Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 06:48, курсовая работа
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.
Мотивация и стимулирование труда персонала – важнейший элемент управления персоналом предприятия.
Настоящая курсовая работа посвящена вопросам мотивации и стимулирования труда персонала, а также путям совершенствования этих элементов управления персоналом.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала.
1.1.Сущность мотивации и теории мотивации.
1.2.Виды и формы мотивации.
1.3.Влияние мотивации на производительность труда и на текучесть кадров.
Глава 2.Мотивация и стимулирование персонала в ФГОУ ВПО «Чувашский Государственный Университет им. И.Н. Ульянова».
2.1.Характеристика деятельности ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова».
2.2.Система мотивации и стимулирования в «ЧГУ им.И.Н. Ульянова».
2.3.Влияние мотивации на производительность труда и на текучесть кадров в ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».
Глава 3.Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом в ФГОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н. Ульянова».
Заключение
Список использованной литературы
В результате в организации по-прежнему достаточно высок уровень потерь, связанных с перерывами в работе; необходимостью обучения и переобучения новых работников; снижением производительности труда у работников, стоящих перед увольнением, с невысоким уровнем производительности труда вновь принятых работников; затратами на организацию подбора новых работников. По общим оценкам затраты на замену рабочих составляют 7–12% их годовой заработной платы, специалистов 18–30%, управляющих 20–100%.
Проанализируем причины, вызывающие движение персонала на данном предприятии. В университете ведется статистика причин увольнения сотрудников. Случай увольнения каждого работника анализируется руководителем того отдела или подразделения, из которого уволился работник, с ним ведется подробная беседа о причинах увольнения и возможностях их устранения.
Таблица 1.
Причины текучести кадров в ЧГУ.
Причина увольнения сотрудника |
Доля уволившихся (относительная важность причины), % |
1. Не устраивает заработная плата |
86,60 |
2. Стресс |
8,25 |
3. Нет интереса к работе, нет смысла в работе |
23,71 |
4. Нет перспектив, карьерного роста |
46,39 |
5. Конфликты в группе |
7,22 |
6. Конфликты с руководителем |
12,37 |
7. Конфликты в семье |
22,68 |
8. Незнание своих обязанностей |
5,15 |
9. Неорганизованность работы |
3,09 |
10. Необходимость
работать по другой специальнос |
18,56 |
11. Перегруженность работой |
25,77 |
12. Недогруженность работой |
1,03 |
13. Не смог адаптироваться на новом месте |
9,28 |
14. Недовольство премиями |
45,36 |
15. Неудобное
местонахождение рабочего |
13,40 |
16. Болезни |
14,43 |
17. Недостаточная
квалификация членов группы |
2,06 |
18. Плохие
условия труда или график |
52,58 |
Таким образом, основными причинами увольнения работников по данным учета в компании являются:
1) низкая заработная плата;
2) нет перспектив, карьерного роста, профессионального развития;
3) плохие условия труда, график работы;
4) недовольство премиями.
В рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура. Многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в ЧГУ имеют определенные недостатки. Действующая система управления мотивацией в данной организации является мало эффективной. Об этом говорит повышенный уровень текучести кадров в рассматриваемой компании.
Анализ текучести кадров на основе изучения данных об уровне текучести за несколько лет, причин увольнения показал, что основными причинами, вызывающими движение персонала на данном предприятии являются: недовольство материальным поощрением (заработной платой); отсутствие служебного роста, повышения квалификации; большая интенсивность труда, неравномерность распределения трудовой нагрузки между работниками и по времени.
Таким образом, выделение руководителями некоторых недостатков системы трудовой мотивации в ЧГУ, повышенная текучесть кадров свидетельствуют о наличии проблемы мотивации труда и необходимости ее разрешения в рассматриваемой организации.
3.Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом в ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».
Смысл создания мотивирующей рабочей среды состоит в том, чтобы получить максимальную отдачу от человеческого капитала организации. И психологический климат, который складывается в коллективе, и условия работы, и ее содержание, и перспективы профессионального и должностного роста, и взаимоотношения с непосредственным руководителем, и многое другое - это элементы рабочей среды. Задача руководителя - сделать ее мотивирующей, то есть повышающей уровень трудовой мотивации его подчиненных. Любой руководитель хотел бы, чтобы его подчиненные выкладывались, "горели" на работе, чтобы они относились к проблемам организации как к своим собственным, чтобы бежали на работу, как на свидание с любимой... При этом многие руководители обвиняют своих подчиненных в лени, безынициативности, незаинтересованности, хотя на самом деле проблема глубже. И состоит она в том, как рабочая среда, в которой протекает профессиональная деятельность работников, влияет на их трудовую мотивацию.
Усиление мотивирующего
воздействия рабочей среды
• Мотивация работников через организацию работ;
• Система материального стимулирования;
• Моральное стимулирование;
• Мотивация через постановку целей;
• Изменение рабочего графика;
• Информирование работников.
На трудовую мотивацию в первую очередь воздействуют те характеристики работы, которые могут быть соотнесены с потребностями работника в достижении результатов, в оценке, в независимости, в самоактуализации, в информации. Преимущественное влияние на трудовую мотивацию работников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы:
• разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы;
• законченность выполняемых работником задач;
• значимость, важность, ответственность заданий;
• самостоятельность, предоставляемая исполнителю;
• обратная связь.
Знание связи между характеристиками выполняемой работы, трудовой мотивацией и трудовым поведением работников позволяет сформулировать несколько принципов, в соответствии с которыми может быть организована работа, для того, чтобы обеспечить высокий уровень трудовой мотивации и повышение рабочих показателей.
