Разработка бизнес-плана предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Планирование – норма любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка в России, необходимость в бизнес- планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 гг. их применение стало обязательным.
В условиях рыночной экономики возникла потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, которая обеспечивает надёжное обращение материальных ресурсов. Повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Поэтому предприниматель должен тщательно спланировать организацию бизнеса.
В условиях рынка планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Без бизнес-плана нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

Содержание работы

I.Теоретическая часть…………………………………………...стр.3
1.1. Введениe. ……………………………………………………….стр.3
1.2.Функции и принципы бизнес планирования на предприятии. …стр.3
1.3.Структура бизнес – плана……………………………………………..стр.8
1.4.Порядок разработки бизнес – плана…………………………………стр.8
I. Резюме……………………………………………………………....стр.9
II. Анализ дел в отрасли……………………………………………....стр.9
III. Виды товаров (услуг)…………………………………………….стр.10
IV. План маркетинга и анализ дел в отрасли……………………….стр.10
V. Производственный план…………………………………………стр.13
VI. Организационный план………………………………………….стр.14
VII. Правовое обеспечение деятельности фирмы………………….стр.15
VIII. Оценка риска и страхование……………………………………стр.16
IX. Финансовый план………………………………………………стр.16 1.5.Реализация и оценка рисков и эффективности проектов…….стр.18
II.Практическая часть…………………………………………стр.23
2.1. Резюме…………………………………………………………………стр.23
2.2. Описание отрасли и предприятия………………………………...стр.24
2.3.Описание услуги………………………………………………………стр.26
2.4. Анализ рынка сбыта………………………………………………...стр.26
2.5. Оценка основных конкурентов…………………………………….стр.29
2.6. План маркетинга……………………………………………………..стр.30
2.7. План производства…………………………………………………..стр.31
2.8. Организационный план……………………………………………..стр.35
2.9. Юридический план…………………………………………………..стр.39
2.10. Финансовый план …………………………………………...стр.40
2.11. Оценка рисков ……………………………………………………...стр.41
Заключение……………………………………………………...стр.43
Список литературы ……………………………………………стр.44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа По Основам менеджмента Тема- «Разработка бизнес-.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)


 

Курсовая работа

По

 

Основам менеджмента 

 

 

Тема: « Разработка бизнес-плана предприятия».

 

 

 

Содержание:

I.Теоретическая часть…………………………………………...стр.3

1.1. Введениe. ……………………………………………………….стр.3

1.2.Функции и принципы бизнес планирования на предприятии. …стр.3

1.3.Структура бизнес – плана……………………………………………..стр.8

1.4.Порядок разработки бизнес – плана…………………………………стр.8

I.    Резюме……………………………………………………………....стр.9

II.   Анализ дел в отрасли……………………………………………....стр.9

III.  Виды товаров (услуг)…………………………………………….стр.10

IV.  План маркетинга и анализ дел в отрасли……………………….стр.10

V.   Производственный план…………………………………………стр.13

VI.  Организационный план………………………………………….стр.14

VII.  Правовое обеспечение деятельности фирмы………………….стр.15

VIII. Оценка риска и страхование……………………………………стр.16

IX.   Финансовый план………………………………………………стр.16   1.5.Реализация и оценка рисков и эффективности     проектов…….стр.18

II.Практическая часть…………………………………………стр.23

2.1. Резюме…………………………………………………………………стр.23

2.2. Описание отрасли и предприятия………………………………...стр.24

2.3.Описание услуги………………………………………………………стр.26

2.4. Анализ рынка сбыта………………………………………………...стр.26

2.5. Оценка основных конкурентов…………………………………….стр.29

2.6. План маркетинга……………………………………………………..стр.30

2.7. План производства…………………………………………………..стр.31

2.8. Организационный план……………………………………………..стр.35

2.9. Юридический план…………………………………………………..стр.39

2.10. Финансовый  план …………………………………………...стр.40

2.11. Оценка рисков ……………………………………………………...стр.41

Заключение……………………………………………………...стр.43

Список литературы ……………………………………………стр.44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретическая часть.

1.1.Введение

 

Планирование – норма  любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка в России, необходимость в бизнес- планах стала  настолько очевидной, что уже  в 1994-1995 гг. их применение стало обязательным.

В условиях рыночной экономики возникла потребность ускоренного развития  производственной инфраструктуры, которая  обеспечивает надёжное обращение материальных ресурсов. Повышаются требования потребителей  к качеству используемой ими продукции. Поэтому предприниматель должен тщательно спланировать организацию бизнеса.

В условиях рынка планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить  свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Без бизнес-плана нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

В рыночной экономике  бизнес – план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Например, в начале 90-х бизнес-план рассматривался только как инструмент, который позволяет привлечь инвестиции. Сейчас же всё чаще и чаще бизнес план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим  для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.

 

1.2.Функции  и принципы бизнес планирования  на предприятии.

 

Планирование - важная часть предпринимательской практики. Фирма, которая не умеет  или не считает нужным планировать свою деятельность, сама может стать объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Серьёзный подход к планированию создаёт основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.

Бизнес планирование выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:

    • Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
    • Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;
    • Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;
    • Координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
    • Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
    • Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
    • Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
    • Документирование – отражение действий  в документальной форме, что может быть доказательством правильных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
    • Обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучение их, в том числе и на ошибках;

Под бизнес - планом понимают подробный план предпринимательской деятельности на определённый период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие.

       Функциональное назначение бизнес-плана и его основные компоненты представлены на рисунке 1.

При разработке бизнес – планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности  фирмы в определённой экономической среде (таблица1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Назначение бизнес-плана  и его основные элементы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Основные принципы внутрифирменного планирования.

Принципы планирования

Содержание 

1

Необходимость

1.Обязательное применение  планов в любой сфере деятельности  является  рациональным поведением  людей.

2.Каждый должен знать, что он хочет и может, прежде чем действовать.

2

Непрерывность

Процесс планирования должен осуществляться путём:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия предыдущих планов;                    

б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновлённый план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации предприятия.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменившимся условиям осуществляется путём:    

  а) введения плановых  резервов по основным показателям;                                                                    б) применения эвентуального планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в)  использования оперативных  планов для учёта возникающих  изменений среды;

г) использование альтернативных планов.

4

Системность

Системность достигается тремя основными способами:

а) наличием единой экономической  цели и взаимодействием всех структурных  подразделений предприятия по горизонтальному  и вертикальному  уровням планирования.

б) все сопряженные  частичные планы структурных  единиц фирмы и сфер деятельности ( производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) должны составлять общий сводный план её социально – экономического развития.

в) включение в план всех факторов, которые могут иметь  значение для принятия решений.

5

Точность и детализация

  1. любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
  2. по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия.

6

Экономичность

1 расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемыми  от него выгодами.

2 вклад планирования  в эффективность определяется  улучшением качества принимаемых решений.

7

Оптимальность

1 на всех этапах  планирования обеспечивается выбор  наиболее эффективных вариантов  решений.

2 выражается в максимизации  прибыли и других результативных  показателей предприятия и минимизации  затратных, при прогнозируемых  ограничениях.

8

Связь уровней управления

Можно достичь способами:

  1. детализация планов « сверху-вниз»;
  2. увеличение планов «снизу- вверх»;
  3. частичное делегирование полномочий.

9

Участие

  1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.
  2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем у других.

10

Сочетание координации  и интеграции

Чем больше структурных  единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее и эффективнее  планировать в них одновременно и во взаимозависимости.


Кроме перечисленных принципов  в процессе планирования обычно учитываются  и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, эффективности, комплектности и другие.

Результатом процесса планирования является система планов.

План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Виды планов:

    • Стратегический план (составляется в основном на 5 лет);
    • Общефирменные планы. Составляются в продолжение стратегического плана и определяют главные задачи развития организации (основу этих планов составляет план развития);
    • Оперативные планы организации;
    • Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные» планы, или «планы прибыли», рассчитываются на 1 год, с помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
    • Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности;

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более  низких уровнях, общие цели организации, определённые в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности и называются задачами. Стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, так как ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий могут быть наступательные или оборонительные.  Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают  крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом, фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными  планами, которые нацелены на удержание  своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации включают в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции. Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес – плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Он включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути её развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.

 

1.3.Структура  бизнес-плана.

 

Объём работ по составлению бизнес – плана может изменяться в  достаточно широком диапазоне. Иногда бизнес-план требует менее объёмной  проработки, часть его разделов может  вообще отсутствовать, а иногда бизнес – план следует разработать в полном объёме, проведя для этого достаточно трудоёмкие и сложные маркетинговые исследования.

Структура и содержание бизнес –  плана строго не регламентированы. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово – экономической деятельности. Хотя бизнес – план не имеет строго регламентированного содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия:

    1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования;
    2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы.
    3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты.
    4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.

 

 

1.4. Порядок  разработки бизнес – плана.

 

Рассмотрим порядок  разработки бизнес – плана для  фирмы.

    1. Резюме.

Представляет собой  краткий обзор бизнес – плана.

Резюме должно включать следующую информацию:

  1. Наименование проекта;
  2. Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: наименование; организационно-правовая форма; форма собственности; среднесписочная численность; уставной фонд; оборот за последний год; точный почтовый адрес, телефон; банковские реквизиты; фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.
  3. Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;
  4. Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
  5. Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
  6. Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
  7. Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
  8. Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
  9. Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
  10. Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приопритетами;
  11. Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
  12. Если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
  13. Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
  14. Ключевые экономические показатели эффективности проекта;
  15. . Возможные риски и система страховок.

Информация о работе Разработка бизнес-плана предприятия