Психология ведения переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3 стр
Основная часть:
1. Общая характеристика переговоров, их основные стадии …………...5 стр
1.1. Подготовка переговоров ……………………………………………....8 стр
1.2 Ведение переговоров …………………………………………………...9 стр
Правила ведения переговоров …………………………………………13 стр
1.3. Анализ результата переговоров ………………………………………15 стр
Заключение …………………………………………………………………16 стр
Инструкция участнику переговоров ……………………………………...17 стр
Список используемой литературы ………………………………………..25 стр

Файлы: 1 файл

психология управления.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

1.3.1. Установите рабочие отношения  с предполагаемым партнером:

- выразите всю заинтересованность  участия в переговорах; 
- запросите (если необходимо) дополнительную информацию(например, техническую документацию).

1.3.2. Согласуйте с партнером организационные  моменты предстоящих переговоров:

- уровень ведения переговоров  (кто глава делегации: руководитель  предприятия,его заместитель и  т.д.?); 
- место проведения переговоров; 
- количественный состав делегации (сколько человек примет участие в переговорах?).

1.3.3. Дайте ваши предложения по  повестке дня (какие вопросы  и в какой последовательности  вы намерены обсуждать).

Внимание: повестка дня  может быть сформулирована в самом общем виде без подразбивки на вопросы

2. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

2.1. Протокол  при ведении переговоров

2.1.1. Рассадка: 
- глава делегации садится в центре, напротив него - глава партнерской делегации; 
- справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик (при необходимости).

2.1.2. Требования к характеру беседы: 
- спокойный тон, даже в том случае, если партнер раздражен или агрессивен; 
- необходимо внимательно выслушивать собеседника до конца, не перебивая.

2.1.3. Общие сведения: 
- через 5-7 минут после начала подается чай, кофе ; 
- через час чай, кофе предлагается вторично; 
- по окончании переговоров (подписания протокола о намерениях, контракта, договора) устраивается протокольное мероприятие (например,прием)

2.2. Технология  ведения переговоров

2.2.1. Этапы ведения  переговоров

2.2.1.1. Первый этап - уточнение интересов,  позиций, целей и т.д. участников  переговоров.

Внимание: как бы хорошо не была проведена подготовка, всегда остается ряд невыясненных моментов.

На первом этапе необходимо: 
- уточнить неясные моменты в позиции партнера (выслушав его и задав ему вопросы).

Внимание! Типичные ошибки: 
1) затягивание этапа уточнения (слишком подробное выяснение несущественных деталей). 
Результат: потеря переговорного темпа и, возможно, потеря партнера; 
2) невыяснение важных деталей. 
Результат: различное толкование договоренностей, возможный конфликт с партнером.

2.2.1.2. Второй этап - обсуждение позиций. 
- главное на этом этапе - аргументация предлагаемых решений.

·  Целесообразно: основное внимание при аргументации уделить взаимной выгоде в случае принятия того или иного решения.

2.2.1.3. Третий этап - согласование позиций.

·  Целесообразно: сначала согласовать общие контуры соглашения (выработать общую формулу), затем обсудить детали. Эта тактика экономит время. Однако прежде чем следовать ей, необходимо на это получить согласие партнера.

2.2.1.4. Четвертый (заключительный) этап:

- стороны приступают к редактированию  текста.

Внимание:

указанные этапы не обязательно  четко разграничены. Однако в целом  последовательность в решении задач  при ведении переговоров должна сохраняться


 

 

2.2.2. Возможные  подходы к переговорам

МЯГКИЙ ПОДХОД/ ЖЕСТКИЙ  ПОДХОД (ТОРГ)

участники- друзья

участники - противники

цель - соглашение

цель - победа

делать уступки для культивирования  отношений

требовать уступок для продолжения  отношений

мягкий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы

жесткий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы

доверять другим

не доверять другим

легко менять свою позицию

твердо придерживаться своей позиции

делать предложения

угрожать

искать решение, на которое ОНИ  пойдут

искать решение, на которое ВЫ пойдете

настаивать на соглашении

настаивать на своей позиции

избегать состязаний воли

пытаться выиграть состязание воли

поддаваться давлению

применять давление

допускать потери ради соглашения

требовать уступок в качестве платы  за соглашение


ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ПОДХОД 
(совместный с партнером анализ проблемы)

-участники вместе решают проблему; 
-цель - разумный результат, достигнутый эффективно; 
-отделить людей от проблемы; 
-придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но жесткого при решении проблем; 
-продолжать переговоры, независимо от степени доверия; 
-концентрироваться на интересах, а не на позициях; 
-анализировать интересы; 
-разработать ряд вариантов: решать позже; 
-настаивать на применении объективных критериев; 
-использовать критерии, не относящиеся к состязанию воли; 
-быть открытым для доводов, уступать доводам, а не давлению. 

