Не отвергая
полимотивированность трудовой деятельности,
упоминая также чувство наслаждения самим
процессом хорошего выполнения работы,
готовность принести себя в жертву ради
семьи, соседей и своей страны, тщеславие
и беспечность, тягу к добродетельному
образу жизни ради собственных достоинств
последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей
роли мотива материального вознаграждения
за труд.
Одна из
современных классификаций мотивов труда включает
три вида побуждений заниматься трудом:
- побуждения общественного
порядка (осознание необходимости
приносить пользу обществу, оказывать
помощь другим, нежелание прослыть
тунеядцем);
- получение материальных
благ для удовлетворения материальных
и духовных потребностей;
- удовлетворение потребности
в самоактуализации, самовыражении,
самореализации.
Описывая
мотивацию потребителя, А.Маршалл выделял
три основных потребности: стремление
к разнообразию, стремление привлечь к
себе внимание и жажда признания как такового.
Более подробной, признанной психологами
и широко применяемой на практике является
классификация потребностей А.Маслоу.
Альтруизм и кооперативное поведение
С точки
зрения экономической психологии, альтруизм
выражается в поведении-помощи, в подарках,
благотворительных пожертвованиях, поведении
в условиях социальных дилемм и переговоров.
От альтруистических мотивов зависят
предпочтения в области распределения
денег (или прибыли).
Существуют
различные попытки объяснения альтруистического
поведения. Можно рассматривать альтруизм
как вариант эгоизма. Для человека актуально
одновременно большое количество целей
(«выгод»), и иррациональность в отношении
одной оборачивается рациональностью
в отношении другой. Альтруистическое
поведение (отсутствие видимой выгоды
какого-либо типа) означает только нацеленность
на другие ценности, в достижении которых
поведение рационально, т.е. учитывает
баланс «затраты – результат».
В экономической
деятельности широко проявляется и чисто
альтруистическое поведение. Оно, во-первых,
функционально зависит от величины дохода
субъекта. От того, у кого есть материальная
возможность быть более щедрым, следует
скорее ожидать пожертвований, благотворительности.
Во-вторых,
индивидуально-психологические особенности
этической мотивации являются важным
фактором поведения. Попытка измерения
степени альтруизма на основе того, как
человек разделит зарплату между собой
и другими или как оценит себя и других
по вкладу в деятельность, дала возможность
выделить следующие типы:
• кооперативный тип
представили испытуемые, отдавшие предпочтение
равной зарплате для себя и других;
• состязательный тип
характеризовался предпочтением разных
зарплат в свою пользу;
• индивидуалистический тип
дистанцировался от пожеланий по поводу
зарплат остальных.
Зрелость экономического
сознания предполагает доминирование
сотрудничества среди многочисленных
форм проявления соотношения "выгода
для себя – выгода для других". Сотрудничество
(выгодно обоим партнерам) эффективнее,
созидательнее, чем состязательность
(выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм
(выгодно только себе), альтруизм (выгодно
только другому) и тем более мученичество
(выгодно другому в ущерб себе), мазохизм
(только ущерб себе), садизм (ущерб другому)
и садомазохизм (ущерб себе и другому).
Во многих экономических ситуациях требуется
скорее совместное, кооперативное поведение,
нежели действия, направленные на немедленную
личную выгоду. Даже в условиях активной
конкуренции договор, чаще выгоднее, чем
борьба. В области экономики максимизация
КПД достигается путем включения результатов
дела для других в собственные интересы,
а экономический эгоизм оказывается неэффективным.
Волевые компоненты экономического поведения
К волевым
компонентам экономического сознания
и поведения относятся экономические
нормы, экономический интерес, экономический
поступок, деятельность.
Экономические
нормы не выделялись до недавнего
времени в самостоятельный вид социальных
норм (стандартов поведения, регламентирующих
отношения людей, "правил игры"). Однако
в этом возникла необходимость, потому
что они могут и стимулировать, и тормозить
активное экономическое поведение, предприимчивость.
Одна из
особенностей экономических норм заключается
в том, что они, как правило, закрепляются
юридически, приобретая статус правовых,
и наделяются соответствующими средствами
контроля (санкциями) за их соблюдением.
Экономический интерес развивается на основе
мотива, но под регуляторным воздействием
норм. Если рассматривать собственность
как определенную форму власти экономических
благ над человеком, то экономический
интерес — это форма действия власти собственности
на волю субъекта хозяйствования и источник
хозяйственной активности. Еще Адам Смит
подчеркивал разницу трудовой активности
на своем и на ничьем поле.
