Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
С помощью контроля менеджер может своевременно отреагировать на изменение в поведении людей в процессе их работы.
Использование механизмов контроля позволяет обнаружить ошибки и проблемы, возникающие в процессе выполнения работ и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование и значение управленческого контроля в деятельности предприятия
1.1 Сущность, функции и формы управленческого контроля
1.2 Контроль как система: цели, методы, принципы и этапы осуществления контроля
1.3 Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации
Глава 2. Анализ ЗАО «Калининское»
2.1 Организационно-экономическая и социальная характеристика ЗАО «Калининское»
Глава 3. Пути совершенствования и характеристики эффективного контроля на предприятии
3.1 Основные характеристики эффективного контроля
3.2 Контроль качества продукции
Заключение
Список литературы
2. Устранить отклонения. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
3. Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Важная проблема процесса контроля - выбор критических точек. Контролем необходимо охватить все стороны и все звенья функционирования организации. Однако для этого не требуется проверять каждого работника. Контролировать необходимо лишь точки, заслуживающие особого внимания. В умении выбрать такие критические точки и состоит искусство управления.
При этом встает вопрос о качестве контрольной информации: [16,стр.190]
Во-первых, информация должна содержать данные о фактическом состоянии дел по всем управленческим параметрам, нормативы, и разность между двумя этими величинами, по которой, собственно, и судят о контролируемом процессе.
Во-вторых, различные уровни управления должны получать сопоставимую информацию, но неодинаковую по степени подробности: чем ниже управленческое звено, тем более подробной должна быть информация.
В-третьих, необходима достоверная информация. Лицо, принимающее решение, должно быть уверено в том, что сведения, на основе которых будет принято решение, не искажены.
В-четвертых, должны быть определены и строго выдержаны интервалы времени, в течение которых поступают сведения.
1.3 Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации
В работах специалистов по теории управления разработан в качестве одного из принципов анализа управления организацией так называемый аспектный подход. Выделяют обычно, экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее ряд аспектов применительно к процессу контроля. [16,стр.196]
Экономический аспект.
Прежде всего, здесь надо исходить из характеристики эффективности. Эффективность контроля - это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.
В затраты контроля включают численность участвующих в нем, расходы на командировки, транспорт, длительность проверок, число поверяемых их объяснения, сбор материала и т.д.
О результатах контроля судят по изменениям, которые поступают после его проведения. При этом внимание при оценке эффективности контроля уделяют не только отдельным количественным показателям, подходить к этому вопросу следует комплексно, с учетом и социального эффекта.
Социально-психологический аспект контроля.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направит свои усилия на достижение целей организации.
Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применят различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой.
В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.
Рекомендации для менеджеров, которые бы хотели избежать непреднамеренного негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и таким образом повысить его эффективность: [8,стр.187]
1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно отражают их работу, Кроме того, они должны понимать чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны, то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование.
2. Устанавливайте двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Любой руководитель осуществляющий контроль в организации должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применяться в качестве стандартов в каждой области контроля. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, не очевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы.
3. Избегайте чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху.
4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты. При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто создает мотивацию уже тем, что точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако, согласно мотивационной теории ожидания, можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников.
5. Вознаграждайте за достижение стандарта. Если руководство организации хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть.
Политический и правовой аспект контроля.
Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм. При этом сами правовые нормы нередко отстают от требований жизни. Правовое регулирование контроля не должно быть слишком широким или чрезмерно узким. Нередко практика в равной степени страдает как от недостатка правовых установлений, так и от их избытка.
Так неоправданно ограниченное правовое регулирование порождает нечетность представлений участников контроля о своих задачах, правах, обязанностях, а избыточное - затрудняет применение юридических норм.
Политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм. Среди них можно выделить группу конституционных принципов, которые задают “правила игры” для государственного управления в целом, и контрольных действий государственных органов в частности.
Организационно-процедурный аспект.
В процедурном аспекте контроль предстает как деятельность по обработке данных, с включением этапов сбора, обработки и хранения информации, а также как действия, операции и процедуры, выполняемые работниками контрольных органов.
Информационный аспект.
Информация должна быть точной, полной, своевременной, понятной.
Закрытое акционерное общество «Калининское» расположено вокруг областного и районного центра г. Твери, который одновременно является основным пунктом сдачи всей сельскохозяйственной продукции. Основная задача земледелия ЗАО - обеспечения населения города Твери круглый год овощами открытого и закрытого грунта, а общественного поголовья - кормами.
Расстояние от центральной конторы до железнодорожной станции 11 км, до порта 7 км. Хозяйство так же имеет одно из самых больших молочных стад, и одну из самых больших продуктивностей в области. Средний удой на 1ну корову за 2010 год составляет 8255 кг. ЗАО «Калининское» имеет лицензию на содержание и разведение крупного рогатого скота, с целью реализации племенного молодняка черно-пестрой породы.
Земельный фонд характеризуется высокой степенью освоенности и распаханности земель. Почвенный покров территории хозяйства представлен дерново-подзолистыми и болотистыми почвами, пахотные угодья расположены на дерново-среднеподзолистых почвах, мощностью гумусового горизонта 18-30 см. по механическому составу наибольшее распространение имеют легкосуглинистые и супесчаные почвы. На сенокосах и пастбищах преобладают дерново-средние и сильноподзолистые глееватые почвы.
Рельеф хозяйства в основном представлен холмистой равниной с незначительными уклонами, не превышающими одного градуса. Почвы переувлажнены, водная эрозия не выражена. В связи с этим пахотные угодья хозяйства не нуждаются в мероприятиях по борьбе с водной эрозией почв. Растительность территории хозяйства характеризуется лесными и луговыми фармациями.
Гидрография представлена главной артерией реки Волги и Тверцы, многочисленными ручьями. Уровень грунтовых вод в понижениях составляет 1-1,5 м, на возвышениях 5-15 м от поверхности.
Территория землепользования ЗАО «Калининское» расположена в зоне умеренно-континентального климата со сравнительно холодной зимой и умеренно теплым летом.
Преобладающими ветрами над территорией хозяйства являются: весной и летом - юго-западные и западные; осенью и зимой - северо-западные. Среднегодовая скорость ветра на открытых участках местности колеблется от 4 до 6 метров в секунду и более.
Сумма осадков за год составляет в среднем 580-610 мм, за май-август выпадает 340 мм. За вегетационный период с температурой выше 5°С выпадает 304 мм, в холодный период (с ноября по март) выпадает 142 мм в виде снега. Первые заморозки наступают около 20 сентября, последние -15-20 мая. Глубина промерзания почвы составляет 80 см. Снег выпадает обычно в начале ноября, оттаивание происходит в конце апреля. Грунтовые воды на водоразделах и холмах залегают на значительной глубине - до 15 метров, в понижениях - 1,5-2,0 метра.
Сегодня ЗАО «Калининское» - многопрофильное предприятие с современным типом хозяйствования. В последние годы в хозяйстве также получило развитие молочное животноводство.
Размеры ЗАО «Калининское» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие размеры ЗАО «Калининское» Калининского района
Показатели |
Года |
В среднем на одно хозяйство Калининского района | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Валовая продукция в сопоставимых ценах (2010 г.), тыс.руб. |
290147,1 |
227712,3 |
269588 |
- |
Товарная продукция, тыс.руб. |
234087 |
184442 |
219065 |
69387 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
485 |
350 |
360 |
94 |
из них занято в с.-х. производстве, чел. |
428 |
309 |
320 |
77 |
Общая земельная площадь, га |
4322 |
4322 |
4322 |
3132 |
в т.ч. площадь с.-х. угодий |
3489 |
3489 |
3489 |
1495 |
из них площадь пашни |
2215 |
2215 |
2215 |
987 |
площадь сенокосов |
315 |
315 |
315 |
170 |
пастбища |
959 |
959 |
959 |
329 |
Поголовье крупного рогатого скота - всего, гол. |
2121 |
2204 |
2029 |
250 |
в т.ч. коровы |
800 |
900 |
900 |
114 |
Количество тракторов, физ. ед. |
51 |
47 |
43 |
11 |
Наличие энергетических мощностей, л.с. |
15333 |
14770 |
17745 |
- |