Разработка инновационной стратегии на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятия. При этом будут рассмотрены теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия, проведен анализ деятельности предприятия и даны рекомендации по совершенствованию его инновационной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия
раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
провести анализ инновационной стратегии развития предприятия
провести анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............................3
1.Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия…...........................................................................................................4
1.1 Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия...............................................................................................................4
1.2 Элементы системы инновационных механизмов................................................................................................................7
2.Разработка инновационной стратегии ОАО «Дизайн»...................................................................................................................15
2.1 Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия..............................................................................................................19
2.2 Анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации на ОАО «ДИЗАЙН»..........................................22

Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

ОАО ДИЗАЙН.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

 

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

                                          Филиал  «Угреша»

                                           Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

 ПО

Стратегическому менеджменту 

ТЕМА: Разработка инновационной стратегии на предприятии

Выполнила: студентка

                                 Группы М-09

            4курса 
Ф.И.О. Богатова Екатерина Александровна

Руководитель: Антонов Антон Валерьевич

                                                                                           Дата защиты: 

Оценка:_______________________________

 

 

                                                Дзержинский-2013г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….............................3

1.Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия…...........................................................................................................4

1.1 Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия...............................................................................................................4

1.2 Элементы системы инновационных механизмов................................................................................................................7

2.Разработка инновационной стратегии ОАО «Дизайн»...................................................................................................................15

2.1 Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия..............................................................................................................19

2.2 Анализ эффективности внедрения современных методов  разработки конструкторской документации на ОАО «ДИЗАЙН»..........................................22

 

Заключение................................................................................................................26

Список использованной литературы................................................................................................................27 
                                                                Введение

 

В исследованиях последних лет  значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытие. Когда новые изобретения находят применение в любой отрасли человеческой деятельности, они приводят к созданию нового продукта или новой технологии, то есть процессу производства продукта. Все это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение. Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, ибо развивает любопытство человека. Таким образом, нововведение и связана с ним инновация является объективным законом развития человечества.

Инновационная деятельность содержит в себе не только инновационный процесс  эволюционного превращения нового знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских качеств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, нового подхода к информационным, консалтинговым, социальных и других видов услуг. Именно в этом кроется важное научное и практическое значение исследующейся проблемы.

Предпосылкой успешной реализации товарной инновационной политики на предприятии является эффективное  управление технологическим развитием предприятия.

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятия. При этом будут рассмотрены теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия, проведен анализ деятельности предприятия и даны рекомендации по совершенствованию его инновационной политики.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия
  • раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
  • провести анализ инновационной стратегии развития предприятия
  • провести анализ эффективности внедрения современных методов  разработки конструкторской документации

 

 

1.Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия

Инновационный механизм как основа управления экономическим  развитием предприятия

 

Система механизмов, позволяющих реализовать  инновационную составляющую предпринимательской  деятельности представляются взаимосвязанными элементами инновационно-предпринимательской системы, которые могут быть названы инновационными механизмами предпринимательства. Есть очевидная необходимость глубокого научного исследования процессов функционирования этой системы. Поэтому возникает самостоятельная научная и экономическая проблема формирования системы механизмов, позволяющих активизировать инновационную деятельность предпринимателя, понимая эту деятельность расширительно, а не только как научно-технический и инновационный бизнес.

Инновационный механизм – это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствование ее проведению, поиску инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. Существует множество таких механизмов, выполняющих конкретные функции. Причем, это множество не является закрытым, и появление новых механизмов является закономерным событием. Названные механизмы должны формировать функциональное обеспечение предпринимательских структур в привязке к стадиям их жизненного цикла. Под функциональным обеспечением понимают инновационное, инвестиционное и финансовое обеспечение. Инновационное обеспечение должно способствовать зарождению и эффективному поиску нововведения. Должен быть в наличии соответствующий механизм, позволяющий ускорить процесс генерирования новшеств. Далее следует создать условия вложения средств (инвестирования) с целью коммерциализации новшеств, их внедрения в производство. Естественно, что решение задач создания инновационных решений и инвестирования невозможно осуществить без соответствующих источников финансирования. С другой стороны, не требует особых объяснений тот факт, что механизмы функционального обеспечения будут различными в зависимости от того, на какой стадии развития находится та или иная предпринимательская структура. Необходимо связать элементы функционального обеспечения со стадиями развития предпринимательских структур. Направления подобной увязки можно представить нижеследующей таблицей-матрицей (табл.1).

 

Характеристики

функционально-

го обеспечения

Этапы развития предпринимательской  структуры

Становление (1)

Развитие (2)

Зрелость (3)

Упадок (4)

Инновационная (1)

Поиск научно-технических инновационных  решений,

защита интеллектуальной собственности

Разработка и развитие научно-технических решений

Разработка псевдоинноваций-продуктов, инноваций

процессов, передача технологий

Поиск научно - технических решений  по замене устаревших процессов приобретение лицензий и патентов

Инвестиционная

(2)

Определение направлений начального вложений

средств, инвестиционные льготы

за создание новых рабочих мест и освоение приоритетных направлений  деятельности

Определение направлений производственного  инвестирования,

формирование

благоприятного

инвестиционного

климата

Долгосрочные инвестиции в участие в капитале других предприятий

Определение на-

правлений и вложение  пере-

ориентацию предпринимательской

деятельности

Финансовая (3)

Стартовое финан-

сирование, полу-

чение дотаций че-

рез инкубаторные

программы

Финансирование

на стадии освое-

ния и расшире-

ния охвата рынка,

формирование состава собственников, выход на финансовые рынки роста

Финансирование

развития производственных мощностей, доступ к

кредитным ресурсам

Финансирование

сворачивания ус-

таревшего произ-

водства, дотации»

субсидии




 

 

Таблица 1 – Характеристика взаимосвязи  элементов функционального обеспечения  и стадий развития предпринимательских  структур 

 

Данные механизмы «включаются», когда необходимо осуществить разработку и внедрение инновации или  в более общем виде – обеспечить эффективное протекание инновационных процессов.

Инновационные механизмы существуют на трех основных уровнях:

  • макроуровне,
  • региональном уровне,
  • уровне предприятия.

На макроуровне решаются три  основные задачи;

  1. формулируется государственная инновационная стратегия,
  2. создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом,
  3. реализуются государственные инновационные программы.

На региональном уровне присутствуют похожие задачи, но они привязываются  к особенностям определенных регионов. И макро - и региональный уровень создают условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Эти инновационные механизмы призваны обеспечить реализацию государственной и региональной инновационных стратегий на микроуровне, направить в русле инновационных приоритетов предпринимательскую инициативу.

Упомянутые механизмы должны действовать  в определенной последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью действия.

 

 

1.2 Элементы системы инновационных механизмов

 

Механизм организации ориентирован на формирование и реорганизацию  структур, осуществляющих инновационные  процессы. Такое формирование может  происходить в различных формах, основными из которых являются: создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение .

Создание – это формирование новых предприятий, структурных  подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются следующие: матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам внутренние венчуры.

Процессы создания новых инновационных  организаций особенно важны для  крупных предприятий. Эти предприятия имеют сложную систему управления инновациями, зачастую ориентируются на крупные проекты, реализация которых должна практически сразу (или за короткий период времени) обеспечить получение высоких доходов. Во многом по этой причине количество инноваций в данных структурах не велико, как на малых предприятиях. По нашему мнению, эффективность инновационной деятельности можно было бы значительно повысить, если создавать новые инновационные подразделения и структурные единицы, призванные создавать новые направления в деятельности крупных предприятий. Эти инновационные единицы могут создаваться на постоянной или временной основе.

Научно-технические подразделения  создаются на постоянной основе, они  не имеют самостоятельности и  их деятельность осуществляется за счет бюджета компании и целом. Эти подразделения могут быть децентрализованными и ориентированными на конкретные производственные единицы, либо – централизованными и подчиняться непосредственно руководству компании. Их особенность заключается в том, что они передают свои разработки в производство напрямую без установления внутренних рыночных механизмов.


Самостоятельные научно-технические  организации, напротив, имеют собственный  бюджет, и они продают свои разработки производственным подразделениям компании. Это повышает ответственность за результаты деятельности, их соответствие целям компании и требованиям рынка. Внутренние венчуры, как правило, занимаются непосредственным внедрением нововведений, ориентированным на новую рыночную нишу.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей крупной компании и малых инновационных фирм, основанных на создании долгосрочных договорных отношений, совокупность которых можно назвать рыночной инновационной интеграцией. В этом случае инновационные фирмы сохраняет свою самостоятельность, но попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании. Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование так называемой «веерной» организации инновационного

 

 

Рисунок 2. Веерная организация  инновационной деятельности компании

процесса (рис.1). Ее смысл заключается  в создании инновационного окружения  производственной компании, состоящего из фирм, в отношении которых совершено  поглощение (ИФП), а также рыночно  интегрированных фирм (РИФ)

 

 

        Такая организация окажется в наибольшей степени эффективной для произведенных компаний, имеющих наступательную стратегию инновационного развития. Она позволяет разработать и коммерциализировать новшества создать технологические разрывы, новшества, в ряде случаев недоступные компаниям-конкурентам в данный момент времени.

Выделение – организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных  инновационных компаний, ранее бывших частью целостных производственен  до образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, увлекающее на себя ее ресурсы.

Информация о работе Разработка инновационной стратегии на предприятии