Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:27, реферат
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.
Введение
Гражданское общество
Понятие «гражданское общество»
означает такое состояние социума,
при котором создаются условия
для соблюдения прав и свобод, развития
гражданской самодеятельности и
политической активности, реального
участия граждан в политике. Современное
гражданское общество есть результат
длительного исторического
Во время
В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.
Американский политолог О.Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития государства. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в Укриине невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.
В развитом гражданском обществе
человеческое достоинство и уважение
к личности и семье утверждаются
в качестве незыблемого фундамента
общественно-политического и
Достойное существование
человека - это его свобода, благополучие,
безопасность и возможность развивать
свои способности. Государство - лишь инструмент
для достижения этих целей. Смысл
его существования в том, чтобы
обслуживать граждан, а не приносить
их в жертву абстрактным идеям. Основной
принцип такого общества: государство
для человека, а не человек для
государства. Правовая регуляция взаимоотношений
правового государство и
По мнению Д.Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.[5]
Укрепление доверия способно
консолидировать либеральную
Гражданское общество, в
отличие от политического с его
вертикальными структурами
Функции гражданского общества
выполняются его структурными элементами
- самодеятельными и
Гражданское общество невозможно
без признания свободы в
Различные гражданские движения
служат ключевой характеристикой современного
жизнеспособного гражданского общества,
являются формой участия граждан
в общественной жизни и не должны
противопоставлять себя политической
системе. Гражданские движения не выступают
в качестве прообраза формы гражданского
участия, призванной заменить собой
институциональные структуры
В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Еще Гегель обращал внимание на то, что гражданское общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным»[7], что предполагает реализацию общественных интересов.
Анализ моделей взаимодействия этих объединений с государственными структурами на региональном уровне показал, что у них не назрела необходимость объединения друг с другом для совместного влияния на процесс принятия политических решений. Лидеры отдельных организаций чаще всего даже не знают о существовании сходных организаций и в принципе неохотно идут на контакт с ними. Налицо не только их самодостаточность, но и отсутствие общественной потребности в объединении друг с другом, несмотря на общий интерес каждой из них в отдельности влиять на принятие политических решений. Даже если у таких локальных групп и возникает потребность в кооперации с родственными организациями, наибольшим препятствием к ее удовлетворению оказывается недостаточное осознание общих интересов и возможностей. Среди преобладающих способов лоббирования отмечаются скорее негласные, нежели легальные и публичные по характеру: личные связи с чиновниками, взаимные договоренности и соглашения между группами интересов, подкуп лиц, от которых зависит принятие нужных решений. В меньшей степени используется такой способ лоббирования, как публичное обсуждение проблем, формирование общественного мнения. Самодостаточность большинства добровольных объединений не позволяет наладить их взаимодействие по горизонтали с аналогичными организациями.
Гражданское общество завоевало
свое право на физическое существование
и политическую значимость благодаря
определенной системе гарантий со стороны
государства. В этом заключается
взаимообусловленность и
Для того, чтобы создать в Украине демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в Украине можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не
обеспечивается равенство
- нарушаются
избирательные права граждан,
в частности, через
- политические
партии до сих пор не получили
доступа к власти и победа
какой-либо из них на выборах
не означает возможность
- оттесняются
на обочину политической жизни
или ставятся в зависимость
от властных структур
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- сохраняются
неравные условия доступа к
образованию, здравоохранению
- не
соблюдаются гарантии местного
самоуправления в связи с
Гражданское общество состоит из свободных людей, которые объединяются для решения задач, затрагивающих их интересы. Т.е. люди создают коллективы сознательно, что дает возможность говорить о подлинности общины, в отличие от коллективов, созданных или находящихся под контролем государства, которые в первую очередь выражают государственные интересы, а не личные. В гражданском обществе человек может свободно покинуть коллектив, не опасаясь применения против него каких-либо санкций со стороны общества или государства. Это в корне отличает общественные объединения гражданского общества от аналогичных в условиях недемократического режима. Поэтому для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сознающий свои интересы и активно выступающий за их реализацию. Причем свобода данного индивида ограничивается принятыми в данном обществе нормами морали и права, а не государственными, классовыми или корпоративными интересами. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.
Развитие публичной сферы
невозможно без формирования зрелого
гражданского общества и гражданской
культуры. С точки зрения французского
исследователя демократии Ги Эрмэ для
формирования гражданственности необходима
такая культура, для которой характерны
определенные черты. Прежде всего, гражданин
должен приобрести способность широко
смотреть на внешний мир, не замыкаться
в себе или в ближайшем окружении,
а быть открытым для непохожих
на него людей. В качестве важнейшей
черты гражданина французский ученый
отмечает терпимость, которая позволяет
сопоставлять и сравнивать свою точку
зрения с мнением других, заставляет
слушать оппонентов, признавать за
ними право на отличие, принимать
перемены и обновление. Развитие гражданственности
предполагает требование отчетности о
деятельности руководителей всех уровней,
что воспитывает правителей и
предотвращает развращение
Гражданское общество — это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы, желательны. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие. Поэтому плюрализм (множественность) существует прежде всего в гражданском обществе. Именно в нем призваны действовать многообразные политические силы, которые главным образом путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей. Плюрализм осуществляется в пределах гражданского общества, в его рамках и способами, присущими цивилизованным взаимоотношениям между людьми. Здесь особая роль принадлежит консенсусу и компромиссу между различными политическими силами по поводу основополагающих общественных ценностей, хотя и понимаемых по-разному.
В отличие от гражданского общества ,где сколько людей и их объединений, столько и интересов и способов их представления, государство едино и единственно, олицетворяет собой, как уже отмечалось, "становой хребет" и одновременно форму "обруч" общества. Основу государственной политики составляют стратегические ориентиры, иначе это уже не государственная политика. Более того, только в согласованных и закрепленных государством рамках и процедурах осуществимо конструктивное поле столкновения политических идей и взглядов, выяснения и сравнения политических позиций и программ, простор пропаганды и привлечения на свою сторону избирателей. В государстве важен момент общего (или интегрированного) интереса и воли большинства граждан. Можно иметь любое свое мнение по поводу государственно-правовых велений, от отрицательного до положительного, но следовать им, если они состоялись, обязательно.