Принцип 1. Объединение заданий означает, что вместо того, чтобы разделять задание между несколькими работниками, вся работа может быть поручено одному работнику. Это обеспечивает большее разнообразие навыков и большую законченность (целостность) задания.
Принцип 2. Законченность и целостность рабочих заданий предполагает возможность исполнителя выполнить от начала до конца хотя бы часть своих рабочих заданий. Такая организация работы повышает степень ее ответственности, придает осмысленность и значимость выполняемой работе.
Принцип 3. Установление отношений с потребителями. Такая организация работы, когда работник вступает в непосредственный контакт с потребителем результатов его труда, услуг, не только помогает обеспечить обратную связь, но требует от работника большего разнообразия профессиональных навыков, повышая степень его самостоятельности. Принцип 4. Делегирование полномочий. Передача ответственности и контроля над работой от руководителей к подчиненным усиливает самостоятельность работников, повышает уровень их трудовой мотивации.
Принцип 5. Установление обратной связи. Существует много типов обратной связи, которую могут получать работники, и работу следует организовать так, чтобы давать исполнителю как можно больше типов обратной связи. Обратная связь может даваться потребителями, непосредственными руководителями и товарищами по работе.
• Выполнение задачи должно вносить заметный вклад в достижение целей подразделения и всей организации, и этот вклад должен быть понятен работнику.
• Задачи должны дополнять друг друга и создавать целостную деятельность.
• Работа должна допускать разнообразие темпа работы и разные способы выполнения заданий.
• Для работника должна быть обеспечена возможность получения прямой и опосредованной, немедленной и отсроченной обратной связи о результатах выполнения порученных рабочих задач.
• Работа должна допускать определенную степень проявления самостоятельности и инициативы исполнителей.
• Исполнитель должен быть наделен необходимыми полномочиями и нести ответственность за достигнутые результаты.
• Процесс выполнения задачи должен приносить удовлетворение работнику
На основании проведенного анализа действующей системы мотивации персонала в ЧГУ, можно сформулировать ряд предложений, направленных на ее совершенствование. Необходимо изменить принципиальный подход к формированию материального вознаграждения, а именно: премии работник должен не лишаться, а зарабатывать ее. Сведение к минимуму субъективизма можно добиться только за счет внедрения организационно-технических методов, таких как постановка учета показателей на ЭВМ; необходимо сократить количество показателей премирования, одновременно увеличив и общий размер премирования и долю каждого показателя в нем. Удовлетворение как индивидуальных, так и социальных потребностей работников можно осуществлять с помощью реструктуризации и реорганизации труда с применением двух взаимосвязанных подходов. Первый из них заключается в реструктуризации индивидуального труда, а второй связан с изменениями в организационном контексте.
Основными методами реструктуризации индивидуального труда являются: ротация - движение сотрудников с одного места работы на другое, из одного департамента в другой для приобретения определенного опыта работы в разных службах, горизонтальное увеличение круга выполняемых работ и задач персонала с помощью комбинации нескольких взаимосвязанных друг с другом работ одного и того же уровня, обогащение труда - вертикальное расширение с помощью увеличения обязанностей и возможностей для дальнейшего развития, нацеливая служащих на большую автономию при планировании и исполнении своих функций.
Первый метод помогает предприятиям индустрии гостеприимства проводить более гибкий подбор персонала и сокращать различия в занимаемых позициях. Применение всех этих методов может оказаться эффективным и полезным, если их применять систематично и нехаотично.
В подходе, связанном с организационными изменениями, основное внимание необходимо уделить эффективному использованию человеческих ресурсов, развитию навыков и организационным функциям с применением в основном методов так называемых автономных рабочих групп – маленьких групп служащих, обязанных самостоятельно организовать и регулировать свою работу, но имеющих большую степень свободы действий и выбора. Обучение, повышение квалификации, переподготовка работников и решение в качестве основной цели задач по формированию конкурентоспособного персонала выдвигают перед кадровой службой новые, весьма сложные и актуальные задачи по выработки и реализации основных направлений подготовки кадров.
Цели обучения персонала университета: поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего рынка услуг и перспектив его развития; сохранение и рациональное использование профессионального потенциала; повышение конкурентоспособности услуг на основе распространения знаний и опыта применения эффективных методов организации труда, управления; поддержание высокого профессионального уровня персонала; создание условий для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду; повышение уровня профессионализма и компетенции персонала; совершенствование необходимых для эффективной работы навыков и умений.
Виды обучения персонала: повышение квалификации работников – обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, навыков; подготовка вновь принятых работников.
Направления деятельности кадровой
службы по организации процесса обучения
и повышения квалификации персонала состоит
в следующем: анализ квалифицированных
структур (наличие работников требуемой
квалификации, определение числа работников
соответствующей квалификации, определение
потребностей в специалистах по конкретным
профилям и квалификации); определение
первоочередных направлений обучения
и повышения квалификации; составление
планов обучения и повышения квалификации
для всех уровней; составление перечня
должностей специалистов, подлежащих
обязательному обучению и аттестации;
составление тематики и графиков обучения
и повышения квалификации персонала; утверждение
планов обучения, тематики и графиков
обучения и повышения квалификации персонала.Постоянное
повышение квалификации и профессионального
мастерства – прямая служебная обязанность
всех руководящих работников и специалистов.
Исходя из этого работа по повышению квалификации
персонала – одно из основных направлений
деятельности кадровой службы.