Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование миграционных процессов и их направлений.
В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1) Раскрыть подходы к определению понятия «миграция», рассмотреть виды и факторы миграции; 2) Проанализировать ситуацию внешних и внутренних миграционных процессов, ее основные направления, центры притяжения; 3) Сделать выводы и внести предложения по регулированию миграционных процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Миграция: понятие и сущность………………………………………………5
1.1 Основные подходы к определению понятия «миграция» и ее виды……..8
1.2 Основные факторы, влияющие на миграцию……………………….…11
1.3 Нелегальная миграция: причины и последствия………………………….15

2. Анализ направлений миграционных процессов………………….…………17
2.1 Основные направления миграционных процессов ....................................17
2.2. Центры притяжения мигрантов…………………………………………20

3. Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов ………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

курсовая работаМИГРАЦИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

Масштабы «западного дрейфа» постепенно сокращаются, что  выражается в снижении миграционной убыли восточных регионов страны ( табл. 2). Видимо, пик выезда был пройден в середине 1990-х годов, и это несмотря на открывшиеся новые возможности для переселения на запад вследствие сокращения иммиграции из стран СНГ и Балтии.

С ослаблением «западного дрейфа» снижается перераспределение  населения между регионами Сибири и Дальнего Востока. В 1990-е годы для многих регионов востока страны «западный дрейф» приводил к сильным потерям населения за счет выезда на запад, но уже начиная с юга Дальнего Востока этот отток в какой-то мере компенсировался за счет миграции с севера округа.

Таблица 2. «Западный дрейф» в 1991—2009 гг., тыс. человек

Период/год

Миграционный прирост (убыль)

Округов европейской  части* в обмен с округами азиатской  части** страны

Уральского ФО в обмене с округами европейской части  страны

Уральского ФО в обмене с округами азиатской части страны

Сибирского ФО в обмене с округами европейской части  страны и Уральским ФО

Сибирского ФО в обмене с Дальневосточным ФО

Дальневосточного ФО в обмене с округами европейской  и азиатской частей страны

1991-1995

514,2

-94,6

30,1

-130,4

63,8

-383,1

1996-2000

415,2

-47,5

38,2

-164,2

45

-286,6

2001-2005

274,1

-37,1

23,9

-139,9

6,3

-127,3

2006

57,8

-8,9

4,5

-31,4

1,6

-23,5

2007

57,3

-7,1

5,6

-34,3

2

-23,5

2008

59,3

-10,9

4,2

-29,6

3,1

-26,2

2009

49,4

-9,7

3

-23,2

3,5

-23


 

* Округа европейской  части: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский.

** Округа азиатской  части: Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

 

 

2.2 Центры притяжения  мигрантов

Двумя традиционными  центрами притяжения рабочей силы являются США и страны Западной Европы.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически  сложились за счет эмигрантов. В 50-е  годы в США стали проводить  политику высококвалифицированных  кадров, которая осуществляется и  до сегодняшнего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас представляют преобладающую группу иммигрантов в США.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы –  Западная Европа. По оценке международной  организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Франция и Германия.

Формирование в 60- 70-х  годах новых полюсов экономического роста, так называемого периферийного  капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу таких центров  относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока – Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Главным экспортером  рабочей силы в этом регионе является Египет. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.

Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В  стране насчитывается до 200 тыс. иностранных  работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Одним из мировых центров  притяжения рабочей силы является Южная  Африка. Проникновение международных  монополий в Южную Африку и  Намибию в 70-х годах сделало  миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последнее время Южная Африка привлекает работников из других частей света.

В 60-х годах стал формироваться  международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

Господствующей тенденцией во внутренних миграциях стала центростремительность. В качестве центра притяжения во внутренних миграционных процессах выступает, несомненно, Центральный ФО (Москва и Московская область в 2006-2010гг. аккумулировали 76% чистой миграции в ЦФО).

 

3. Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов

 

Государственное регулирование миграционных процессов представляет  собой совокупность мер организационно-правового характера, ориентированных на минимизацию стихийности, упорядочение отношений между участниками миграционного процесса, придание им относительно направленного развития в соответствии с целями государственной политики и национальной безопасности страны. Приоритетными направлениями регулирования миграционных процессов в современной России являются:

  •          формирование сфер занятости, привлекательных для определенных категорий мигрантов в особо важных регионах страны;
  • разработка генеральной схемы территориального расселения мигрантов в России;
  • уточнение и законодательное закрепление системы критериев дифференцированной государственной поддержки мигрантов;
  • формирование эффективной информационной политики в миграционной сфере;
  • создание системы содействия социально-психологической адаптации и интеграции мигрантов.

Интегрирующей целью  миграционной политики России, как  составляющей социальной политики, должно быть совершенствование качества жизни  населения страны и регионов. В  процессе государственного регулирования  миграции должна осуществляться дифференцированная государственная поддержка мигрантов в зависимости от их вероятного воздействия на качество жизни принимающего и отдающего обществ. В первую очередь поддержкой государства должны пользоваться те, кто в процессе переселения ориентирован на профессиональную самореализацию и обладает квалификацией, способствующей социально-экономическому развитию мест заселения.

Наибольшую выраженность проблемы государственного регулирования  миграции в региональном масштабе получили на Дальнем Востоке России. Здесь  слаборегулируемые миграционные процессы привели не только к уменьшению численности населения, но и существенно повлияли на снижение качественных характеристик дальневосточного общества. Социальные характеристики населения регионов Дальнего Востока большей частью не соответствуют стратегическим задачам, стоящим перед российской политикой на азиатско-тихоокеанском направлении, создавая условия для значительного ослабления или потери влияния страны в АТР.

Должна быть продолжена реализация мер комплексного освоения восточных территорий России, включающих обеспечение целевого добровольного переселения определенных категорий мигрантов в дальневосточные регионы, развитие рынка жилья и занятости, разработку новой модели расселения, связанной со строительством транспортных коммуникаций, формированием поселений нового типа в «точках роста» регионов Дальнего Востока. Необходимо радикально переработать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, принятую в 2006 г.12 К сожалению, программа не привела к тем результатам, на которые рассчитывали ее инициаторы. Так, на 1 января 2010г. по этой программе переселено в Россию 16,3 тыс. человек, что в миграционном сальдо за это же время (2007-2009 гг.) составляет 2,2%. Свыше 0,7 млн. человек вселились за этот период самостоятельно. В Амурскую область, Приморский и Хабаровский края,  в эти годы был переселен всего 291 человек.

Миграционные квоты все чаще обсуждаются как эффективный инструмент защиты национального рынка труда (например, в Испании)13. Необходимо серьезно улучшить работу по формированию и распределению квот на привлечение и использование иностранных работников. Следует расширить полномочия и повысить ответственность субъектов Российской Федерации, особенно в части определения ежегодной квоты регионов в привлечении иностранной рабочей силы, в регулировании безвизовых миграционных потоков из стран СНГ.

Как пишет "Российская Газета",14 в этом году  согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ,  размер квоты  в ЦФО квота увеличена с почти 425 тысяч до более чем 444 тысяч, в ЮФО — с 96 тысяч до более чем 120 тысяч, в Приволжье — на две тысячи разрешений, на Урале — всего на 56 разрешений, в Сибири — почти на 700 разрешений, на Дальнем Востоке — на две тысячи.

Сегодня квоты не отвечают действительным нуждам отраслей экономики, не учитывают реальные потребности  рынка труда. Нужно четко определять сколько людей и каких профессий  требуется в каждом субъекте Российской Федерации. Необходимо прогнозировать привлечение на рынок труда иностранных граждан и учитывать не только численность трудовых мигрантов, их специальность и квалификацию, но и увязывать их с программами регионального и муниципального развития. Этот процесс должен быть планируемым, целенаправленным и системным.

Наконец, следует сказать и о такой важной задаче как разработка Концепции миграционной политики Российской Федерации. Этот программный документ призван поднять научно-обоснованный уровень российской миграционной политики, увязать ее с долгосрочной перспективой развития страны и ее регионов, с задачами модернизации экономики, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.15

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе вышеизложенного  можно сделать  ряд следующих выводов.

Миграционные процессы, находясь под воздействием многих факторов, заметно меняют мировое социальное, экономическое, политическое и культурное пространство. Однако последствия современных  миграций далеко не всегда несут позитивную нагрузку, как для самих мигрантов, так и для окружающего их социума. Современные миграционные потоки отличаются усилением интенсивности и нарастанием ассиметричности, что определяет усиление притока мигрантов в наиболее индустриально развитые регионы страны. При этом стихийный характер сегодняшней миграции создает трудности в обеспечении мигрантов необходимой социальной инфраструктурой, увеличивает диспропорции региональных рынков труда, зачастую обостряет социальные отношения, способствует усилению межэтнической напряженности.

Нельзя не согласиться  с тем, что современная миграция несет ряд угроз национальной безопасности государства. Одними из наиболее актуальных в вопросе национальной безопасности представляются демографический, социальный и экономический эффекты миграции.

К настоящему времени  в сфере государственного регулирования  миграции принят большой пакет законодательных  актов, направленных на упорядочение миграционных потоков в России, снижение их нелегальной  составляющей.

На мой  взгляд, необходимо, чтобы современная миграционная политика была направлена на такое качество жизни населения, которое позволит создать предпосылки для формирования в России основ высокодуховного и высокоинтеллектуального общества. Идеальным качеством жизни представляется то, одним из основных параметров которого выступает высокая социальная защищенность личности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
  2. Аналитический вестник №6 (449) «О состоянии миграционной политики в РФ и путях ее совершенствования» 311 заседание Совета Федерации Федерального Собрания РФ; М.- 2012, март.
  3. Аналитический вестник №9(202) «проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ», М.- 2003
  4. О. Д. Воробьева, статья « Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики»,  Аналитический  вестник № 9 (202)
  5. Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам,  статья «Некоторые приоритеты миграционной политики», АВ№6(449), 2012
  6. Тюрюканова Е. № 4 (36) (2007) «О влиянии миграции на рынок труда»;
  7. Похлебаева А.; «Вопросы миграции и беженцев» журнал международного права и международных отношений 2005 — № 3 международное право;
  8. Россия в цифрах: Федеральная служба государственной статистики. - М., 2010
  9. Цапенко И. Роль миграции в экономике развитых стран //Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5
  10. Население России 2009/Миграция/: Семнадцатый демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский ; Нац. исслед. ун-т

≪Высшая школа экономики≫. — М. : 2010г.

 

  1.  ФМС: «Миграционные процессы в России устоялись»  Константин Ромодановский,  март, 2012; WWW.ER.RU
  2. Ионцев В.А. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир», выпуск 14, М.- ТЕИС, 2005.http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/biblio04.php
  3. Екатерина Мотрич: Нас становится все меньше 11/06/2011 | Дальневосточный капитал № 6, 2011 http://www.zrpress.ru/dk/2011/6/44112/?print=Y
  4. Мотрич Е.Л. Проблемы демографии и миграции на Дальнем Востоке России// Дальневосточный Международный Экономический Форум 2008 [Электронный ресурс] - file://localhost/2008/RoundTable2.aspx
  5. Демография /Миграция/Трудовая миграция: плюсов больше, чем минусов / интервью Ж. Зайончковской/ www.chelt.ru
  6.   http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/51/
  7.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Миграционные_квоты
  8.    «Российская газета» www.rg.ru

Информация о работе Пути реализации государственного регулирования миграционных процессов