Разработка инновационной стратегии на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятия. При этом будут рассмотрены теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия, проведен анализ деятельности предприятия и даны рекомендации по совершенствованию его инновационной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия
раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
провести анализ инновационной стратегии развития предприятия
провести анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............................3
1.Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия…...........................................................................................................4
1.1 Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия...............................................................................................................4
1.2 Элементы системы инновационных механизмов................................................................................................................7
2.Разработка инновационной стратегии ОАО «Дизайн»...................................................................................................................15
2.1 Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия..............................................................................................................19
2.2 Анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации на ОАО «ДИЗАЙН»..........................................22

Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

ОАО ДИЗАЙН.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Следующая группа инновационных механизмов – это механизмы разработки и  внедрения. В данную группу можно  включить: механизмы поиска инновационных решений, механизмы разработки и механизмы внедрения.

Механизмы поиска направлены на генерацию  новых идей, технических решений, создание новаций. Это необходимый  этап инновационного процесса, составляющий основу дальнейших процессов, связанных с созданием новаций, пригодных для внедрения.

Механизмы разработки связаны с  доведением идей до законченного технического решения, могущего быть новацией. Для  этого необходима соответствующая  концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве.

Механизмы финансирования и стимулирования определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и  повышение их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения их на себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.

Осуществляя инновационный процесс, особенно, если он основан на радикальных и стратегических инновациях, предприниматель производит затраты, но не имеет замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течение длительного времени. Большинство производственных процессов для своего бесперебойного осуществления требуют подпитки кредитными ресурсами в течение краткосрочного периода. Но обеспечением этого кредита является создаваемый или находящийся на складе продукт. То есть появляющиеся в хозяйственном обороте кредитные деньги имеют товарное покрытие. В инновационном процессе такого покрытия нет. В этом заключается основное различие кредитования производственного и инновационного процессов.

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения заемных средств  является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный (несколько десятков лет) срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.

Следующей формой привлечения финансовых ресурсов является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Имеется возможность произвести эмиссию (или дополнительную эмиссию) акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, что в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.

Для вновь образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не котируются на бирже. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования. Более детально процессы организации и роль внебиржевого рынка как инновационного механизма рассмотрены автором в других публикациях.

Стимулирование инновационной  деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень  выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.

Было бы логичным увязать размер снижения налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР. Снижение текущих налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат.

В качестве следующего элемента инновационного механизма предпринимательства можно назвать механизм технологического трансфера. Речь идет о передаче технологий, разработанных в государственном секторе, в предпринимательский сектор. Важность такого механизма связана с тем, что многие открытия и важные технические решения получены в государственных НИИ, но для их коммерциализации необходимо осуществление дополнительных затрат, причем, в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. У государства нет достаточных средств для финансирования стадий внедрения, поэтому было бы правильно предоставить предпринимательским структурам возможность использования в производстве таких разработок. Для организации трансфера представляется важным прежде всего определить принципы передачи технологий. Они должны быть следующими: возмездность, контролируемость направлений использования, дальнейшее научно-техническое развитие, отсутствие негативных последствий для оборонных и стратегических отраслей. Критериями отбора технологий для передачи в промышленность могут быть представлены двумя группами: критериями, характеризующими потребность производства и рыночными и критериями, связанными с возможностью передачи. Состав этих групп в более реальной разбивке представлен на рис.2.

В зависимости от характера передаваемых технологий могут быть использованы различные формы такой передачи.

Предлагается следующий комплекс таких форм:

  • продажа лицензий и патентов;
  • привлечение промышленных компаний к исследованиям в государственных НИИ с последующим предоставлением промышленной собственности;
  • создание государственно-частных компаний и консорциумов по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;
  • создание в промышленных компаниях научно-технических центров, работающих по комплексным исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых; создание в рамках государственных НИИ хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок в кооперации промышленными компаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Критерии отбора технологий для передачи

 

 

Важным вопросом передачи технологий является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Эта инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологиях, а, кроме того, содержать элементы биржевого (аукционного, тендерного) характера, позволяющие осуществлять торговлю технологиями, а в отдельных случаях способствовать их конкурсному распространению.

Управление разработкой и созданием  инновационного проекта развития предприятия

Следует отметить, что управление инновационным проектом (проект-менеджмент) отличается от управления предприятием, которое стабильно функционирует (общего менеджмента). При этом методы управления инновационным проектом развития предприятия соответствуют общим методам управления проектами.

Выживание организаций в современных  динамических условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменениям в окружении. Именно эти стратегические задания развязываются при проектировании и развитии какого-либо бизнеса или организации. Обобщение практики и теоретическое представление относительно подобных заданий инновационного превращения организаций в зарубежной литературе получили название инжиниринга. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными (консалтинговыми) фирмами.

Что касается инжиниринга инноваций, то это комплекс работ и услуг  по реализации инновационного проекта, который содержит в себе создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

 Необходимо также определить специфические особенности инжиниринга инноваций:

  • инжиниринг инноваций воплощается не столько в материальной форме продукта, сколько в его полезном эффекте;
  • выступая объектом инновационного рынка, инжиниринг должен иметь все необходимые коммерческие характеристики;
  • инжиниринг инноваций имеет дело с такими услугами, которые воспроизводятся.

Исследование инновационной деятельности было бы неполным без рассмотрения сущности реинжиниринга. Последний предусматривает фундаментальный пересмотр и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких улучшений таких решающих показателей деятельности, как стоимость, качество, сервис, темпы.

Составляющие инжиниринга инноваций:

  • Проведение предварительных исследований и выбор перспективного сегмента для новшеств
  • Определение задач, стоящих перед инновациями с учётом финансовых изменений
  • Технико-экономическое обоснование инновационного пректа
  • Определение объёма затрат для всех видов ресурсов и числа кадров для создания проекта
  • Разработка рекомендаций по созданию нового продукта или технологического процесса
  • Определение сроков выполнения работ по проекту
  • Определение экономической эффективности проекта в целом
  • Оформление проекта в виде документов

 

Радикальное перепроектирование не может  строиться на предположениях, оно  задевает коренные явления, а не поверхностные  изменения, оттого в его контексте  чаще предлагается новый способ выполнения работы, то есть изобретение, а не модификация. Существует мнение, что резкие (скачкообразные) улучшения, на порядок (по крайней мере в 10 раз) означают сокращение стоимостных или часовых расходов не менее чем на 90% .

Современная теория и практика инновационного менеджмента связывает реинжиниринг с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Ввиду этого различают кризисный  реинжиниринг и реинжиниринг развитию. Если сосредоточить большее внимание на кризисном реинжиниринга, то, безусловно он вызывается резким спадом объема продаж

продукта через уменьшение спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации.

К факторам успеха реинжиниринга принадлежат:

  • обоснована мотивация проекта и компетентное управление им;
  • эффективный проект-менеджмент, четкие роли и обязанности;
  • вразумительность (прозрачность) проекта;
  • приемлемый риск, ощутимые результаты;
  • сосредоточенность на приоритетных целях;
  • достаточное и своевременное финансирование проекта;
  • технологическая поддержка;
  • необходимое консультационное обеспечение;

При проведении реинжиниринга встречаются  такие типичные ошибки: попытка лишь улучшить процесс, вместо того, чтоб перепроектировать его; недостаточная концентрация в деловых процессах; недостаточное понимания его значения и низкий уровень корпоративной культуры; недостаточность ресурсов для реинжиниринга; неопределенность времени проведения реинжиниринга; низкая ответственность персонала за ход и качество программы реинжиниринга.

Реинжиниринг развития рассчитан  на внедрение инновации для перспективной  перестройки бизнес-процесса. Он предусматривает  переход от бизнес-процесса к бизнес-процессу-реинжинирингу. Последний представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом, сосредоточившись на всем процессе, ориентируясь на резкое изменение качества, используя эффективные технологи и ликвидировав причины, препятствующие процессу.

Таким образом, инновационный  характер реинжиниринга заключается  в том, что внедряется совсем новый  деловой процесс, а его реализация порождает следующие инноваций 3 другой стороны, реинжиниринг выступает  как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии, объектом которой является технология деловых процессов.

 

2. Разработка  инновационной стратегии ОАО  «Дизайн»

 

Открытое акционерное общество «Дизайн» является производителем корпусной мебели для оформления интерьера офисных помещений и квартир. Также предприятие предоставляет услуги по оформлению интерьеров. Предприятие имеет 10-летнюю историю успешного развития на рынках г. Москвы и ближайшего Подмосковья. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В 2013 году  планируется использовать для проектирования программу Altium Designer. Она функциональная и для нее требуются мало ресурсов. Altium Designer представляет собой систему сквозного автоматизированного проектирования.

Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели может проходить  в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:

  • разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели;
  • разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели;
  • внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.

Предприятие ОАО «Дизайн» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых моделей и конструкций мебели.

Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия приведены в табл.4

Информация о работе Разработка инновационной стратегии на предприятии