 

2.2.3. Тактические  приемы

ПРИ МЯГКОМ ПОДХОДЕ

ПРИ ЖЕСТКОМ ПОДХОДЕ

1) принятие практически любых  предложений партнера;

1) завышение первоначальных требований;

2) значительные уступки;

2) расстановка ложных акцентов  в собственной позиции;

3) прямое "открытие своих карт".

3) вымогательство;

 

4) постановка партнера в безвыходную  ситуацию;

 

5) ультимативность требований;

 

6) угрозы;

 

7) выдвижение требований по возрастающей;

 

8) "салями";

 

9) дача заведомо ложной информации (блеф);

 

10) отказ от собственных предложений;

 

11) двойное толкование.


ПРИ СОВМЕСТНОМ С ПАРТНЕРОМ  АНАЛИЗЕ ПРОБЛЕМЫ (ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ПОДХОД)

1) тщательный анализ проблемы 
2) выявление моментов объединяющих участников 
3) постепенное повышение сложности решаемых проблем 
4) разработка и внесение предложений, которые бы способствовали реализации обоюдных интересов 
5) разделение проблемы на отдельные составляющие

Внимание:

- обычно на переговорах реализуются одновременно элементы различных подходов, однако важным является, какой из подходов преобладает 
- выбор преобладающего подхода зависит от обоих участников.


·  Целесообразно: постараться самим в большей степени ориентироваться на совместный анализ проблемы и сориентировать на это вашего партнера.

2.2.4. В случае, если партнер не  настроен на конструктивный диалог:

- постараться самому быть настроенным  конструктивно, не пытаясь обыграть  партнера; 
- необходимо создать деловую атмосферу переговоров; 
- предложить паузу в переговорах, во время которой провести неформальные встречи и консультации, рассмотреть возможность иных альтернатив (например, проведение аналогичных переговоров с другим партнером).

2.2.5. На переговорах с более  сильным партнером (партнером, объективно обладающим более сильной позицией) возможно: 
- апелляция к продолжению отношений с данным партнером в дальнейшем (наличие долгосрочных соглашений), а значит заинтересованности партнера в соглашении; 
- увязывание различных предложений в пакет (будучи слабым по одному вопросу, участник переговоров может оказаться более сильным по другому). Увязка этих вопросов на переговорах позволяет сбалансировать силу сторон; 
- обращение к репутации сильного партнера (крайне жесткая позиция сильного партнера может повредить его репутации).

Внимание: необходимо внимательно  относиться к поддержанию рабочих  отношений с партнером. Для этого: 
- ведите себя рационально, избегая негативных эмоций. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений; 
- постарайтесь понять партнера. Невнимание к противоположной точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений; 
- если даже противоположная сторона вас не слушает, постарайтесь провести консультации с ней, тем самым будут улучшены отношения; 
- не давайте ложной информации, если даже это делает противоположная сторона. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет в дальнейшем взаимодействие с другими возможными партнерами; 
- избегайте поучительного тона. Будьте открыты для аргументов партнера и постарайтесь, в свою очередь, убедить его; 
- будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.

3. ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ  ПЕРЕГОВОРОВ

3.1. Проведите  анализ переговоров после их  завершения:

- что, какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров; 
- какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались, что не было учтено при подготовке к переговорам, почему; 
- какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров; 
- каково было поведение партнера на переговорах; 
- какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах.

·  Целесообразно: по окончании переговоров подготовить отчет об их проведении, в котором дать анализ итогам и ходу переговоров.

3.2. Выполнение договоренностей:

- в случае возможного срыва  выполнения договоренностей по  вашей вине, заранее поставьте  партнера в известность, предложив  варианты компенсации (если они  не оговорены в договоре).

Внимание:

в зависимости от того, насколько точно и аккуратно вы соблюдаете договоренности, зависят не только ваши отношения с данным партнером, но и репутация в целом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список используемой литературы:

1.Фишер Р., Юри У.  Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., Наука, 1996.

2. Лебедева. М.М. Уметь вести переговоры. М., 2001.

    3. И.С.Дараховский, Т.В.Прехул Бизнес и менеджер  
Москва, 2002г.

 
    4. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам  
Москва, Филинъ, 2004г.

 
    5. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. - М.: АО Изд. Дом, 2003г

 
    6. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 2000г

 
    7.ссылка  http://www.korolewstvo.narod.ru/psychostat/negotiations




Информация о работе Психология ведения переговоров