественных и качественных результатов труда;
  • на восприятии различных высказываний работников относительно существующей системы стимулирования, и прежде всего оплаты труда.

Поэтому для повышения  эффективности деятельности предприятия  необходимо перейти от ощущения мотивационной  среды к ее систематическому изучению и в связи с этим к повышению  эффективности системы стимулирования.

Вообще для ОАО «Макбур», как и для других предприятий  республики и страны, характерны типичные слабости систем стимулирования:

  1. руководители рассматривают систему стимулирования в узком спектре стимулов, а работники - в более широком.

Руководители чаще относят  к стимулам методы материального  стимулирования (виды заработной платы, доплаты, надбавки, премии и др.), социальный пакет (оплата предприятием в том или ином процентном соотношении различных услуг и выполнение определенных социальных обязательств перед своими работниками). Работники рассматривают систему стимулирования в более широком смысле, добавляя к этому делению следующие группы: методы морального поощрения (признание, похвала, доверие руководителя), методы организационного стимулирования (гибкий рабочий график, частичное выполнение работы дома и др.)

Методы морального стимулирования являются наиболее доступными для руководителей, но на предприятии их применяемость  невелика, что вызвано несколькими  причинами:

  • взгляд на стимулирование как на процесс и систему, имеющих преимущественно денежное выражение;
  • никто не учил и не учит руководителей организационным и социально-психологическим технологиям управления персоналом.

 Работники предприятия  рассматривают методы стимулирования в более широком спектре, и поэтому их ожидания по их использованию со стороны руководителей не оправдываются. Это закономерно приводит к восприятию руководителей как непрофессионалов и разрыву между потребностями в стимулах и уровнем удовлетворенности. Поэтому необходимостью является повышения квалификации руководителей всех уровней управления на предприятии, и особенно руководящего состава в области мотивации и стимулирования персонала.

2. руководители рассматривают  систему стимулирования с чисто формальных позиций (т.е. наличие прав по применению тех или иных методов), а подчиненные – как с формальных, так и с неформальных. Например, можно работнику объявить благодарность в приказе, но у руководителя подразделения нет таких полномочий, он выходит с соответствующим ходатайством к руководителю предприятия. В результате теряется время и эффективность такого поощрения снижается. Но ведь благодарность можно объявить устно, перед коллективом подразделения. Т.е. наряду с формальными вариантами метода имеются неформальные его разновидности, отличающиеся большей оперативностью и большим откликом.

3. система стимулирования  используется без обратной связи.  На предприятии не использовались  и не используются какие-либо  формы и методы оценки работниками  системы стимулирования. Т.е работнику адресуется некий набор формальных стимулов, а как он их воспринимает и оценивает, никого не интересует. От работника ожидаются только результаты работы.[№10, с. 68] Такое «стимулирующее равнодушие» - весьма характерно не только для «Макбура», но и для всей российской практики.

На предприятие отсутствуют  специалисты, владеющие оценочными методиками, которые позволяют периодически получать (в режиме мониторинга) информацию в области мотивации и стимулирования персонала, что вызвано нехваткой специалистов, имеющих опыт разработки подобных стратегий.

Для ОАО «Макбур» характерны также следующие проблемы:

  • Повторяемость и привычность работы (особенно на стадии фасовки продукции);
  • Низкая степень делегирования и доверия к работникам со стороны руководства;
  • Недостаток признания, похвалы;
  • Несоответствие ожиданиям, т.е. открытость и регулярность обратной связи со стороны руководителя, четкое соблюдение обещаний.

К нематериальным методам  стимулирования работников на предприятии  относятся:

  • Достаточная оснащенность рабочих мест, однако, значительная часть рабочих помещений нуждается в ремонте и модернизации;
  • Для женщин с детьми предусмотрено гибкое рабочее время;
  • Возможность роста;
  • Предоставление возможности развития и обучения;
  • Информирование сотрудников о достижениях предприятия с целью создания атмосферы общности результатов.

 Таким образом,  исследование методов психологического  воздействия на персонал, применяемых  на предприятии показало, что  в этой области имеются следующие  проблемы: 1. недостаточное внимание руководства к системе мотивации работников; 2. слабое применение психологических методов управления персоналом; 3. отсутствие специальных работников, занимающихся проблемами мотивации, нет конкретной системы мотивирования, отсутствие, также формального документа, который затрагивал бы все аспекты стимулирования сотрудников, материального, так и нематериального; 4. руководители рассматривают систему стимулирования в узком спектре стимулов; 5. Низкая степень делегирования и доверия к работникам со стороны руководства; 6. Недостаток признания, похвалы у работников.

Решение данных проблем  поможет предприятию повысить эффективность  деятельности.

 

2.4. Мероприятия, направленные на совершенствование психологических методов управления персоналом

Как показал, проведенный  выше анализ на предприятии существует ряд проблем, связанных с нематериальным стимулированием труда. Основной из них является отсутствие специального отдела, занимающегося проблемами мотивации работников. Поэтому основным мероприятием по данной проблеме является создание на предприятии специального подразделения (отдела или бюро) мотивации персонала. К числу основных задач такого подразделения относятся:

  1. систематическое изучение мотивации работников различных подразделений предприятия.
  2. оценка эффективности используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда.
  3. разработка предложений по совершенствованию системы стимулирования применительно к различным категориям работников предприятия.
  4. определение и внедрение новых методов стимулирования труда.
  5. изучение опыта отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования.

То есть для эффективности работы предприятия нужно, чтобы кто-то специально и профессионально занимался изучением (анализом, исследованием) проблем мотивации персонала. Без этого не будет информации о том, на каком уровне находится мотивация персонала каждого подразделения и коллектива в целом.

 Для повышения мотивации  работников на ОАО «Макбур»  можно использовать также следующие формы нематериальной мотивации:

  1. Рабочая среда. К данной форме мы отнесем комфорт, удобство, а также принятие рабочего места и отношения в коллективе. Комфортная обстановка может решить много проблем, связанных со стрессом, действию которого подвергается практически любой сотрудник. В случае если деятельность специалиста характеризуется очень высоким уровнем напряженности и стресса, отсутствие комфортного рабочего места и окружения могут оказать значительное негативное воздействие как на него самого, так и на эффективность его работы.
  2. Доверие работодателя. Данное чувство является немаловажным в процессе «выращивания» лояльного сотрудника. Выражение доверия к сотруднику со стороны руководства обеспечивает дополнительную выгоду – повышения доверия к самому руководству. В данном случае действует давно и хорошо известный принцип «нам нравятся те, кому мы нравимся».
  3. Знакомство с руководителем компании. Многим сотрудникам приятно чувствовать свою сопричастность, приближенность к лицам, занимающим высокое положение. Это повышает их собственный статус, дает понять, что они имеют вес в данной организационной структуре.
  4. Чувство значимости занимаемой должности. Практически каждый сотрудник, независимо от уровня занимаемой позиции в корпоративной иерархии, хочет знать, что он сам и его работа важны для компании.
  5. Похвала. Похвала хороша тем, что, даже вызвав привыкание, она не требует как следующего логическо<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_

Информация о работе Психологические методы управления трудовым коллективом на примере ОАО «Макбур»