Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:39, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является разработка проекта системы KPI для коммерческой организации, действующей в области информационных технологий РГРКОМ.
Задачи исследования: Изучить теоретические аспекты KPI и их особенности для Российского бизнеса. Проанализировать виды KPI и систем ключевых показателей деятельности. Изучить существующие методики разработки систем KPI.
Систематизировать информацию о разработке системы KPI, методологии составления системы ключевых показателей деятельности, структуре и содержании. Выявить наиболее эффективный и подходящий способ формирования системы KPI при имеющихся условиях. Разработать проект системы ключевых показателей деятельности для организации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы ключевых показателей деятельности компании
1.1 Понятие KPI - ключевые показатели деятельности
1.2 Роль ключевых показателей работы в стратегическом управлении бизнесом
1.3 Структура и классификация KPI
1.4 Критерии определения ключевых показателей деятельности
Глава 2. Методология разработки ключевых показателей деятельности компании
2.1 Разработка системы KPI
2.1.1 Принципы разработки системы KPI
2.1.2 Виды систем, отличительные характеристики и особенности разработки
2.1.3 Анализ методов разработки KPI
2.2 Регламентирующие документы системы KPI
2.2.1 Матрица стратегий, Матрица стратегических целей, Матрица KPI
2.2.2 План разработки ключевых показателей деятельности
2.3 Мотивация и KPI
2.3.1 Применение системы KPI для мотивации персонала
2.3.2 Основные этапы разработки системы мотивации на базе KPI
Глава 3. Разработка проекта ключевых показателей деятельности для компании
3.1 Характеристика предприятия и анализ существующей стратегии
3.2 Определение стратегических целей компании
3.3 Определение критериев для выявления ключевых показателей деятельности
3.4 Формирование проекта по разработке ключевых показателей деятельность
3.4.1 Планирование работ над проектом
3.4.2 Выявление бизнес-процессов организации, разработка KPI
3.4.3 Разработка схемы стратегических целей и счетных карт
3.4.4 Декомпозиция работ
3.4.5 Разработка системы мониторинга работы структурных подразделений и системы мотивации на основе ключевых показателей эффективности - KPI
3.5 Внедрение KPI в Компании
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы ключевых показателей деятельности компании
1.1 Понятие KPI - ключевые показатели деятельности
1.2 Роль ключевых показателей работы в стратегическом управлении бизнесом
1.3 Структура и классификация KPI
1.4 Критерии определения ключевых показателей деятельности
Глава 2. Методология разработки ключевых показателей деятельности компании
2.1 Разработка системы KPI
2.1.1 Принципы разработки системы KPI
2.1.2 Виды систем, отличительные характеристики и особенности разработки
2.1.3 Анализ методов разработки KPI
2.2 Регламентирующие документы системы KPI
2.2.1 Матрица стратегий, Матрица стратегических целей, Матрица KPI
2.2.2 План разработки ключевых показателей деятельности
2.3 Мотивация и KPI
2.3.1 Применение системы KPI для мотивации персонала
2.3.2 Основные этапы разработки системы мотивации на базе KPI
Глава 3. Разработка проекта ключевых показателей деятельности для компании
3.1 Характеристика предприятия и анализ существующей стратегии
3.2 Определение стратегических целей компании
3.3 Определение критериев для выявления ключевых показателей деятельности
3.4 Формирование проекта по разработке ключевых показателей деятельность
3.4.1 Планирование работ над проектом
3.4.2 Выявление бизнес-процессов организации, разработка KPI
3.4.3 Разработка схемы стратегических целей и счетных карт
3.4.4 Декомпозиция работ
3.4.5 Разработка системы мониторинга работы структурных подразделений и системы мотивации на основе ключевых показателей эффективности - KPI
3.5 Внедрение KPI в Компании
Заключение
Список литературы
Актуальность темы
Финансовый кризис 2008 года продемонстрировал Российским руководителям, что интуитивное ведение бизнеса может быть пагубным для предприятия. В свете последних событий стратегическое планирование получает все большее распространение. Несколько лет назад в нашей стране вообще не существовало такого понятия как стратегическое планирование, планированием занимались только крупные предприятия и то, чаще всего, составление стратегического плана было формальным и недейственным. Сегодня разрабатывать системы стратегического управления стали даже мелкие компании, которые стремятся к эффективному управлению и развитию.
