Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель: выявить эффективные пути совершенствования управления предприятием.
Задачи:
Рассмотреть историю развития Японского менеджмента.
Его достоинства и недостатки.
Как применяется Японский менеджмент в России.
Характеристика ООО «Спецмонтажстрой 44»
Произвести расчеты эффективного управления.
Предложить пути совершенствования управления с учетом Японского менеджмента.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия и принципы Японского менеджмента. 1.1. История развития Японского менеджмента……………………..4
1.2. Достоинства и недостатки японского менеджмента…………….7
1.3. Применение Японского менеджмента в России…………….....20
Глава 2. Расчеты и пути совершенствования эффективного управления предприятием. 2.1. Характеристика предприятия ООО «Спецмонтажстрой 44»………………………………………………....21
2.2. Расчеты показателей эффективного управления предприятием…………………………………………………………....24
2.3. Пути совершенствования управления предприятием с учетом Японского менеджмента………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………….29
Глоссарий ………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………..31
Содержание
Введение
Происходящие в нашей стране преобразования
нацелены на повышение эффективности
общественного производства. Для решения
этой задачи осуществляется целый комплекс
мер. Развернулась решительная борьба
за повышение качества выпускаемой продукции,
внедряются более эффективные экономические
методы управления взамен изживающих
себя административных методов управления,
новые формы организации труда и производства,
осуществляется переход на принципы полного
хозрасчета, происходит реорганизация
внешних экономических связей. Вместе
с тем предстоит еще изыскать и привести
в действие нераскрытые резервы эффективной
организации управления, более полного
использования всех видов ресурсов, задействовать
методы стимулирования труда. Решению
этих задач может помочь освоение передовых
методов управления в развитых капиталистических
странах.
Особую важность в этом плане
представляет ознакомление с японскими
методами управления, повышенный интерес
к которым проявляется практически во
всем мире.
Объектом данной работы
будет являться предприятие ООО «Спецмонтажстрой
44».
Цель: выявить
эффективные пути
Задачи:
Глава 1. Основные понятия и принципы Японского менеджмента.
1.1. История развития менеджмента
Япония — государство монополистического капитализма, который определяет в этой стране производственные отношения, а стало быть, и характер управления.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию.
Система японского менеджмента основана на социальных ценностях и культурных традициях, принятых в этой стране. Японские менеджеры учитывают и развивают традиционные ценности и национальные обычаи. Именно гармоничное сочетание современных методов, технологий, постоянного внедрения инноваций, с одной стороны, и традиционных ценностей и культуры взаимоотношений, с другой стороны, помогло японцам достигнуть социально-экономического процветания.
Стратегия правительства Японии после поражения во второй мировой войне и экономического хаоса ориентировалась на пять основных целей:
В 1945 году японская экономика находилась в упадке и разорении. К 80-м годам по уровню производства Япония прочно заняла второе место в капиталистическом мире. Япония продолжает сохранять довольно высокие темпы экономического развития, бросая по многим показателям вызов Соединенным Штатам Америки. Американские промышленники с нескрываемым страхом наблюдают за устойчивой экономической поступью японцев. 68% деловых американцев высказали в конце 70-х годов мнение о необходимости быстрой и прочной защиты от экономического нашествия Японии.
Японская промышленность наращивает производство ключевых видов продукции. К примеру, накануне второй мировой войны производство стали в Японии никогда не превышало показателя в 7 миллионов тонн. В 1973 году Япония сумела поднять этот показатель до 119 миллионов. В 1980 году Япония произвела 7 миллионов высококачественных легковых автомобилей, вырвавшись в этой сфере производства на первое место в мире (США в 1980 году произвели 6,5 миллиона автомобилей). В 1981 году в Лондоне был опубликован отчет делегации английских бизнесменов и экономистов, скрупулезно изучавших промышленное производство в Японии. В отчете указывалось, что совсем недавно на Западе смутно представляли себе, что делается в японских фирмах. Американцы, например, были твердо убеждены в том, что японские фирмы управляются несведущими в теории менеджмента людьми, которые только тем и занимаются, что неотступно следят за работой своих слабо квалифицированных соотечественников, вручную копирующих изделия американского массового производства. Но вот когда в 70-х годах в американских портах стали ежедневно разгружать по 5—6 тысяч первоклассных автомобилей, мнения резко изменились. К 1975 году импорт японских автомобилей в США достиг 800 000 штук, а к 1981 году подскочил до 1 900 000 в год. (6, стр. 358)
Толпы американских менеджеров и экономистов понеслись в Японию, чтобы на месте выяснить, в чем тут дело. За американцами хлынули англичане, бизнесмены ФРГ, французы, шведы... Вчерашние наставники японцев убедились в том, что надо менять свои представления о японском бизнесе. Вчерашний имидж Японии примитивной сменился у западных дельцов имиджем Японии автоматизированной. Западные деловые круги создали в своем воображении ложную картину японского предприятия, нашпигованного не живыми роботами, функционирующими по строго установленному расписанию. В представлении западного делового мира Япония выступает в виде иерархизированной корпорации, а промышленное производство — в виде кнопочного манипулятора. Это искаженное представление. Ведь если бы это было так на самом деле, то американские промышленники, располагающие и техникой и квалифицированным персоналом, смогли бы создать у себя нечто более совершенное. Почти все попытки Запада перенести к себе японский опыт окончились неудачно.
Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления. Эта уникальность обусловлена специфичной этнопсихологической основой. Поэтому оценка японского опыта и перенос его в иные условия должны осуществляться с учетом рассмотренных в следующих главах особенностей японского национального характера. (5,126)
Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья - переработка - производство продукции - экспорт конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.
Японские менеджеры создали собственную модель управления производством и обществом, заимствовав все самое ценное из общемировой теории и практики, прежде всего - американской. Однако специфика японского менеджмента принципиально отличается от американского и характеризуется доминирующей ориентацией на человеческий фактор. Сегодня японские менеджеры являются лучшими в мире специалистами по человеческим отношениям. Они учитывают и активно используют исторически сложившийся менталитет японского народа, такие национальные черты, как исключительное трудолюбие, высочайшая дисциплинированность, практицизм, взаимопомощь.
В японском национальном характере ярко проявляются аккуратность, бережливость, вежливость, приверженность традициям, преданность авторитету, склонность к заимствованию, самообладание, стремление к согласованным действиям в группе, любознательность, сильно развитое эстетическое чувство. К числу наиболее важных ценностей японского общества можно отнести: обязанность (долг), сотрудничество и коллективизм. В сознании каждого японца глубоко заложено понимание своего долга перед всей нацией в целом. И менеджеры, и рабочие считают своим патриотическим долгом экономическое развитие страны.
Японская культура основана на первичности интересов группы и вторичности интересов личности, и потому люди должны действовать сообща, сотрудничая друг с другом для преуспевания всего общества. Коллективизм японцев проявляется в том, что они ограничивают свои личностные потребности во имя согласия и гармонии взаимоотношений с коллегами по работе. В японском языке есть понятие, не имеющее эквивалента в английском, и обозначающее важность, ценность признания личности другими людьми. Слово «ЭМЭ» означает психологическую зависимость человека от членов группы, к которой он принадлежит. Каждый японец хочет, чтобы его признавали, уважали и даже любили окружающие. Японец нуждается в защите и добром отношении со стороны других людей. Потребность в ЭМЭ связана с чувством долга - тот, кого любят, о ком заботятся, должен в свою очередь отвечать окружающим теплым отношением. Потребность в ЭМЭ может принять крайнюю форму. Противоестественное проявление ЭМЭ выражается в зависимости от других, несамостоятельности, робости, неуверенности в себе. Однако оно связывает японцев друг с другом гораздо сильнее, чем людей других национальностей.
Японский филолог Мори Дзздзи отмечает такие черты личности японцев, как мягкость, доброжелательность в общении, конформизм, несамостоятельность в принятии решений и неавтономность в социальном окружении. Их нельзя вырывать из общества им подобных, считает он, поскольку только группа японцев может адаптироваться в чужой культуре, но в одиночку японец не способен к этому.
Американский ученый Й.Олстон, проанализировав деятельность различных японских компаний, формулирует пять основных принципов японского менеджмента.
Первый принцип: рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда. Иными словами, этот принцип подчеркивает то, что рабочий не глуп. По мнению японских менеджеров, рабочие - это наделенные способностями люди, которые могут вносить предложения по повышению производительности и качества труда. Менеджеры считают, что рабочие обладают определенной профессиональной подготовкой не только для того, чтобы выполнять конкретную работу, но и для того, чтобы усовершенствовать отдельные операции; Любое нововведение на японском заводе начинается с выяснения предложений рабочих по технологическим и организационным новациям. Японцы полагают, что любой, даже самый опытный, инженер знает меньше о данном технологическом процессе, чем тот, кто его непосредственно выполняет. Поэтому японские менеджеры не стесняются обращаться к своим подчиненным за советом.
Они разработали три административных метода, которые
помогают претворить этот принцип в жизнь.
1. Кружки качества, участвуя в которых рабочие вносят свои новаторские предложения. Эти кружки состоят из восьми человек и одного старшего и собираются раз в месяц с целью разработки программы повышения производительности труда. Членов кружков качества учат теории и практике управления, решению проблемных ситуаций, при которых возникает низкая производительность труда. На многих японских заводах число членов кружков качества достигает 90% всего количества рабочих. Они не только обучаются и повышают свою квалификацию, но и вносят новые предложения и способствуют развитию производства.
2. Практика стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Большинство молодых рабочих учатся на специальных вечерних курсах, а также перенимают опыт у своих старших коллег. Трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования.
В Японии существует традиция, которая называется минарай и означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии было принято, чтобы ремесленник иногда работал замедленно и подмастерье мог перенять его приемы.
Информация о работе Пути совершенствования управления предприятием