Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель ВКР – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
- проанализировать основные средства предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Биробиджан.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечение его превосходства над заменителями;

- нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;

- творческое использование полезного опыта конкурентов;

- умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;

- интенсивное использование рекламы и прочее.

Выделяют следующие  конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):

1. Высокая обеспеченность факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).

Но сегодня роль этого  источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.

2. Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.

Хотя большая часть  нововведений обычно незначительны, носят  эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.

  1. Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается.
  2. Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.

Конкурентоспособные родственные  отрасли за счет технологического и  информационного взаимодействия, общей  инфраструктуры усиливают конкурентоспособность  также и экономики в целом.

5. Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.

  1. Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.
  2. Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.

8. Высокий уровень организационной культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.

Успех в конкуренции  достигается преимущественно противостоянием  не столько денег, сколько людей, поэтому он - успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой.

9. Благоприятная для компании конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки).

  1. Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах лоббирование.
  2. Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.
  3. Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.
  4. Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.

Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в  самом широком смысле, ведущих  к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники  не поняли или не приняли нового.

 

Заключение

 

В данной ВКР рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности товара и организации, приводятся факторы и критерии, влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности фирмы. После этого проведен анализ фирмы, состоящий из следующих компонентов:

- дана краткая технико-экономическая  характеристика ОАО «БМФ»;

- показана динамика  основных экономических показателей;

- проведен анализ основных  средств предприятия;

- проанализировано финансовое состояние предприятия;

- произведен анализ  прибыли и рентабельности;

- произведен расчет  комплексного показателя конкурентоспособности  по методике Белоусова.

В результаты анализа  основных экономических показателей  выявилось следующее:

- сумма активов предприятия увеличилась на 2,49%;

- выручка от продаж  увеличилась на 23,85%;

- прирост чистой прибыли  составил 18,59%;

- темпы роста иммобилизованных (внеоборотных) активов (94,62%) ниже  темпов роста оборотных активов  (108,1%);

- высокий темп роста абсолютно ликвидных денежных средств (150,96%) и дебиторской задолженности (108,36%) говорит об увеличении платёжеспособности и ликвидности предприятия, что в дальнейшем подтверждается анализом ликвидности и платежеспособности;

- коэффициент автономии выходит за рамки нормативов (от 0,4 до 0,6) и составляет 0,39, что говорит о завышенной зависимости предприятия от кредиторов и заемщиков;

- наблюдается рост  прибыли в 2008 году на 2336 тыс.  рублей, но вместе с тем возросла  и доля себестоимости в выручке, что стало следствием внутрисменных и целодневных простоев оборудования;

Результаты анализа  основных средств показали, что:

- Фондоотдача в 2007 году равна 2,1, в 2008 году она  составляет 2,75, то есть с вложенных  в основные фонды денег предприятие стало получать больше прибыли.

- Фондоемкость снижается  с 0,48 до 0,36, что говорит о снижении  стоимости основных фондов на 1 рубль выпущенной продукции.

- Фондорентабельность  увеличилась с 0,85 до 1,06, что говорит  об увеличении чистой прибыли  на рубль основных фондов.

- Фондовооруженность  выросла с 212,04 до 218,63 тыс. руб., что говорит о повышении доли  основных фондов на 1 работника  на 6,59 тысяч рублей.

- Интегральный коэффициент  использования оборудования повысился  с 0,73 до 0,82, то есть оборудование стало использоваться лучше.

- Коэффициент износа  составил 0,97, что говорит о необходимости  обязательной замены оборудования.

По результатам анализа  эффективности использования основных средств выяснилось, что на предприятии  ОАО «БМФ» наблюдаются следующие тенденции:

- увеличение себестоимости  выпускаемой продукции на (23587–18170)=5417 тысяч рублей за счет увеличения материальных затрат;

- вследствие увеличения  себестоимости наблюдается снижение  рентабельности продукции на (1,79-1,71)=0,08;

- темп роста коэффициента  выбытия опережает темп роста  коэффициента обновления на (0,004-0,003)=0,001;

- фактический фонд  рабочего времени оборудования  меньше нормативного на (101376-96768)=4608 часов;

- дебиторская задолженность  увеличилась с 6927 тысяч рублей до 7506 тысяч рублей, то есть на 579 тысяч рублей.

- увеличение выручки  от реализации на (40266-32513)=7753 тысячи  рублей;

- увеличение фондоотдачи  на (2,75-2,1)=0,65;

- рост коэффициента  автономии на (0,65-0,64)=0,01;

- возрастание стоимости  машин и оборудования на (6006-5574)=432 тысячи рублей за счет ввода новых станков;

- повышение эффективности  использования оборудования, отражающееся  в росте ряда коэффициентов:  коэффициент сменности вырос  на 0,1, загрузки оборудования на 0,05, интенсивности использования увеличился на 0,1, интегральный коэффициент вырос на 0,1;

- в 2008 году экономия  основных фондов составила 4522 тысячи рублей;

- увеличение фондорентабельности  на (1,06-0,85)=0,21.

При анализе ликвидности  были рассчитаны ликвидность баланса, показатели общей, абсолютной, срочной и текущей ликвидности. Все они ниже нормативных, что говорит о неликвидности и неплатежеспособности предприятия. Это значит, что организация не имеет способности отвечать по своим текущим финансовым обязательствам. Положительными тенденциями, выявленными в процессе данного анализа, выступает повышение ликвидности и платежеспособности фирмы.

Анализ прибыли и  рентабельности показывает увеличение этих показателей по сравнению с  предыдущим отчетным периодом, следственно, у предприятия появляется больше средств для самофинансирования и направления этих средств на свое развитие и увеличение масштабов деятельности.

Таким образом, поставленные перед ВКР задачи выполнены, цель проекта достигнута.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрютина, М.С. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия / Абрютина, М.С., Грачев, А.В.: учебно – практическое пособие – М.: Дело и сервис, 2000. – с.234.
  2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие/Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В. Пашковская и др. – М.: Новое знание, 2002. – 409 с.
  3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / Артеменко, В.Г., Белляндир, М.В.. – М.: ДИС<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы