Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:45, дипломная работа
Цель ВКР – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
- проанализировать основные средства предприятия;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы
6) Коэффициент маневренности.
Кман = (СК – Аво)/ СК, (2.23)
Кман07 = (13794 - 15496) / 13794 = = -0,12
Кман08 = (14933 – 14662) / 14933 = 0,02
Кман равное в 2007 году -0,12, а в 2008 – 0,02 показывает улучшение финансового состояния предприятия.
7) Коэффициент иммобилизации.
Кимм = Аво / Ао, (2.24)
Кимм07 = 15496 / 21763 = 0,71
Кимм08 = 14662 / 23525 = 0,62
В 2007 году предприятие составляют 29% постоянных и 71% текущих активов. В 2008 году - 38% постоянных и 62% текущих активов.
Показатели финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В отчете содержатся показатели прибыли отчетного года.
На основе данных «Отчета о прибылях и убытках» проведем анализ деловой активности.
Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижения поставленных ею целей, что отражается в различных показателях. В финансовом аспекте деловую активность можно охарактеризовать двумя группами показателей:
- общие показатели оборачиваемости;
- показатели управления активами.
1. Общие показатели оборачиваемости:
1) коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача).
Кобк = выручка от продажи / среднегодовая стоимость активов, (2.25)
Кобк07 = 32513 / 37529 = 0,86
Кобк08 = 40266 / 38187 = 1,05
2) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов
Кобос = выручка от продажи / среднегодовая стоимость оборотных активов.(2.26)
Кобос07 = 32513 / 21763 = 1,49
Кобос08 = 40266 / 23525 = 1,71
В 2007 - 2008 годах среднее количество оборотов, совершаемое оборотными средствами (материальными и денежными) равно 1,49 и 1,71 соответственно, то есть оборотные активы обернулись за 2007 год 1,49 раз, а за 2008 год – 1,71 раз, что говорит об ускорении оборачиваемости оборотных активов.
3) Фондоотдача.
Фотд = выручка от продажи / среднегодовая стоимость основных средств,
Фотд07 = 32513 / 15479 = 2,1
Фотд08 = 40266 / 14648 = 2,75
4) Коэффициент отдачи
Котдск = выручка от продажи / средняя стоимость собственного капитала.(2.27)
Котдск07 = 32513 / 13794 = 2,35
Котдск08 = 40266 / 14933 = 2,7
В 2007 году оборачиваемость собственного капитала составляет 2,35 оборотов, в 2008 – 2,7 оборотов.
2. Показатели управления активами:
5) Оборачиваемость денежных средств.
ОБдс = (средняя стоимость денежных средств х Т) / выручка от продаж, (2.28)
Где Т – временной период (в данном случае год)
ОБдс07 = (418 х 360) / 32513 = 4,62
ОБдс08 = (631 х 360) / 40266 = 5,64
Денежные средства в 2007 году обернулись 4,62 раза, в 2008 – 5,64 раза.
6) Срок погашения кредиторской задолженности, в днях.
СПКЗ = Средняя стоимость кредиторской задолженности х Т / выручка от продаж (2.29)
СПКЗ07 = (21117 х 360) / 32513 = 233,81
СПКЗ08 = (20649 х 360) / 40266 = 184,61
В 2007 и 2008 году средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам составляет 234 дня и 184,61 день соответственно.
Проанализировав финансовое
состояние предприятия при
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращение) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования и развития предприятия. Анализ рентабельности позволяет количественно оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.
Проведем расчет коэффициентов, характеризующих рентабельность организации, на основе форм отчетности (форма № 1 – «баланс предприятия» и форма № 2 – «отчет о прибылях и убытках»).
1) Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности.
Rбух = прибыль до налогообложения / выручка от продаж (2.30)
Rбух07 = 14020 / 32513 = 0,43
Rбух08 = 16680 / 40266 = 0,41
В 2007 году с каждого рубля выручки от продаж предприятие получало 43 копейки прибыли, в 2008 году – 41 копейку, то есть наблюдается снижение бухгалтерской рентабельности от обычных видов деятельности на 2 копейки с рубля выручки от продаж.
2) Чистая рентабельность.
ЧR = чистая прибыль / выручка от продаж (2.31)
ЧR07 = 13149 / 32513 = 0,40
ЧR08 = 15594 / 40266 = 0,39
Размер чистой прибыли на единицу выручки в 2007 году составил 40 копеек, а в 200 году – 39 копеек. Можно сделать вывод, что доля чистой прибыли в выручке от реализации снизилась на 1 копейку.
3) Экономическая рентабельность.
Rэк = чистая прибыль / средняя стоимость имуществ, (2.32)
Rэк07 = (13149 х 100) / 15479 = 0,85
Rэк08 = (15594 х 100) / 14648 = 1,06
Рентабельность имущества в 2008 году возрастает на (1,06 – 0,85) 21 копейку, что составляет 25% от уровня рентабельности 2007 года.
4) Рентабельность собственного капитала
Rсс = чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала(2.33)
Rcc07 = 13149 / 13794 = 0,95
Rcc08 = 15594 / 14933 = 1,04
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Каждый рубль собственных средств стал приносить 1,04 рубля чистой прибыли, т.е. произошел рост рентабельности собственных средств на 9 копеек по сравнению с прошлым 2007 годом.
5) Валовая рентабельность.
Rвал = прибыль валовая / выручка от продаж (2.34)
Rвал07 = (14343 х 100) / 32513 = 0,44
Rвал08 = (16679 х 100) / 40266 = 0,41
Доля валовой прибыли в выручке от продаж снизилась с 44 копеек до 41 копейки.
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Прежде всего, посмотрим на положение ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» на рынке Дальнего востока, а затем произведём поэтапный анализ конкурентоспособности по ранее изложенной методологии Белоусова.
С целью определения емкости рынка ЕАО изделий, позиций на нем ОАО «БМФ», оценки потенциальных объемов продаж и покупательских предпочтений были проведены маркетинговые исследования.
ОАО «БМФ» со своей продукцией занимает 22% рынка столов, 29% кухонных столов, 26% домашней кухонной модульной мебели, 11% реализации соф, 19% диванов, 10% кресел с мягкой обивкой и 22% кресел с откидной спинкой. По ассортиментной позиции «столы кухонные» ОАО «БМФ» лидирует с 29%-й долей рынка.
Таблица 2.10 - Доля продукции ОАО «БМФ» на рынке ЕАО
Наименование изделий |
Объем реализации по Дальнему Востоку |
Доля рынка принадлежащая ОАО«Виктория», % |
Столы |
1100 |
22 |
Столы кухонные |
1252 |
29 |
Мебель кухонная домашняя модульная |
1370 |
26 |
Софы |
1100 |
11 |
Диваны |
1505 |
19 |
Кресла с мягкой обивкой |
1990 |
10 |
Кресла мягкие с откидной спинкой домашние |
2001 |
22 |
Что касается ценовой политики, то сравнение средних цен каждого производителя с ценами «БМФ» показывает, что практически по всем ассортиментным позициям «БМФ» имеет значительное ценовое преимущество. В абсолютном выражении оно составляет от 200 до 1800 рублей по отдельным видам товаров.
Для анализа конкурентоспособности мы выбрали ряд продуктов: мебель кухонная домашняя модульная, софы, диваны, кресла с мягкой обивкой. Данный выбор обусловлен наибольшей долей данных товаров в выручке предприятия: 21,1; 18,6; 27,78 и 10,4 процентов соответственно.
Теперь рассчитаем КМТК по каждому продукту в отдельности.
По продукту – мебель кухонная домашняя модульная:
Коэффициент рыночной доли:
(2.37)
Коэффициент предпродажной подготовки:
, (2.38)
так как продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период.
Коэффициент изменения объема продаж:
(2.39)
По цене.
Коэффициент уровня цен — формула (4):
(2.40)
По доведению продукта до потребителя.
Коэффициент доведения продукта до потребителя:
(2.41)
По продвижению продукта на рынок.
Коэффициент рекламной деятельности:
(2.42)
Коэффициент использования персональных продаж:
(2.43)
Коэффициент использования связей с общественностью:
(2.44)
Суммируя вышеперечисленные
(2.45)
По продукту – софы:
По продукту – диваны:
По продукту – кресла с мягкой обивкой:
Далее проведем расчет показателя, характеризующего конкурентоспособность маркетинговой деятельности фирмы с точки зрения всех продуктов фирмы — формула (10):
, где п- количество товаров. (2.46)
Теперь проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):
КТЛ = Итог 2-го раздела баланса / Итог 5-го раздела баланса (2.47)
Итог 2-го раздела баланса = 23525 тыс. руб.
Итог 5-го раздела баланса = 20649 руб.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):
(2.48)
Итог 3-го раздела баланса = 14933 руб.
Итог 1-го раздела баланса = 14662 руб.
Итог 2-го раздела баланса = 23525 руб.
Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы:
(2.49)
Показатель
Такие фирмы, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «БМФ» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.
Для повышения
- технический и технологический уровень производства;
- высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
- применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
- квалификация персонала;
- активная инновационная деятельность;
- наличие финансовых ресурсов;
- четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);
- наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.
Мерами по усилению конкурентоспособности являются:
- постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы