Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование миграционных процессов и их направлений.
В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1) Раскрыть подходы к определению понятия «миграция», рассмотреть виды и факторы миграции; 2) Проанализировать ситуацию внешних и внутренних миграционных процессов, ее основные направления, центры притяжения; 3) Сделать выводы и внести предложения по регулированию миграционных процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Миграция: понятие и сущность………………………………………………5
1.1 Основные подходы к определению понятия «миграция» и ее виды……..8
1.2 Основные факторы, влияющие на миграцию……………………….…11
1.3 Нелегальная миграция: причины и последствия………………………….15

2. Анализ направлений миграционных процессов………………….…………17
2.1 Основные направления миграционных процессов ....................................17
2.2. Центры притяжения мигрантов…………………………………………20

3. Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов ………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

курсовая работаМИГРАЦИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Какой бы подход к определению  миграции не рассматривался, очевидно, что миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на половозрастную структуру и семейный состав населения, непосредственно связана с профессиональной, социальной и отраслевой мобильностью населения.

 

 

1.2. Основные факторы, влияющие на миграцию

Несмотря на крайнее  разнообразие подходов к классификации  и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению  совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Понятием «условия жизни» объединяется вся окружающая человека среда - природная и социальная. Под  факторами понимается лишь часть  условий, которые воздействуют на процесс  миграции. В этом их вторичность. Становится ли тот или иной компонент окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов. Но не все факторы трансформируются в непосредственные причины, заставляющие свершиться само явление – миграцию.

К этому необходимо добавить, что миграция населения помимо преимуществ в условиях жизни зависит от сложившегося у определенной группы населения жизненного стандарта, т.е. от представления о том, что является нормой, и какие отклонения от нормы являются преимуществами по сравнению с существующими условиями жизни.

А на формирование жизненного стандарта  накладывает отпечаток культура, традиции, восприимчивость к их изменениям, т.е. этнические особенности групп  населения.

Какова иерархия факторов, влияющих на миграцию населения? Особое значение и это признается всеми учеными, имеют экономические факторы,1 в основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни. «Главное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни» - справедливо отмечает Д.Д. Москвин.2 И далее: «К важнейшим факторам, определяющим уровень жизни населения, в первую очередь относятся такие как заработная плата…. Возможность приложения труда…».

В.И. Переведенцев отмечает: «Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности уровнях бытового обслуживания и т.д.»34

Таким образом, в первую очередь среди экономических  факторов выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении запросов социального характера.

 Все остальные являются  подчиненными по отношению к  экономическим. Даже такие объективные, постоянно действующие факторы, как природные, в огромной степени определяют экономические условия, а значит, уже могут быть включены в многообразие экономических факторов.

Каждая классификация, также как и определение самого понятия «миграция населения» отвечает той или иной задаче, поставленной перед собой исследователем. Наиболее распространенными классификациями факторов миграции являются именно те, которые проведены с целью определения возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы: управляемые (факторы-регуляторы) и неуправляемые (факторы-условия). Выделяют и третью группу – не управляемых, но косвенно регулируемых. Итак, разделить все факторы на две большие группы:5

  • факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания;
  • факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в регионе переселения для успешной адаптации.

Как правило, действуют  одновременно обе группы факторов, но решающее значение имеют отнесенные к первой группе. И только тогда, когда главенствующими и определяющими становятся факторы, отнесенные ко второй группе, миграция приобретает характер вынужденной.

Первая группа факторов, в свою очередь, может быть подразделена на постоянно действующие и переменные, т.е. такие, параметры которых во времени могут быть относительно часто изменяемы. Их изменения могут происходить как непосредственно в процессе принятия решения в целях управления миграционным процессом, так и выступать в качестве следствия любого решения, не направленного на воздействие на миграционные процессы, т.е. опосредованно, косвенно.

Важным фактором, оказывающим  воздействие на непосредственное принятие решение о миграции, который можно  отнести к субъективной группе является наличие жизненного стандарта от которого зависит отношение к оценке условий жизни в потенциальном регионе вселения. На формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток культура, традиции населения, восприимчивость к их изменениям, что связано в первую очередь, с этнической принадлежность потенциального мигранта или групп мигрантов. Часто совокупность факторов, составляющих жизненный стандарт, называют или приравнивают к этническим факторам миграции.

Рассмотрим  укрупненную классификацию факторов миграции населения (схема 1).

 

 

Схема 1.6

Классификация факторов миграции

 

Объективные

Субъективные

Объективные





 


 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

управляемые факторы

неуправляемые факторы

 

направление воздействия


Условные обозначения: 
1.3. Нелегальная миграция: причины и последствия

 

После введения закона о  свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная иммиграция, масштабы которой оцениваются в 1-1,5 млн. человек. Согласно российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила въезда на территорию страны либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается в России незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью.

Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы из Афганистана, стран Африки и др., а также  трудовые мигранты из Китая. При этом одномоментное присутствие китайцев, по данным Ж.А. Зайончковской, не превышает полмиллиона человек, в том числе в пограничных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока не более 300 тыс. человек.

При этом статус беженца  получили в России лишь 352 человека, прибывших из СНГ и Балтии. На незаконном положении находится значительная часть трудовых мигрантов из стран СНГ.

