Публичное администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:27, реферат

Описание работы

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Файлы: 1 файл

Публичное администриров.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Введение

Гражданское общество

Понятие «гражданское общество»  означает такое состояние социума, при котором создаются условия  для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и  политической активности, реального  участия граждан в политике. Современное  гражданское общество есть результат  длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет  рука об руку с формированием  правового государства. Гражданское  общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной  политики.

 Во время посткоммунистических  преобразований конца 1980-х –  начала 1990-х гг. лозунг «гражданского  общества» обобщал требования  о прекращении слияния всех  аспектов жизни в единое целое,  т.е. разделял государство и  общество. Эта задача остается  одной из важнейших на современном  этапе реформирования общественности. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития нашего государства. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. По мнению американского исследователя Д.Боуза «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении».[1]

В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает  мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в  обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.

 

Американский политолог  О.Энкарнасьон считает, что гражданское  общество охватывает обширный и разнородный  мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих  интересов и ценностей. Этот мир  включает в себя свободно созданные  низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих  по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития государства. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в Укриине невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»[4] А.Фергюсон.

Достойное существование  человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать  свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл  его существования в том, чтобы  обслуживать граждан, а не приносить  их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство  для человека, а не человек для  государства. Правовая регуляция взаимоотношений  правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что  не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено  законом.

По мнению Д.Ловелла, перед  посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как  политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации  новых институтов и принимаемых  ими решений делают необходимым  доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой  затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в  рамках правового государства. Возможная  альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности  за собственные политические промахи  на чужие плечи.[5]

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать  и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать  о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного  интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее  противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие  простым указом невозможно. Оно возникает  как привычка и требует постоянной практики.

Гражданское общество, в  отличие от политического с его  вертикальными структурами иерархических  взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие  горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и  воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности  общества.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными  гражданскими объединениями. Именно в  такого рода объединениях «вызревает»  гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может  обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу  динамичного развития в XXI веке. Свобода  не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена  материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной  бедности. Исходом этого раскола  могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует  стремиться не только к равенству  прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное  существование тем, кто их лишен.

Различные гражданские движения служат ключевой характеристикой современного жизнеспособного гражданского общества, являются формой участия граждан  в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Гражданские движения не выступают  в качестве прообраза формы гражданского участия, призванной заменить собой  институциональные структуры представительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической  политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.

В стране существуют и конструктивно  работают тысячи гражданских объединений  и союзов. Возникают все новые  профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они  ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Еще Гегель обращал  внимание на то, что гражданское  общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным»[7], что предполагает реализацию общественных интересов.

Анализ моделей взаимодействия этих объединений с государственными структурами на региональном уровне показал, что у них не назрела необходимость объединения друг с другом для совместного влияния на процесс принятия политических решений.  Лидеры отдельных организаций чаще всего даже не знают о существовании сходных организаций и в принципе неохотно идут на контакт с ними. Налицо не только их самодостаточность, но и отсутствие общественной потребности в объединении друг с другом, несмотря на общий интерес каждой из них в отдельности влиять на принятие политических решений. Даже если у таких локальных групп и возникает потребность в кооперации с родственными организациями, наибольшим препятствием к ее удовлетворению оказывается недостаточное осознание общих интересов и возможностей. Среди преобладающих способов лоббирования отмечаются скорее негласные, нежели легальные и публичные по характеру: личные связи с чиновниками, взаимные договоренности и соглашения между группами интересов, подкуп лиц, от которых зависит принятие нужных решений.  В меньшей степени используется такой способ лоббирования, как публичное обсуждение проблем, формирование общественного мнения. Самодостаточность большинства добровольных объединений не позволяет наладить их взаимодействие по  горизонтали с аналогичными организациями.

Гражданское общество завоевало  свое право на физическое существование  и политическую значимость благодаря  определенной системе гарантий со стороны  государства. В этом заключается  взаимообусловленность и взаимозависимость  гражданского общества и правового  государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между  гражданским обществом и государством.

Для того, чтобы создать  в Украине демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в Украине можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

-        не  обеспечивается равенство граждан  и организаций перед законом  и судом. Об этом, в частности,  говорит избирательное применение  закона в политических целях,  а также зависимость суда от  исполнительной власти;

-        нарушаются  избирательные права граждан,  в частности, через использование  административного ресурса;

-        политические  партии до сих пор не получили  доступа к власти и победа  какой-либо из них на выборах  не означает возможность реализации  ее программы;

-        оттесняются  на обочину политической жизни  или ставятся в зависимость  от властных структур общественные  организации и движения, выражающие  оппозиционные настроения.

-        ставится  под сомнение свобода слова  и прессы - через различные формы  давления на средства массовой  информации, неугодные властям;

 

 

-        сохраняются  неравные условия доступа к  образованию, здравоохранению и  культуре, что ограничивает свободу  развития личности;

-        не  соблюдаются гарантии местного  самоуправления в связи с финансовой  зависимостью и административным  давлением региональных органов  государственной власти.

 

Гражданское общество состоит  из свободных людей, которые объединяются для решения задач, затрагивающих  их интересы. Т.е. люди создают коллективы сознательно, что дает возможность  говорить о подлинности общины, в отличие от коллективов, созданных или находящихся под контролем государства, которые в первую очередь выражают государственные интересы, а не личные. В гражданском обществе человек может свободно покинуть коллектив, не опасаясь применения против него каких-либо санкций со стороны общества или государства. Это в корне отличает общественные объединения гражданского общества от аналогичных в условиях недемократического режима. Поэтому для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сознающий свои интересы и активно выступающий за их реализацию. Причем свобода данного индивида ограничивается принятыми в данном обществе нормами морали и права, а не государственными, классовыми или корпоративными интересами. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.

Развитие публичной сферы  невозможно без формирования зрелого  гражданского общества и гражданской  культуры. С точки зрения французского исследователя демократии Ги Эрмэ для  формирования гражданственности необходима такая культура, для которой характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин  должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих  на него людей. В качестве важнейшей  черты гражданина французский ученый отмечает терпимость, которая позволяет  сопоставлять и сравнивать свою точку  зрения с мнением других, заставляет слушать оппонентов, признавать за ними право на отличие, принимать  перемены и обновление. Развитие гражданственности  предполагает требование отчетности о  деятельности руководителей всех уровней, что воспитывает правителей и  предотвращает развращение власти. Гражданственность состоит из трех взаимодополняющих и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее она предполагает наличие конкретных гражданских  действий: от потребности быть информированным  до активного участия в политических и избирательных кампаниях. И, наконец, гражданственность опирается на систему ценностей и на нравственную убежденность, придающие этой системе  смысл и значение.[22]

 

 

 

 

 

Гражданское общество —  это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов  и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и  интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в  гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы, желательны. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие. Поэтому плюрализм (множественность) существует прежде всего в гражданском обществе. Именно в нем призваны действовать многообразные политические силы, которые главным образом путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей. Плюрализм осуществляется в пределах гражданского общества, в его рамках и способами, присущими цивилизованным взаимоотношениям между людьми. Здесь особая роль принадлежит консенсусу и компромиссу между различными политическими силами по поводу основополагающих общественных ценностей, хотя и понимаемых по-разному.

В отличие от гражданского общества ,где сколько людей и их объединений, столько и интересов и способов их представления, государство едино и единственно, олицетворяет собой, как уже отмечалось, "становой хребет" и одновременно форму "обруч" общества. Основу государственной политики составляют стратегические ориентиры, иначе это уже не государственная политика. Более того, только в согласованных и закрепленных государством рамках и процедурах осуществимо конструктивное поле столкновения политических идей и взглядов, выяснения и сравнения политических позиций и программ, простор пропаганды и привлечения на свою сторону избирателей. В государстве важен момент общего (или интегрированного) интереса и воли большинства граждан. Можно иметь любое свое мнение по поводу государственно-правовых велений, от отрицательного до положительного, но следовать им, если они состоялись, обязательно.

Информация о работе Публичное администрирование