Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:28, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование миграционных процессов и их направлений.
В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1) Раскрыть подходы к определению понятия «миграция», рассмотреть виды и факторы миграции; 2) Проанализировать ситуацию внешних и внутренних миграционных процессов, ее основные направления, центры притяжения; 3) Сделать выводы и внести предложения по регулированию миграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Миграция: понятие и сущность………………………………………………5
1.1 Основные подходы к определению понятия «миграция» и ее виды……..8
1.2 Основные факторы, влияющие на миграцию……………………….…11
1.3 Нелегальная миграция: причины и последствия………………………….15
2. Анализ направлений миграционных процессов………………….…………17
2.1 Основные направления миграционных процессов ....................................17
2.2. Центры притяжения мигрантов…………………………………………20
3. Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов ………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Масштабы «западного дрейфа» постепенно сокращаются, что выражается в снижении миграционной убыли восточных регионов страны ( табл. 2). Видимо, пик выезда был пройден в середине 1990-х годов, и это несмотря на открывшиеся новые возможности для переселения на запад вследствие сокращения иммиграции из стран СНГ и Балтии.
С ослаблением «западного
дрейфа» снижается
Таблица 2. «Западный дрейф» в 1991—2009 гг., тыс. человек
Период/год |
Миграционный прирост (убыль) | |||||
Округов европейской части* в обмен с округами азиатской части** страны |
Уральского ФО в обмене с округами европейской части страны |
Уральского ФО в обмене с округами азиатской части страны |
Сибирского ФО в обмене с округами европейской части страны и Уральским ФО |
Сибирского ФО в обмене с Дальневосточным ФО |
Дальневосточного ФО в обмене с округами европейской и азиатской частей страны | |
1991-1995 |
514,2 |
-94,6 |
30,1 |
-130,4 |
63,8 |
-383,1 |
1996-2000 |
415,2 |
-47,5 |
38,2 |
-164,2 |
45 |
-286,6 |
2001-2005 |
274,1 |
-37,1 |
23,9 |
-139,9 |
6,3 |
-127,3 |
2006 |
57,8 |
-8,9 |
4,5 |
-31,4 |
1,6 |
-23,5 |
2007 |
57,3 |
-7,1 |
5,6 |
-34,3 |
2 |
-23,5 |
2008 |
59,3 |
-10,9 |
4,2 |
-29,6 |
3,1 |
-26,2 |
2009 |
49,4 |
-9,7 |
3 |
-23,2 |
3,5 |
-23 |
* Округа европейской
части: Центральный, Северо-
** Округа азиатской
части: Уральский, Сибирский,
2.2 Центры притяжения мигрантов
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и страны Западной Европы.
Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет эмигрантов. В 50-е годы в США стали проводить политику высококвалифицированных кадров, которая осуществляется и до сегодняшнего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас представляют преобладающую группу иммигрантов в США.
Другой традиционный центр притяжения рабочей силы – Западная Европа. По оценке международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Франция и Германия.
Формирование в 60- 70-х
годах новых полюсов
К числу таких центров
относятся нефтедобывающие
Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране насчитывается до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.
Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х годах сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последнее время Южная Африка привлекает работников из других частей света.
В 60-х годах стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Господствующей тенденцией во внутренних миграциях стала центростремительность. В качестве центра притяжения во внутренних миграционных процессах выступает, несомненно, Центральный ФО (Москва и Московская область в 2006-2010гг. аккумулировали 76% чистой миграции в ЦФО).
3. Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов
Государственное регулирование миграционных процессов представляет собой совокупность мер организационно-правового характера, ориентированных на минимизацию стихийности, упорядочение отношений между участниками миграционного процесса, придание им относительно направленного развития в соответствии с целями государственной политики и национальной безопасности страны. Приоритетными направлениями регулирования миграционных процессов в современной России являются:
Интегрирующей целью миграционной политики России, как составляющей социальной политики, должно быть совершенствование качества жизни населения страны и регионов. В процессе государственного регулирования миграции должна осуществляться дифференцированная государственная поддержка мигрантов в зависимости от их вероятного воздействия на качество жизни принимающего и отдающего обществ. В первую очередь поддержкой государства должны пользоваться те, кто в процессе переселения ориентирован на профессиональную самореализацию и обладает квалификацией, способствующей социально-экономическому развитию мест заселения.
Наибольшую выраженность проблемы государственного регулирования миграции в региональном масштабе получили на Дальнем Востоке России. Здесь слаборегулируемые миграционные процессы привели не только к уменьшению численности населения, но и существенно повлияли на снижение качественных характеристик дальневосточного общества. Социальные характеристики населения регионов Дальнего Востока большей частью не соответствуют стратегическим задачам, стоящим перед российской политикой на азиатско-тихоокеанском направлении, создавая условия для значительного ослабления или потери влияния страны в АТР.
Должна быть продолжена реализация мер комплексного освоения восточных территорий России, включающих обеспечение целевого добровольного переселения определенных категорий мигрантов в дальневосточные регионы, развитие рынка жилья и занятости, разработку новой модели расселения, связанной со строительством транспортных коммуникаций, формированием поселений нового типа в «точках роста» регионов Дальнего Востока. Необходимо радикально переработать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, принятую в 2006 г.12 К сожалению, программа не привела к тем результатам, на которые рассчитывали ее инициаторы. Так, на 1 января 2010г. по этой программе переселено в Россию 16,3 тыс. человек, что в миграционном сальдо за это же время (2007-2009 гг.) составляет 2,2%. Свыше 0,7 млн. человек вселились за этот период самостоятельно. В Амурскую область, Приморский и Хабаровский края, в эти годы был переселен всего 291 человек.
Миграционные квоты все чаще обсуждаются как эффективный инструмент защиты национального рынка труда (например, в Испании)13. Необходимо серьезно улучшить работу по формированию и распределению квот на привлечение и использование иностранных работников. Следует расширить полномочия и повысить ответственность субъектов Российской Федерации, особенно в части определения ежегодной квоты регионов в привлечении иностранной рабочей силы, в регулировании безвизовых миграционных потоков из стран СНГ.
Как пишет "Российская Газета",14 в этом году согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ, размер квоты в ЦФО квота увеличена с почти 425 тысяч до более чем 444 тысяч, в ЮФО — с 96 тысяч до более чем 120 тысяч, в Приволжье — на две тысячи разрешений, на Урале — всего на 56 разрешений, в Сибири — почти на 700 разрешений, на Дальнем Востоке — на две тысячи.
Сегодня квоты не отвечают
действительным нуждам отраслей экономики,
не учитывают реальные потребности
рынка труда. Нужно четко определять
сколько людей и каких
Наконец, следует сказать и о такой важной задаче как разработка Концепции миграционной политики Российской Федерации. Этот программный документ призван поднять научно-обоснованный уровень российской миграционной политики, увязать ее с долгосрочной перспективой развития страны и ее регионов, с задачами модернизации экономики, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать ряд следующих выводов.
Миграционные процессы, находясь под воздействием многих факторов, заметно меняют мировое социальное, экономическое, политическое и культурное пространство. Однако последствия современных миграций далеко не всегда несут позитивную нагрузку, как для самих мигрантов, так и для окружающего их социума. Современные миграционные потоки отличаются усилением интенсивности и нарастанием ассиметричности, что определяет усиление притока мигрантов в наиболее индустриально развитые регионы страны. При этом стихийный характер сегодняшней миграции создает трудности в обеспечении мигрантов необходимой социальной инфраструктурой, увеличивает диспропорции региональных рынков труда, зачастую обостряет социальные отношения, способствует усилению межэтнической напряженности.
Нельзя не согласиться с тем, что современная миграция несет ряд угроз национальной безопасности государства. Одними из наиболее актуальных в вопросе национальной безопасности представляются демографический, социальный и экономический эффекты миграции.
К настоящему времени в сфере государственного регулирования миграции принят большой пакет законодательных актов, направленных на упорядочение миграционных потоков в России, снижение их нелегальной составляющей.
На мой взгляд, необходимо, чтобы современная миграционная политика была направлена на такое качество жизни населения, которое позволит создать предпосылки для формирования в России основ высокодуховного и высокоинтеллектуального общества. Идеальным качеством жизни представляется то, одним из основных параметров которого выступает высокая социальная защищенность личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
≪Высшая школа экономики≫. — М. : 2010г.
Информация о работе Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов