Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в понятие организации как основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной структуры управления предприятием ООО «Автолайн».
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ теоретических вопросов по организации, построению и совершенствованию организационной структуры;
2. Разработка и оценка организационной структуры управления предприятием ООО «Автолайн»;
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Автолайн».
Введение
1. Общее понимание организации
2. Понятие формальной и неформальной организации
3. Жизненный цикл организации и его этапы
4. Основные виды разделения управленческого труда в организации
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда организации. Ее внутренние переменные
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
6. Содержание понятий «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения
7. Назначение миссии, целей и задач организации
8. Юридическая и социальная ответственность организаций
9. Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на примере ООО «Автолайн»
9.1 Разработка и характеристика организационной структуры
ООО «Автолайн»
9.2 Методика совершенствования организационной структуры управления ООО «Автолайн»
Заключение
Список использованных источников
4. Основные виды разделения
управленческого труда в
Однa из пpoблeм мeнeджмeнтa - пoвышeниe peзyльтaтивнocти тpyдa yпpaвляющиx. Рeшaeтcя этa пpoблeмa пpeждe вceгo нa ocнoвe paздeлeния тpyдa мeнeджepoв, тo ecть cпeциaлизaции yпpaвлeнчecкиx paбoтникoв нa выпoлнeнии oпpeдeлeнныx видoв дeятeльнocти, paзгpaничeнии пoлнoмoчий, пpaв и oтвeтcтвeннocти.
Рaздeлeниe ocнoвывaeтcя нa фopмиpoвaнии гpyпп paбoтникoв yпpaвлeния, выпoлняющиx oдинaкoвыe фyнкции мeнeджмeнтa (плaниpoвaниe, opгaнизaция, мoтивaция, кoнтpoль). Сooтвeтcтвeннo, в aппapaтe yпpaвлeния пoявляютcя cпeциaлиcты, зaнимaющиecя cвoими кoнкpeтными вoпpocaми.
Стpyктypнoe paздeлeниe yпpaвлeнчecкoгo тpyдa иcxoдит
из тaкиx xapaктepиcтик yпpaвляeмoгo oбъeктa, кaк
opгaнизaциoннaя cтpyктypa, мacштaбы, cфepa дeятeльнocти,
oтpacлeвaя, тeppитopиaльнaя cпeцификa. В cилy paзнooбpaзия
фaктopoв, вoздeйcтвyющиx нa cтpyктypнoe paздeлeниe
тpyдa, oнo cпeцифичнo для кaждoй opгaнизaции.
Мoжнo выдeлить oбщиe чepты, кacaющиecя вepтикaльнoгo
и гopизoнтaльнoгo paздeлeния тpyдa мeнeджepoв.
Вepтикaльнoe paздeлeниe тpyдa пocтpoeнo нa выдeлeнии
тpex ypoвнeй yпpaвлeния - низoвoгo, cpeднeгo и выcшeгo.
К низoвoмy ypoвню yпpaвлeния oтнocятcя мeнeджepы, имeющиe в cвoeм пoдчинeнии paбoтникoв пpeимyщecтвeннo иcпoлнитeльcкoгo тpyдa. Они ocyщecтвляют yпpaвлeниe тaкими пepвичными пoдpaздeлeниями, кaк бpигaды, cмeны, yчacтки.
Сpeдний ypoвeнь (50-60% чиcлeннocти yпpaвлeнчecкoгo пepcoнaлa) включaeт мeнeджepoв, oтвeтcтвeнныx зa xoд пpoизвoдcтвeннoгo пpoцecca в пoдpaздeлeнияx. Сюдa вxoдят мeнeджepы штaбныx и фyнкциoнaльныx cлyжб aппapaтa yпpaвлeния фиpмы, ee филиaлoв, oтдeлeний, a тaкжe pyкoвoдcтвo вcпoмoгaтeльныx и oбcлyживaющиx пpoизвoдcтв, цeлeвыx пpoгpaмм и пpoeктoв.
Высший ypoвeнь (3-7%) - aдминиcтpaция пpeдпpиятия,
ocyщecтвляющaя oбщee cтpaтeгичecкoe pyкoвoдcтвo
opгaнизaциeй, ee фyнкциoнaльными и пpoизвoдcтвeннo-
Горизонтальное разделение труда - разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний и умений, тем более горизонтально сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций и охватывает: определенные работы; определенные взаимосвязи между отдельными видами работ. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда
организации. Ее внутренние
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Они, в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями [5].
Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди.
Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы. Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.
Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.
Структура организации - это логические
взаимоотношения уровней
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машины, сырье, инструменты) и работа с информацией.
Технология, четвертая важная переменная внутренней среды организации, имеет более широкое значение, чем обычное ее понимание как того, что связано с изобретениями и машинами. Л. Дейвис дает такое описание технологии: это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Задачи и технология тесно связаны между собой, поскольку выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Важно помнить, что и организация, и руководители, и сотрудники - это ничто иное, как группы людей, со своими интересами, запросами, переживаниями. Существует три основных аспекта человеческой переменной, которые рассматриваются в моделях управления:
· аспекты индивидуального
· Влияние среды на личность и поведение. Руководители должны совершенствовать свою способность направлять поведение рабочих таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.
· Лидерство - это средство (способ поведения), с помощью которого руководитель влияет на поведение других людей, заставляя их вести себя определенным образом. Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть и лидером.
В управленческой практике внутренние переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные. Влияние этих последующих изменений может значительно превосходить то, что изначально их вызвало.
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
Первой проблемой при
Одним из способов определения окружения
и облегчения учета его влияния
на организацию состоит в
Основные факторы в среде прямого воздействия: поставщики (материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила), законы (своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п.) и государственные органы (обеспечивают принудительное выполнение законов), потребители и конкуренты (от реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными) [5].
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся:
· Технология. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
· состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом.
· социокультурные факторы. Жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию, также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании.
· политические факторы - позиция администрации,
законодательных органов и
· взаимоотношения с местными управляющими
организациями. Организации должны
прилагать целенаправленные усилия
для поддержания хороших
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Организации,
подобно биологическим
6. Содержание понятий «структура»
Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других.
· Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель-то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
· Миссия
- это представление о
· Видение. Для описания цели организации важен такой аспект, как видение т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей.
· Технология - это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации.
· Финансы - все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности.
· Управление - процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
· Персонал - совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.