Овладение наукой стратегического планирования в сложившихся экономических условиях стало как никогда актуально. Новые условия требуют от руководителей бизнеса и нового подхода к управлению предприятием, и новых умений ставить и решать задачи.
В мировой практике существует множество методов и технологий управления организацией, значительное распространения получила системы ключевых показателей деятельности (KPI).
Данный метод основывается на стратегии компании и процессе выбора стратегических целей организации, их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей с помощью ключевых показателей деятельности. Ключевые показатели деятельности (KPI - Key Performance Indicators) - это система оценки, позволяющая организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей.
Система KPI служит, прежде всего, для оценки работодателями своих сотрудников, она позволяет проанализировать положение компании в целом и каждого отдельного работника в настоящий момент и понять, насколько сегодняшнее положение соответствует стратегическим целям компании.
Именно стратегическое управление готовит компанию к будущему, задает долгосрочное направление развития компании. Система KPI - это, своего рода, стандартизированная форма управления персоналом. Система KPI дает руководителю средства для достижения цели, повышая эффективность трудовых ресурсов организации.
В задачи системы KPI входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; определение параметров оценки персонала; выявление взаимосвязей сотрудников компании, мотивация персонала, формирование внутренней среды, благоприятствующей эффективной деятельности сотрудников.
Таким образом, система KPI – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.
Степень разработанности темы
Анализ литературных источников показал, что теоретически очень мало разработок в области формирования системы KPI. Данный метод пришел в России из стран Европы и Америки и носит преимущественно прикладной характер. Если в России система ключевых показателей деятельности применяется не более десяти лет, то зарубежные специалисты внедряют данную систему в организации уже несколько десятков лет. На сегодняшний момент разработчики пришли к выводу, что не может быть универсальной, четкой и однозначной структуры, однако некоторые пункты должны присутствовать в каждой системе KPI.
Большая часть разработок в исследуемой области принадлежит американцам и специалистам других европейских стран. В России последние годы консалтинговые компании также разрабатывают методики внедрения системы ключевых показателей деятельности, однако единой общепринятой формы для всей страны не существует.
Цель дипломной работы. Целью настоящей дипломной работы является разработка проекта системы KPI для коммерческой организации, действующей в области информационных технологий РГРКОМ.
Задачи исследования
Объект исследования
Объектом исследования в настоящей дипломной работе является РГРКОМ
Предмет исследования
Предметом исследования является процедура разработки системы KPI в организации.
Теоретическая и методологическая база исследования
Методологической основой дипломной работы является системный подход к формированию ключевых показателей деятельности.
Теоретической базой являются исследования отечественных и зарубежных ученых, бизнесменов, специалистов в области менеджмента, управления персоналом, финансового анализа, предпринимательского дела.
Структура работы
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В первой главе мы рассмотрели понятие ключевые показатели деятельности, определили роль KPI в стратегическом управлении компании, проанализировали виды систем KPI.
Во второй главе изложена методология разработки системы ключевых показателей деятельности.
В третьей главе – практическая часть исследования – разработка проекта системы ключевых показателей деятельности для телекоммуникационной компании РГРКОМ.
В последнее время российские компании в своей управленческой практике все чаще используют термин KPI.
KPI - это аббревиатура и расшифровывается как Key Performance Indicators. Для того чтобы понять смысл этого термина, переведем иностранные слова.
Key – ключ, ключевой.
Performance – работа, выполнение, свершение, поступок, спектакль, производительность, трюки.
Indicators – индикатор, указатель, счетчик, стрелка.
Таким образом, при соединении этих слов получается множество комбинаций, а соответственно, и смысловых оттенков. Этим объясняется неоднозначность интерпретации термина KPI: ключевые индикаторы деятельности, ключевые показатели успеха, ключевые параметры роста, ключевые показатели динамики. В практике российских компаний принято называть KPI – ключевыми показателями эффективности. Однако, если просмотреть несколько англо-русских словарей, вы вряд ли найдете хотя бы в одном из них обозначение слова «Performance» как «эффективность». Это позволяет утверждать, что термин «эффективность» в расшифровке аббревиатуры на русском языке применяется изначально не совсем корректно, ведь слова «эффективность» и «деятельность» принципиально отличаются по смыслу. Попробуем дать точное определение эффективности и истолковать значение этого термина. В толковом словаре Ожегова интерпретация этого слова отсутствует. Дается только толкование слова «эффективный» - дающий эффект; действенный; способ. Исходя из этого «Эффективность» – это уровень соответствия результатов действия либо деятельности поставленным задачам. В экономической теории эффективность – это одно из наиболее общих экономических понятий, отражающее соотношение затрат и результатов функционирования той или иной системы. В математической теории эффективность понимается как степень достижения цели. Таким образом, это позволяет усомниться в корректности использования понятия «ключевые показатели эффективности». Остановимся на термине «ключевые показатели деятельности».
Ключевые показатели деятельности (KPI - Key Performance Indicators) - это система оценки, позволяющая организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей.
Система KPI служит, прежде всего, для оценки работодателями своих сотрудников, она позволяет проанализировать положение компании в целом и каждого отдельного работника в настоящий момент и понять, насколько сегодняшнее положение соответствует стратегическим целям компании.
К сожалению, в практике российских компаний внедрение системы KPI не всегда дает ожидаемый результат. К ряду факторов, которые могут быть причиной неудачного применения KPI можно отнести структурные дефекты и ошибки в выборе показателей, а также организационные дефекты самих процессов разработки и внедрения.
Российская экономическая теория не объясняет содержание понятия KPI или «ключевые показатели». Обычно российские экономисты выделяют показатели отчетности, статистические критерии или нормативные требования. Одно из направлений теории управления персоналом включает в себя понятие «ключевые компетенции работников», что в некоторой степени приближено к понятию «ключевые показатели деятельности».
Основное отличие ключевых показателей деятельности и критериев, по которым принято в России оценивать результаты работы является ориентация системы KPI на стратегические цели организации и их достижение, в то время как российские критерии не соотносятся со стратегией компании, и оценивают преимущественно тактические задачи. Действенным инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет соотнести стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления является BSC (balanced scorecard) или Система сбалансированных показателей (ССП). Эта уникальная система – результат исследования Р. Каплана и Д. Нортона – позволяет интегрировать финансовые и нефинансовые показатели хозяйственной деятельности компании, тем самым, определив степень эффективности, сбалансированности целей и их причинно-следственную связь. Кроме того, ССП выявляет, какие причинно-следственные связи существуют между целями и ключевыми показателями и как это отражается на стратегической карте компании.
Основное противоречие, заложенное в организации процессов разработки и внедрения KPI, заключается в том, что стратегия компании, определение ее целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена компании, собственников бизнеса, в то время как реализовывать стратегию приходится сотрудникам на уровне структурных подразделений. Недостаточный обмен информацией между руководством компании и сотрудниками, обусловленный1, прежде всего, информационной перегруженностью управленческого звена, делает невозможным контроль за выполнением стратегических задач персоналом.
С другой стороны, отсутствие конкретных стратегических целей у персонала и отсутствие соответствующей системы мотивации приводят к тому, что исполнители не координируют свои действия с глобальными целями компании и не имеют возможности ориентироваться в стратегических установках. Итак, самым слабым звеном в реализации стратегии компании, которая, безусловно, не является самодостаточной, являются информационные каналы связи между руководством и персоналом компании. А если быть точнее, двух элементов этого взаимодействия, собственно говоря, и представляющих собой цикл управления – вертикали «руководство – персонал» и вертикали «персонал – руководство». Несовершенство этого информационного канала вызывает острую необходимость инструментария, который позволил бы наполнить процесс принятия решения адекватной и достаточной информацией. Это и позволяет обозначить систему ключевых показателей деятельности, равно и систему сбалансированных показателей, как новые инструменты управления, составляющие основу при принятии решений, базирующихся на оценке эффективности деятельности компании и направленные на достижение стратегических ее целей.
Информация о работе Разработка и внедрение ключевых показателей в компании