Среди причин нелегальной  иммиграции можно выделить следующие:

  1. Спрос на дешевую рабочую силу в той или иной стране, как правило, более экономически развитой, чем страна, откуда следуют потоки мигрантов;
  2. Низкий уровень жизни, порой нищенский, побуждающий людей пускаться в водовороты нелегальной иммиграции;
  3. Потребность политических партий и сил (обычно лево-либеральных) в дополнительной поддержке на выборах.

Нелегальная иммиграция вызывает огромное количество проблем, как в России, так и в странах Европы, Северной Америки. Наиболее заметные из них: 1)Перенасыщение рынка дешевой рабочей силой, снижение оплаты труда в силу конкуренции со стороны иммигрантов, готовых работать порой за гроши, увеличение безработицы. 2) Рост преступности, так как нелегальные иммигранты зачастую не работают за мизерную зарплату, а находятся по ту сторону закона, в частности, значительная часть наркотрафика и торговли смертельным зельем на территории СНГ осуществляется при помощи выходцев из стран Кавказа и государств Средней Азии. 3) Перенаселение занимаемых нелегалами жилых площадей, антисанитария, угрожающая добропорядочным гражданам. Это, в свою очередь, ведет к недовольству коренного населения, вынужденного жить в непосредственной близости от скоплений иммигрантов. 4)Разрушение семей, так как мигранты рабочие вынуждены очень долго находиться далеко от своих семей. 5)Экономическое бремя для налогоплательщиков, приходится тратить деньги на медицинское обслуживание иммигрантов, да и банальная высылка стоит денег. В это же время нелегальные мигранты и их работодатели не платят налоги в бюджет.

По заявлению главы  Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константина Ромодановского: "Экономический  ущерб, причиненный России нелегальной  миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. ... ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл."7

 

 

 2. Анализ направлений миграционных процессов

2.1 Основные направления миграционных процессов 8

       В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений: 1) миграция из развивающихся в развитые страны; 2) миграция в рамках развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны); 5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная  рабочая сила из развивающихся стран  означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.9

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным  образом между новыми индустриальными  странами – странами ОПЕК, с одной стороны и развивающимися странами – с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в «азиатских тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует и миграция рабочей силы из развитых (из Европы и Северной Америки) в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует рассмотреть  миграцию в рамках бывших социалистических стран и СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к ним добавились рабочие из Китая.10

Рассмотрим направление  миграционных процессов внутри нашей страны. Итак,  в 2009 г., как и ранее, основную часть мигрантов аккумулировал Центральный ФО (65,6%). Чем ниже миграционный прирост населения России, тем большая часть мигрантов концентрируется в Центральном ФО. В 1991—1995 гг. этот округ впитал 36% положительной нетто-миграции в стране, в следующем пятилетии — 50%, в 2001—2005 гг. — 83%, в 2006 г. — 94,6%, и только увеличение миграционного прироста в последние годы немного сократило его долю.

Миграционный прирост  населения трех остальных европейских  округов был в 2,2 раза меньше, чем  Центрального. Миграционный прирост  в Сибирском ФО в 2009 г. немного возрос — как за счет сокращения оттока на запад, так и за счет увеличения притока из-за пределов страны. Дальневосточный ФО продолжает терять население примерно в тех же размерах, что и в последние годы (рис.1.).

Рис.1 Миграционный прирост населения 1991-2009гг.

 

Главным вектором межрегиональных  внутренних миграций был в 1990-е годы и остается в нынешнем десятилетии  «западный дрейф» — движение с  востока в Центр, Приволжье и  на юг, отражающее стремление жителей  Сибири и Дальнего Востока переселиться в европейскую часть страны. Это не новое явление, оно существует в течение последних 50 лет, временами то усиливаясь, то ослабевая.

В 1990-е годы — начале XX в. население стягивалось в Центральный, Приволжский и Южный ФО, тогда как остальные испытывали миграционную убыль (табл. 1). При этом Центральный ФО привлекал население из всех без исключения округов, Приволжский — из всех, кроме Центрального, Южный уступал двум первым. За ними следовали Северо-Западный, Уральский и Сибирский ФО, на последнем месте был Дальневосточный ФО, отдающий население всем другим федеральным округам.

Таблица 1. Нетто-миграция между федеральными округами Российской Федерации в 1991—2009 гг., тыс. человек11

В обмене с территорией

Получено или потеряно территорией

Россия, всего

ЦФО

С-ЗФО

ЮФО

С-КФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Россия, всего

0

1358,5

-93,7

435,9

-354,1

80,8

-106,3

-427,7

-893,4

Центральный

-1358,5

0

-215,3

-92,8

-158,2

-236

-124,7

-224,5

-307

Северо-западный

93,8

215,3

0

40,9

-32,9

40,1

-26

-60,4

-83,3

Южный

-435,9

92,8

-40,9

0

-127,6

-28,1

-62,7

-107,6

-161,9

Северо-Кавказский

354,1

158,2

32,9

127,6

0

30,6

35,6

-5,8

-25,1

Приволжский

-80,8

236

-40,1

28,1

-30,6

0

-38,1

-96,8

-139,3

Уральский

106,3

124,7

26

62,7

-35,6

38,1

0

-57,9

-51,6

Сибирский

427,7

224,5

60,4

107,6

5,8

96,8

57,9

0

-125,2

Дальневосточный

893,4

307

83,3

161,9

25,1

139,3

51,6

125,2

0

Информация о работе Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов