Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель ВКР – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
- проанализировать основные средства предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Биробиджан.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

6) Коэффициент маневренности. 

 

Кман = (СК – Аво)/ СК, (2.23)

Кман07 = (13794 - 15496) / 13794 = = -0,12

Кман08 = (14933 – 14662) / 14933 = 0,02

 

Кман равное в 2007 году -0,12, а в 2008 – 0,02 показывает улучшение финансового состояния предприятия.

7) Коэффициент иммобилизации.

 

Кимм = Аво / Ао, (2.24)

Кимм07 = 15496 / 21763 = 0,71

Кимм08 = 14662 / 23525 = 0,62

 

В 2007 году предприятие  составляют 29% постоянных и 71% текущих активов. В 2008 году - 38% постоянных и 62% текущих активов.

Показатели финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В отчете содержатся показатели прибыли отчетного года.

На основе данных «Отчета  о прибылях и убытках» проведем анализ деловой активности.

Деловая активность проявляется  в динамичности развития организации, достижения поставленных ею целей, что отражается в различных показателях. В финансовом аспекте деловую активность можно охарактеризовать двумя группами показателей:

- общие показатели  оборачиваемости;

- показатели управления  активами.

1. Общие показатели  оборачиваемости:

1) коэффициент общей  оборачиваемости капитала (ресурсоотдача).

Кобк = выручка от продажи / среднегодовая стоимость активов, (2.25)

 

Кобк07 = 32513 / 37529 = 0,86

Кобк08 = 40266 / 38187 = 1,05

 

2) Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, оборотов

Кобос = выручка от продажи / среднегодовая стоимость оборотных активов.(2.26)

 

Кобос07 = 32513 / 21763 = 1,49

Кобос08 = 40266 / 23525 = 1,71

 

В 2007 - 2008 годах среднее  количество оборотов, совершаемое оборотными средствами (материальными и денежными) равно 1,49 и 1,71 соответственно, то есть оборотные активы обернулись за 2007 год 1,49 раз, а за 2008 год – 1,71 раз, что говорит об ускорении оборачиваемости оборотных активов.

3) Фондоотдача.

Фотд = выручка от продажи / среднегодовая стоимость основных средств,

 

Фотд07 = 32513 / 15479 = 2,1

Фотд08 = 40266 / 14648 = 2,75

 

4) Коэффициент отдачи собственного  капитала.

 

Котдск = выручка от продажи / средняя стоимость собственного капитала.(2.27)

Котдск07 = 32513 / 13794 = 2,35

Котдск08 = 40266 / 14933 = 2,7

 

В 2007 году оборачиваемость собственного капитала составляет 2,35 оборотов, в 2008 – 2,7 оборотов.

2. Показатели управления  активами:

5) Оборачиваемость денежных  средств. 

ОБдс = (средняя стоимость денежных средств х Т) / выручка от продаж, (2.28)

Где Т – временной период (в данном случае год)

 

ОБдс07 = (418 х 360) / 32513 = 4,62

ОБдс08 = (631 х 360) / 40266 = 5,64

 

Денежные средства в 2007 году обернулись 4,62 раза, в 2008 – 5,64 раза.

6) Срок погашения кредиторской  задолженности, в днях.

 

СПКЗ = Средняя стоимость  кредиторской задолженности х Т / выручка от продаж (2.29)

СПКЗ07 = (21117 х 360) / 32513 = 233,81

СПКЗ08 = (20649 х 360) / 40266 = 184,61

 

В 2007 и 2008 году средний  срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам составляет 234 дня и 184,61 день соответственно.

Проанализировав финансовое состояние предприятия при помощи определенных коэффициентов можно  сказать, что организация не имеет  способности отвечать по своим текущим  финансовым обязательствам. Положительными показателями данного анализа выступает повышение ликвидности и платежеспособности фирмы. При хорошей платежеспособности организация в то же время имеет неустойчивое финансовое положение, т.к. лишь 29% актива финансируется за счет устойчивых источников. Вследствие данных условий предприятие является финансового неустойчивым.

 

2.5 Анализ прибыли и рентабельности

 

Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращение) и, кроме  того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования и развития предприятия. Анализ рентабельности позволяет количественно оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.

Проведем расчет коэффициентов, характеризующих рентабельность организации, на основе форм отчетности (форма № 1 – «баланс предприятия» и форма № 2 – «отчет о прибылях и убытках»).

1) Бухгалтерская рентабельность  от обычной деятельности.

Rбух = прибыль до налогообложения / выручка от продаж  (2.30)

 

Rбух07 = 14020 / 32513 = 0,43

Rбух08 = 16680 / 40266 = 0,41

 

В 2007 году с каждого  рубля выручки от продаж предприятие  получало 43 копейки прибыли, в 2008 году – 41 копейку, то есть наблюдается снижение бухгалтерской рентабельности от обычных  видов деятельности на 2 копейки с рубля выручки от продаж.

2) Чистая рентабельность.

 

ЧR = чистая прибыль / выручка от продаж  (2.31)

ЧR07 = 13149 / 32513 = 0,40

ЧR08 = 15594 / 40266 = 0,39

 

Размер чистой прибыли  на единицу выручки в 2007 году составил 40 копеек, а в 200 году – 39 копеек. Можно сделать вывод, что доля чистой прибыли в выручке от реализации снизилась на 1 копейку.

3) Экономическая рентабельность.