Выводы
Одной из
важнейших задач современного
управления является применение
научных данных, полученных психологией
управления на современном этапе.
Весьма актуальна разработка
различных направлений психологии
управления в связи с тем, что
практика управления опережает
теорию.
Выполнение
организационных целей, которые
являются основополагающими в
деятельности современных организаций,
связано с работой персонала.
Деятельность его невозможно
переоценить, поскольку он является
основной стратегической переменной
в управлении.
Знание особенностей
и закономерностей человеческого
поведения в значительной степени
определяет успешность достижения
целей управления. Сложная структура
психологии управления требует
рассмотрения системы взаимосвязей
всех её компонентов. Сложный
характер этих взаимосвязей требует
применения системного подхода
в управлении. Важно учитывать, что
противоречия, трудности и парадоксы,
которые присущи теории психологии
управления, во многом определены
тем, что эта область научного
знания многогранна и динамична.
Интерес к психологии управления
в наши дни закономерен. Это
связано с общей психологизацией
производства и управления, повышением
внимания к «человеческому фактору».
Несмотря на
появление значительного количества
книг и учебных пособий по психологии
управления, изданных за последние несколько
лет, большинство из них все же не обеспечивают
всех потребностей образовательного рынка.
На современном этапе развития психологии
управления должна быть предпринята попытка
синтеза традиционных, устоявшихся теоретических
моделей отечественной и зарубежной психологии,
и новых концептуальных парадигм.
Литература
Гибсон Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы.- М., 2000.
Кремень М.А.
Пути эффективного руководства.- Мн., 2000.
39. Крушельницька
О. В. Мотивація та оцінка діяльності персоналу [Текст] : [навч. Крушельницкая
О. В. Мотивация и оценка деятельности персонала : учеб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 215 с.
Морозов А.В. Деловая
психология. Курс лекций: Учебник для высших
и средних спец. заведений.- СПб., 2000.
Поляков В.А., Дереповко И.Л. Моделирование алгоритма управления и прогнозирования в многоуровневых системах (методология применения).- Мн., 2000.
- Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента.-
М., 2000.- 245с.
Шупейко И.Г. Поведение человека в организации: Учебное пособие по дисциплине «Психология управления» для студентов всех специальностей.- М., 2000.
Тесты
1. Г
2. А
3. Б
4. Г
5. А
6. Г
7. Б
8. Б
9. В
10. Г
1. Работники лучше воспринимают
стиль руководства при решении социальных
задач.
а) коллегиальный;
б) директивный;
в) либеральный;
г) демократический.
2. Наибольшую продуктивность
работы обеспечивает стиль руководства.
а) директивный;
б) коллегиальный;
в) непоследовательный;
г) либеральный.
3. Наибольшую удовлетворенность
трудом у членов коллектива обеспечивает
стиль руководства.
а) директивный;
б) коллегиальный;
в) гибкий;
г) либеральный.
4. Какие факторы не учитываются
при выборе элементов типичных стилей,
когда реализуется гибкий стиль руководства?
а) Особенности ситуации.
б) Особенности задачи.
в) Особенности управляемого коллектива.
г) Все ответы верны.
5. Какие виды общения имеют
место в трудовом взаимодействии?
а) Профессиональное и деловое.
б) Деловое и интимное.
в) Деловое и межличностное.
г) Профессиональное, деловое, интимное
и межличностное.
6. Какие из названных факторов
влияют на процесс общения?
а) Особенности личности коммуникатора.
б) Групповые характеристики участников.
в) Пространственно-временные характеристики
ситуации.
г) Все ответы верны.
7. К ошибкам, определяемым
спецификой коллективного действия, возникающим
в процессе коммуникации не относится …
а) отсутствие общей цели;
б) борьба за лидерство;
в) плохая формулировка сообщения;
г) чрезмерная авторитарность руководителя.
8. К ошибкам, связанным с организацией
группы, возникающим в процессе коммуникации
не относится …
а) отсутствие распределения функций
между людьми;
б) отсутствие контроля;
в) невнимательность при отправке сообщения;
г) слишком жесткая структура коммуникации.
9. К ошибкам, связанным с личными
установками, возникающими в процессе
коммуникации, не относится…
а) поспешность;
б) нервозность;
в) отсутствие лидера;
г) агрессивность.
10. Психологические барьеры
общения имеют место …
а) только на стороне коммуникатора;
б) только на стороне реципиента;
в) одновременно на обеих сторонах;
г) либо на стороне коммуникатора,
либо реципиента, а также одновременно
на обеих сторонах.