Разработка инновационной стратегии на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятия. При этом будут рассмотрены теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия, проведен анализ деятельности предприятия и даны рекомендации по совершенствованию его инновационной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия
раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
провести анализ инновационной стратегии развития предприятия
провести анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............................3
1.Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия…...........................................................................................................4
1.1 Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия...............................................................................................................4
1.2 Элементы системы инновационных механизмов................................................................................................................7
2.Разработка инновационной стратегии ОАО «Дизайн»...................................................................................................................15
2.1 Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия..............................................................................................................19
2.2 Анализ эффективности внедрения современных методов разработки конструкторской документации на ОАО «ДИЗАЙН»..........................................22

Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

ОАО ДИЗАЙН.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Наименование

Единицы измерения

Год

 

2011

2012

Товарная продукция  в сопоставимых ценах

тыс. руб.

42 260 000

50 160 000

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах

%

104,05

118, 69

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

9 200 000

9 920 000

Себестоимость произведенной  товарной продукции

тыс. руб.

38 680 000

41 160 000

Рентабельность реализованной  продукции

%

6,28

9,01

Прибыль балансовая

тыс. руб.

92 000

144 000

Затраты на инновации

тыс. руб.

1 008 000

2 056 000

Доход от использования  инноваций

тыс. руб.

20 226 400

6 71000,4




Таблица 4. – Основные технико-экономические  показатели

 

 

Как видно из данных Таблицы 4, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается на среднем уровне. Необходимо совершенствование производственных процессов. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 9% выглядит достаточно оптимистично.

Несмотря ни на что, рост общей суммы  инвестиций в новаторство не может  однозначно свидетельствовать о  росте рентабельности. Инновационная  политика предприятия не должна ориентироваться исключительно на расширение финансирования инноваций: оно должно также разумно и эффективно управлять процессами их разработки, обоснования и внедрения. Поэтому, здесь очень важно определить структуру этих инвестиций и их эффективность. Структура и данные для оценки эффективности инновационного процесса на предприятии ОАО «Дизайн» приведены в табл.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование

Ед. изм.

Срок выпол-нения

Объем внедрения

Сметная стоимость тыс. руб.

Эффективность, тыс. руб. (у. у. т) *

Доля в общих расходах на инновации,%

1

2

3

4

5

6

7

1. Создание, освоение  новых видов продукции и повышение  ее качества

   

2300

144 000

313 600

14,0%

в т. ч.

         

1.1. Набор мебели "Клавдия"

шт.

1 кв.

200

18 000

80 000

1.2. Набор мебели новой  модели

шт.

4 кв.

1000

18 000

60 000

2. Внедрение новой  технологии, механизации и автоматизации  труда

   

496 800

у. у. т

48,3%

в т. ч.

         

Продолжение табл.2.2

1

2

3

4

5

6

7

Автопогруз-чик ДВ-1792

шт.

1-2 кв.

1

35000

у. у. т.

 

3. Совершенствование  организации труда

   

8700

у. у. т

3,4%

в т. ч.

         

3.1

Обеспечить тепловой режим на участке раскроя поролона

1 кв.

1

4000

у. у. т.

4. Экономия материалов, сырья, топлива, энергии

     

88400

1048

34,4%

в т. ч.

         

4.1. Установка нового  котла меньшей мощности ДСЕ  2.5-14

Шт.

2-3 кв.

1

232 000

412

4.2. Обеспечение максимального  возврата конденсата

2-4 кв.

 

20 000

184

ИТОГО

1064900

455244

100%


 

Таблица 5. – Мероприятия плана  технического и организационного развития в 2012 году

 

 

*у. у. т. - улучшение условий  труда

Из табл.2.2. видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем  году будет направлена в большей  степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации  труда, а также на экономию материалов.

Логическим завершением анализа  управления инновационной деятельностью предприятия должна являться оценка эффективности инноваций. На основе анализа источников литературы, сделанном в разделе 1 можно прийти к выводу, что большинство показателей оценки эффективности инноваций заимствованы из оценки инвестиционных проектов. Однако, если сроки реализации инвестиционный проектов, как правило, превышают 1 год, то цикл внедрения инноваций некоторых процессов могут составлять 1-2 квартала. Поэтому для общей оценки эффективности инновационной деятельности рационально воспользоваться общей формулой рентабельности инноваций без учета дисконтирования IR :

IR = Д / К (2.1)

где Д – доход от инноваций;

К – размер инвестиций.

Таким образом, рентабельность инноваций в 2012 году составит:

IR2012 = 6 71000,4 / 2056000 = 0,032

Как видно из данного расчёта, доход  от инноваций составляет более 3% от общей прибыли предприятия. Это  соответствует средним показателям  для предприятий, использующих в  своей деятельности инновации, хотя, всё же, необходимость работать над повышением этого коэффициента есть.

2.1 Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия

 

Анализ организации коммерческой деятельности предприятия, проводимый в разделе 2 позволил выявить существенный недостаток – недостаточное внимание уделяется инновационному развитию маркетинга предприятия, что влечёт за собой серьёзное торможение темпов развития как самого предприятия в целом, так и его инновационной деятельности в частности. Маркетинговая служба на предприятии является всего лишь структурным элементом службы сбыта и не может вести спланированную самостоятельную деятельность. Поэтому маркетинговая деятельность находится в угнетённом состоянии, а реклама является скорее ситуативным явлением.

Конечно, реинжиниринг структуры  предприятия необходимо проводить комплексно, реформируя все его службы и подразделения по инновационному типу развития. Но в данном случае, для предприятия, занимающегося производством мебели, можно использовать менее масштабную реструктуризацию. Прежде всего, для устранения найденного недостатка необходимо внести некоторые изменения в организационную структуру предприятия, выделив из структуры службы сбыта отдел маркетинга. Для обеспечения инновационного пути развития предприятия отдел маркетинга будет иметь двойное значение: во-первых, посредством методов маркетинговых исследований, служба маркетинга будет поставлять в отдел проектирования инновационные идеи для новых моделей мебели; во-вторых, она будет проводником инновационного развития предприятия путём использования новшеств в маркетинговой деятельности.

В рыночных условиях экономическое  обоснование принимаемых решений  играет немаловажную роль. Нельзя полагаться лишь на субъективное мнение, необходимы расчеты, подтверждающие правильность управленческих решений. Чтобы предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво-прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ маркетинговой ситуации на рынке, служба маркетинга обеспечивает возможность:

  • быстро, качественно и профессионально реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и потребностей целевого для предприятия сегмента потребителей;
  • проводить маркетинговые исследования на рынке с целью выявления потребностей потребителей, а также наилучших путей их удовлетворения посредством предложения новых товаров;
  • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
  • определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
  • находить оптимальные пути решения маркетинговых проблем предприятия и получение достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Работа маркетинговой службы позволит предприятию более рационально  использовать свои средства, работать прибыльно, обеспечивать высокий уровень рентабельности и иметь высокий коэффициент инновационной активности.

Для предложенных структурных изменений  вполне достаточно привлечения одного работника – на должность маркетолога. Остальные работники отдела маркетинга будут привлечены из существующего отдела сбыта. Для успешной работы новой службы исходя из текущего материального обеспечения отдела сбыта, необходимо приобретение ещё одного персонального компьютера. Заработная плата и другие расходы, связанные с работой двух других работников из отдела сбыта не будут изменены и при расчёте затрат просто будут перенесены на отдел маркетинга. Амортизационные отчисления составят 11% от первоначальной стоимости ПЭВМ. Исходные данные для расчета экономической эффективности от привлечения специалиста представлены в таблице 6.

 

Показатели 

Затраты, руб.

1. Заработная плата  маркетолога

40000

2. Стоимость ПЭВМ

43200

3. Стоимость 1кв/час  электроэнергии 

2,64

4. Специализированная  литература, канцелярские товары

5000


Таблица 6. – Исходные данные для  расчета экономической эффективности  от выделения отдела маркетинга

 

Затраты на заработную плату включают также и отчисления в фонды  социального страхования и пенсионный фонд, составляющие в целом 31% от основной заработной платы работника. Расчёт будет произведен по формуле:

З = З осн * К1 * 12,

где Зосн – месячная заработная плата  экономиста, руб;

К1 – коэффициент, учитывающий отчисления и налог,

регламентируемые государством.

Затраты на выплату заработной платы в год составляют:

З = 40000 * 1,31 * 12 = 628800 руб.

Расходы на потребляемую электроэнергию рассчитаем по формуле:

Зэ/э = Сэ/э * Т * Р, (3.2)

где Сэ/э – стоимость электроэнергии;

Т – календарный фонд времени  работы ПЭВМ, час (берётся в размере 252 рабочих дней в году – за вычетом выходных и праздников);

Р – мощность ПЭВМ (0,3 кВт).

Календарный фонд времени составит:

Т = 252 дн. * 8 ч = 2016 часов

На профилактические работы отводится 252 часов

Т= 2016 – 252 = 1764 часов

Расходы на потребляемую электроэнергию составят:

Зэ/э = 2,64 * 2016 * 0,3 = 1596,67 руб.

Амортизационные отчисления составят 4752 руб. в год.

Таким образом, совокупные затраты  в год составят:

628800+ 1596,67 + 4752 + 43200 + 5000 =683348,67 руб.

Предположим, что доход от деятельности маркетинговой службы будет выражаться в увеличении объема реализации на 10%. Рассчитаем прирост прибыли, зная, что до внесения изменений в структуру коммерческого отдела она составляла 9000000 руб.:

9000000* 10 / 100% = 90000 руб.

Экономический эффект от привлечения маркетолога и выделения отдельной маркетинговой службы рассчитывается:

900000– 683348,67 =216651,33 руб.

Таким образом, эффект от привлечения  маркетолога и выделения службы маркетинга в отдельную структуру  превышает расходы и составляет почти 216651,33 руб.

 

2.2 Анализ эффективности внедрения современных методов  разработки конструкторской документации на ОАО «ДИЗАЙН»

 

Проектирование - процесс создания описаний нового или модернизируемого технического процесса (изделия, объекта), достаточных для изготовления или реализации этого процесса в заданных условиях.

 

 Проектирование представляет  собой разработку конструкторской  и технологической документации  в виде чертежей, пояснительных  записок, спецификаций, программ  для технологических автоматов и т.п. Процесс заключается в выполнении комплекса работ исследовательского, расчетного, конструкторского характера, имеющих целью преобразование исходного описания в окончательные описания. В 2013 году  планируется использовать для проектирования программу Altium Designer. Она функциональная и для нее требуются мало ресурсов. Altium Designer представляет собой систему сквозного автоматизированного проектирования. Принцип сквозного проектирования подразумевает передачу результатов одного этапа проектирования на следующий этап в единой проектной среде . При этом изменения, вносимые на любом этапе, отображаются во всех частях проекта. Такой принцип позволяет разработчику контролировать целостность проекта, отслеживать изменения и синхронизировать их.

Информация о работе Разработка инновационной стратегии на предприятии