 

Rэк = чистая прибыль / средняя стоимость имуществ,  (2.32)

Rэк07 = (13149 х 100) / 15479 = 0,85

Rэк08 = (15594 х 100) / 14648 = 1,06

 

Рентабельность имущества  в 2008 году возрастает на (1,06 – 0,85) 21 копейку, что составляет 25% от уровня рентабельности 2007 года.

4) Рентабельность собственного  капитала

 

Rсс = чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала(2.33)

Rcc07 = 13149 / 13794 = 0,95

Rcc08 = 15594 / 14933 = 1,04

 

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность  использования собственного капитала. Каждый рубль собственных средств  стал приносить 1,04 рубля чистой прибыли, т.е. произошел рост рентабельности собственных средств на 9 копеек по сравнению с прошлым 2007 годом.

5) Валовая рентабельность.

 

Rвал = прибыль валовая / выручка от продаж    (2.34)

Rвал07 = (14343 х 100) / 32513 = 0,44

Rвал08 = (16679 х 100) / 40266 = 0,41

 

Доля валовой прибыли в выручке от продаж снизилась с 44 копеек до 41 копейки.

 

2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»

 

Прежде всего, посмотрим  на положение ОАО «Биробиджанская  мебельная фабрика» на рынке Дальнего востока, а затем произведём поэтапный  анализ конкурентоспособности по ранее изложенной методологии Белоусова.

С целью определения  емкости рынка ЕАО изделий, позиций  на нем ОАО «БМФ», оценки потенциальных  объемов продаж и покупательских предпочтений были проведены маркетинговые  исследования.

ОАО «БМФ» со своей продукцией занимает 22% рынка столов, 29% кухонных столов, 26% домашней кухонной модульной мебели, 11% реализации соф, 19% диванов, 10% кресел с мягкой обивкой и 22% кресел с откидной спинкой. По ассортиментной позиции «столы кухонные» ОАО «БМФ» лидирует с 29%-й долей рынка.

 

Таблица 2.10 - Доля продукции ОАО «БМФ» на рынке ЕАО

Наименование изделий

Объем реализации по Дальнему Востоку

Доля рынка принадлежащая  ОАО«Виктория», %

Столы

1100

22

Столы кухонные

1252

29

Мебель кухонная домашняя модульная

1370

26

Софы

1100

11

Диваны

1505

19

Кресла с мягкой обивкой

1990

10

Кресла мягкие с откидной спинкой домашние

2001

22


 

Что касается ценовой  политики, то сравнение средних цен  каждого производителя с ценами «БМФ» показывает, что практически  по всем ассортиментным позициям «БМФ» имеет значительное ценовое преимущество. В абсолютном выражении оно составляет от 200 до 1800 рублей по отдельным видам товаров.

Для анализа конкурентоспособности  мы выбрали ряд продуктов: мебель кухонная домашняя модульная, софы, диваны, кресла с мягкой обивкой. Данный выбор обусловлен наибольшей долей данных товаров в выручке предприятия: 21,1; 18,6; 27,78 и 10,4 процентов соответственно.

Теперь рассчитаем КМТК по каждому продукту в отдельности.

По продукту – мебель кухонная домашняя модульная:

Коэффициент рыночной доли:

 

 (2.37)

 

Коэффициент предпродажной подготовки:

 

, (2.38)

так как продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период.

Коэффициент изменения  объема продаж:

 

 (2.39)

 

По цене.

Коэффициент уровня цен  — формула (4):

 

(2.40)

 

По доведению продукта до потребителя.

Коэффициент доведения  продукта до потребителя:

 

 (2.41)

 

По продвижению продукта на рынок.

Коэффициент рекламной  деятельности:

 

 (2.42)

 

Коэффициент использования  персональных продаж:

 

(2.43)

 

Коэффициент использования связей с общественностью:

 

 (2.44)

 

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности данного продукта:

 

(2.45)

 

По продукту – софы:

 

 

По продукту – диваны:

 

 

По продукту – кресла с мягкой обивкой:

 

 

 

Далее проведем расчет показателя, характеризующего конкурентоспособность  маркетинговой деятельности фирмы  с точки зрения всех продуктов фирмы — формула (10):

 

, где п- количество товаров. (2.46)

 

Теперь проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.

Коэффициент текущей  ликвидности (Ктл):

КТЛ = Итог 2-го раздела  баланса / Итог 5-го раздела баланса (2.47)

Итог 2-го раздела баланса = 23525 тыс. руб.

Итог 5-го раздела баланса = 20649 руб.

 

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):

 

 (2.48)

 

Итог 3-го раздела баланса = 14933 руб.

Итог 1-го раздела баланса = 14662 руб.

Итог 2-го раздела баланса = 23525 руб.

 

 

Проведем окончательный  расчет конкурентоспособности фирмы:

 

 (2.49)

 

Показатель конкурентоспособности  фирмы ОАО «Биробиджанская мебельная  фабрика» равен 0,012, таким образом, на дальневосточном рынке мебельной продукции данная фирма является «занявшей рыночную нишу».

Такие фирмы, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники  конкуренции не видят или не принимают  в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «БМФ» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.

Для повышения конкурентоспособности  предприятие должно обратить внимание на следующие моменты:

- технический и технологический уровень производства;

- высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;

- применение современных методов организации и управления, информационных технологий;

- квалификация персонала;

- активная инновационная деятельность;

- наличие финансовых ресурсов;

- четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);

- наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Мерами по усилению конкурентоспособности  являются:

- постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы