Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, мы должны понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, потому что именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.
Введение……………………………………………………3
IЧасть. Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера
1. Модель Майкла Портера……………………………………..4
2. Риск входа потенциальных конкурентов……………………6
3. Соперничество существующих в отрасли компаний………9
4. Переговорная сила поставщиков и покупателей…………...13
5. Давление со стороны поставщиков………………………….15
6. Угроза появления заменяющих продуктов………………….17
IIЧасть. Анализ туристической отрасли в Пскове по модели конкуренции М. Портера…………………………………18
III Часть. Методы решения проблем в туристической отрасли в
Пскове по модели конкуренции М.Портера…………...21
Вывод………………………………………………………...22
Список использованной литературы……………………23
· Издержки переключения.
Покупателю очень легко
переключиться с одного продукта
на другой в отдельно взятой конкретной
отрасли, самое же трудное для
него - это интенсивность
· Барьеры выхода и корпоративные ставки
Очень высокий барьер выхода
- это сильнодействующий
4. Переговорная сила поставщиков и покупателей
В первоначальной модели структуры отрасли Портера, он рассматривает власть покупателей и поставщиков как зеркальное отражение друг друга. Это становится совершенно понятным после изучения факторов, способствующих наличию власти в этих случаях.
Власть поставщиков
· Количество важных поставщиков
· Наличие товаров - субститутов
· Дифференциация или издержки переключения продукции поставщиков
· Угроза со стороны поставщиков интеграция вперед
· Угроза со стороны отрасли: интеграция назад
· Содействие поставщиков в качестве и услугах продукции отрасли
· Общие издержки отрасли, компенсируемые поставщиками
Важность отрасли для прибыли поставщиков
Власть покупателей
· Количество важных покупателей
· Наличие товаров - субститутов
· Издержки переключения для покупателей
· Угроза со стороны покупателей: интеграция назад
· Угроза со стороны отрасли: интеграция впереди
· Содействие в качестве и услугах продукции покупателей
· Общие издержки покупателей, компенсируемые отраслью
· Прибыльность покупателей
По Портеру понятие «переговорная сила покупателей и продавцов», предполагает, что существует определенная угроза всей отрасли от чрезмерного использования власти этими двумя агентами. Слова Портера можно интерпретировать следующим образом. Правильная стратегия, к которой должна стремиться фирма, должна иметь, качестве главною компонента попытку нейтрализовать переговорную силу покупателей и поставщиков. В сегодняшнем мире, это утверждение является спорным. Фирмы прекрасно понимают, что поставщики являются центральными партнерами, дружественные взаимоотношения между которыми надо воспитывать и усиливать. Более того, покупатели - это основная и важная клиентура фирмы, и фирма должна воспринимать их не как соперников, а как объектов долгосрочных дружеских отношений, основанных на целостности и производительности.
5. Давление со стороны поставщиков
Модель 5 конкурентных сил Портера учитывает только поставщиков-контрагентов, способных влиять на положение предприятия в отрасли. Кроме того, такие поставщики должны иметь влияние на положение в отрасли в целом. Очевидно, что на практике сюда относят только крупные предприятия.
Модель Портера выделят поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами. Если рынок поставщиков открытый и большой и имеются хорошие товары-заменители с дешевым переключением на них, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками.
Рыночная власть поставщиков
невелика и тогда, когда они работают
с отраслью, являющейся их главным
потребителем, и когда их благополучие
напрямую связано с благополучием
отрасли. Согласно модели Портера, в
этих случаях с поставщиками устанавливаются
рабочие отношения и от них
можно требовать своевременных
поставок качественной продукции в
необходимое время и в
Если же на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие изделия дешевле, чем это обойдется фирме при самостоятельном их изготовлении.
Модель конкуренции Портера утверждает, что поставщики будут обладать значительной рыночной властью, если:
· доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;
· продукция группы является уникальной или высокодифференцированной или высоки издержки переключения компаний-покупателей;
· отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;
· отрасль не является значимой для поставщиков.
6 . Угроза появления заменяющих продуктов
Не только фирмы, действующие в отрасли и потенциально возможные конкуренты являются главными факторами, описывающие привлекательность отрасли. Следует также добавить фирмы, предлагающие товары субституты, которые могут как заменить выпускающиеся в данной отрасли товары, так и предоставить новые возможности удовлетворения спроса. Субституты могут влиять на отраслевую привлекательность разными способами. Их присутствие устанавливает потолок прибыльности.
Угроза воздействия товаров
- субститутов на прибыльность отрасли
зависит от нескольких факторов, таких
как наличие совершенных
Субституты не являются чисто
внешним малозначащим фактором, а
требуют тщательного
IIЧасть. Анализ туристической отрасли в Пскове по модели конкуренции М. Портера
Для фирм, занятых в туристической отрасли в Пскове превалирует угроза появления новых организаций. Трудно обеспечить рост производства услуг, например, при узости слоя потребителей, способных тратить средства на отдых и туризм. При том, что уровень первоначального капитала, необходимого для проникновения в отрасль, невелик.
Глобализация туристской
деятельности способствует появлению
новых, чаще высококачественных услуг,
что вызывает усиление конкуренции
среди туристических
Туристические организации все больше усилий расходуют на удержание постоянных и завоевание потенциальных потребителей туристских услуг.
Приверженность потребителей
к услугам конкретных туристических
организаций снижает власть потребителей
на рынке этих услуг. Следовательно,
снижается и уровень
Рыночная власть поставщиков
и ее влияние на конкуренцию в
отрасли определяется тем, что туристические
организации для обеспечения
деятельности вынуждены закупать сырье,
материалы, комплектующие изделия,
оборудование, технологии, а при
организации туров нуждаются
в услугах авиакомпаний, автотранспорта,
морского транспорта, ресторанов, гостиниц.
Власть поставщиков может существенно
отразиться на деятельности туристической
организации и качестве оказываемых
туристских услуг. Туристические организации
трудятся в условиях жесткой конкурентной
борьбы. Конкуренция в туризме
носит локальный, региональный, национальный
и глобальный характер. Ввиду открытости
туристических организаций
Текущий анализ состояния отрасли туризма в Пскове с использованием пяти рыночных сил показал следующее:
1. Входные барьеры, влияющие на проникновение в отрасль новых организаций:
– эффект масштаба (производственного и маркетингового), благодаря которому обеспечивается низкий уровень цен и производственных затрат на туристские услуги;
– значительный уровень необходимого капитала для внедрения в данную отрасль и высокие риски, связанные с производством новых услуг;
– существующие предпочтения потребителей, их привязанность к действующим торговым знакам на туристские услуги;
– наличие продуктовой дифференциации (способность туристских организации обеспечить уникальность производимых товаров и услуг).
2. Рыночная власть потребителей:
– трудность найти подобные туристские услуги у конкурирующих организаций;
– уникальность предлагаемых туристских услуг;
– стабилизация цен на туристские услуги.
3. Рыночная власть поставщиков:
– хорошо отлаженная система
отношений при организации
– гибкие и отлаженные отношения с хотельерами;
– отсутствие трудностей в
снабжении туристических
4. Рост рынка, определяющий
соперничество отраслевых
– индивидуализация качественного обслуживания туристов способствует повышению спроса на туристские услуги;
– малочисленность туристических организаций, оказывающих подобные услуги;
– отсутствие иностранных организаций, оказывающих услуги по данным направлениям.
5. Угроза появления услуг – заменителей:
– отсутствие склонности потребителей к услугам - заменителям;
– высокая стоимость переключения на другие услуги.
Действующие в настоящее время конкурентные силы в отрасли слабые, а прибыльность отрасли - высокая.
III Часть. Методы решения
проблем в туристической
Успех туристической организации
зависит от привлекательности отрасли
не меньше, чем от хорошо разработанной
и полностью реализованной
Анализ отрасли с