Разработка кадровой стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ разработки кадровой стратегии организации в современных условиях, а также анализ существующей кадровой стратегии на примере туристической компании «Спутник-Бурятия». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена суть кадровой стратегии, и ее задачи;
- выявлены взаимосвязи кадровой стратегии и стратегии развития предприятия;
- изучены отдельные элементы кадровой стратегии организации;
- исследована кадровая стратегия туристической компании «Спутник-Бурятия»;

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 158.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «СПУТНИК-БУРЯТИИ»

 

3.1. Общая характеристика организации

 

Туристическая компания «Спутник-Бурятия» одна из успешно развивающихся туристических  компаний Республики Бурятии, основанная в 2000 году. Коллектив компании - молодая, энергичная команда, имеющая опыт работы в туризме. Юридический адрес компании «Спутник-Бурятия»: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Ленина 49а, офис 408.

Основной принцип работы - качество и ответственность. Слоган компании «Мы предлагаем Вам весь мир!» и это действительно так.

Виды деятельности и специализации.

ООО «Совет по туризму и  экскурсиям» реализует большое  количество туристских услуг. Организует отдых в ближнем и дальнем  зарубежье круглый год. Фирма  представляет один из летних отдыхов  на Украине. Базы отдыха на всех курортах Украины, расположены в основном на первой линии, т. е. прямо на берегу моря. Почти все пляжи защищены от морских волн и течения.

Фирма предлагает туры и  экскурсии:

- Болгария, Египет, Турция;

- Киев, Умань, Москва, Санкт-Петербург, Кишинёв, Одесса;

- Крым, Карпаты;

- Сахарна, Ципово, Старый Орхей;

- Монастыри Молдовы;

- Винные туры: Кожушна, Криково, М.Милешты;

- Водные путешествия по р.Днестр;

- пещера «Сюрпризная»;

- Экотур по реке Днестр на байдарках.

Фирма осуществляет экскурсии  и туры однодневные и многодневные по предварительным заявкам с  полным обеспечением туристического снаряжения.

Таблица 1 – SWOT анализ

Внутренние

Сильные стороны

 

  1. Хорошая мотивация персонала
  2. Высокая квалификация персонала
  3. Высокое качество обслуживания клиентов
  4. Налаженная работа с постоянными клиентами
  5. Сильный корпоративный дух

Слабые стороны

 

  1. Нет четкого плана карьерного роста сотрудников на каждой должности
  2. Не все члены коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку и опыт работы в сфере туристического бизнеса
  3. недостаточное обучение и развитие персонала, его стимулирование

Внешние

Возможности

 

  1. Возможен хороший карьерный рост
  2. Изменение общественного сознания к работе, по средствам самовыражение работников и в свободе принятия решений

Угрозы

 

  1. Текучесть кадров из-за недостаточного обучения и развития персонала

 

Как видно из SWOT анализа (Таблица 1) у фирмы достаточно много сильных сторон. Внутри организации действует сильный корпоративный дух, услуги туристической компании пользуется спросом, благодаря высокой квалификации персонала и качества обслуживания. Но такой фактор, как текучесть кадров является немаловажным при выборе дальнейшей  кадровой стратегии организации.

 

    1. Анализ кадровой стратегии организации

 

Персонал организации  состоит из 20 человек (Таблица 2) - профессионалов в туризме, имеющих большой опыт работы: генеральный директор, главный бухгалтер, менеджеры по внутреннему и выездному туризму, помощники менеджера по внутреннему и выездному туризму, гиды и переводчики.

Таблица 2 - Штатное расписание туристической компании «Спутник-Бурятия»

Наименование должности

Кол-во штатных единиц

1

Генеральный директор

1

2

Главный бухгалтер

1

3

Руководитель отдела по выездному  туризму

1

4

Руководитель отдела по внутреннему  туризму

1

5

Руководитель отдела по обработке  информации

1

6

Бухгалтер

1

7

Менеджер по внутреннему  и выездному туризму

2

8

Помощник менеджера по внутреннему и выездному туризму

2

9

Переводчик

2

10

Менеджер по продаже авиабилетов

1

11

Менеджер по внутреннему  туризму

2

12

Менеджер по деловому туризму

2

13

Менеджер по работе с клиентами

2

14

Менеджер работе с персоналом

1

15

Маркетолог

1

 

Итого

20


 

Рассмотрим организационную  структуру туристической компании «Спутник-Бурятия» (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Организационная структура туристической компании «Спутник-Бурятия»

 

Генеральный директор осуществляет руководство финансовой и хозяйственной  деятельностью организации.

Главный бухгалтер: производит начисления и выплату заработной платы; составляет отчет по финансовой деятельности; обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о  негативных явлениях в финансовой деятельности; мобилизует внутрипроизводственные резервы  и эффективно их использует.

Менеджер по внутреннему  и выездному туризму осуществляет анализ потребительского спроса и приемом  групп туристов.

Помощник менеджера по внутреннему и выездному туризму  предоставляет всю необходимую  информацию клиентам.

Менеджер по внутреннему  туризму осуществляет анализ потребительского спроса, а также прием и отправку групп туристов, предоставляет всю  необходимую информацию клиентам.

Руководители отделов  по внутреннему и выездному туризму  осуществляют функции, связанные с  деятельностью своих отделов.

Менеджер по деловому туризму  занимается организацией деловых встреч, выставок, ярмарок как внутри республики, так и за рубежом.

Руководитель отдела по обработке  информации управляет работой специалистов: маркетолога, менеджера по работе с  персоналом и менеджера по работе с клиентами. Сотрудники отдела по обработке  информации занимаются сбором и первичной  обработкой информации по туристическому рынку.

Проанализируем основные экономические и трудовые показатели туристической компании «Спутник-Бурятия» (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Система общеэкономических показателей в туристической компании «Спутник-Бурятии»

Наименование показателя

Ед. изм.

Динамика по годам

2007

2008

2009

Объем продаж

млн. руб.

12,3

18,6

19,2

Величина основных фондов

млн. руб.

7,45

8,15

8,23

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

70,3

72,5

71,4

Производительность труда, понимаемая как отношение прибыли  к численности персонала

млн. руб./чел

0,115

0,147

0,155

Прибыль

млн. руб.

1,84

2,8

3,1

Удельный вес фонда  потребления в  прибыли


%

37

43

40

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

чел.

16

19

20

- Руководители

чел.

4

5

5

- Специалисты

чел.

12

14

15

Текучесть кадров

чел.

1

1

1

Образовательный состав персонала:

чел.

     

- средне специальное

 

2

2

2

- незаконченное высшее

 

3

4

4

- высшее

 

11

13

14

Возрастной состав персонала:

чел.

     

- до 18 лет

 

1

1

1

- 18-25 лет

 

6

6

6

- 26-36 лет

 

4

7

8

- 37-50 лет

 

3

4

4

- свыше 50 лет

 

2

1

1

Средний возраст работающих

лет

31,75

31

31

Структура персонала по полу:

%

     

- женщин

 

56

53

50

- мужчин

 

44

47

50

Распределение персонала  по стажу:

чел.

     

- до 1 года

 

2

2

2

- 1-3 года

 

5

6

5

- 3-5 лет

 

6

7

8

- 5-10 лет

 

2

2

3

- более 10 лет

 

1

2

2

Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов)

%

     

- высшее образование

 

87,5

89,5

90

- среднее специальное

 

12,5

10,5

10

- практики

 

0

0

0


 

Трудовой потенциал организации  складывается из следующих характеристик: структуры персонала по категориям (руководители, специалисты, рабочие, служащие), образовательного состава (структуры  персонала по образованию), возрастного  состава, структуре по полу, структуре  по стажу, уровня профессиональной подготовки.

Рассмотрим значения этих характеристик для туристической компании «Спутник-Бурятия».

1. Структура персонала  по категориям

В состав персонала туристической компании «Спутник-Бурятия» входят только две категории: руководители и специалисты. В течение 2007-2009 гг. доля специалистов и руководителей не изменилась. На Рисунке 2, представлена динамика численности персонала по категориям.

Рисунок 2 - Динамика численности  персонала туристической компании «Спутник-Бурятия» по категориям

 

2. Образовательный состав

Основная часть кадрового  состава предприятия имеет высшее образование, при этом доля работников, имеющих высшее образование в  общей численности персонала  увеличилась за последние три  года на 1,25% (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Образовательный  состав туристической компании «Спутник-Бурятия» в 2009 г.

 

3. Структура по полу - в  структуре персонала организации  по полу за 2007-2009 гг. примерно одинаковое  распределение:

- в 2007 году - 56% женщин и 44% мужчин;

- в 2008 году - 53% женщин и 47% мужчин;

- в 2009 году - 50% женщин и 50% мужчин.

4. Возрастной состав

Возраст большей части  кадрового состава организации  находится в пределах 23-40 лет, т.е. персонал можно назвать молодым.

5. Распределение персонала  по стажу

Анализ персонала по стажу  показал, что основную долю занимают работники, проработавшие в организации 3-5 лет, при этом значение доли их в  течение 2007-2009 гг. увеличивается. Значительную долю также занимают работники с  небольшим опытом работы по специальности (1-3) года, хотя их доля снижается, так  как они переходят в категорию  работников со стажем работы 3-5 лет.

Таким образом, в туристической компании «Спутник-Бурятия» персонал состоит из примерно одинаковой численности работников руководящего звена и специалистов, одинакового числа мужчин и женщин. Персонал молодой, активный, большая часть из которого имеет достаточный опыт работы и уровень профессиональной подготовки в своей области.

За 2007-2009 гг. эффективность  деятельности организации по ряду показателей  улучшилась. За рассматриваемый период объем продаж возрос на 56%; величина основных фондов - на 10,5%; производительность труда - на 24,7%; прибыль увеличилась на 68,5%.

Средняя заработная плата  на одного работника в организации  увеличилась на 6%, при этом фонд заработной платы в целом по организации  в рассматриваемом периоде возрос на 32,3%. Разные темпы роста средней  заработной платы работников организации  и общего фонда заработной платы  говорит о неравномерном увеличении заработной платы отдельных категорий работников. Рост заработной платы руководителей превышает рост заработной платы специалистов.

Затраты на обучение персонала  возросли на 53%, на предоставление льгот - на 22,4%. Количество прогулов снизилось на 20%.

Системы управления персоналом в туристической компании «Спутник-Бурятия» недостаточно эффективна, т.к. при более детальном ее анализе выясняется, что в процессе управления персоналом организации происходит дублирование некоторых функций, соответственно, происходит напрасная трата рабочего времени и сил управляющих, а также недостаточное внимание другим функциям и сферам управления персоналом, таким, например, как обучение и развитие персонала, его стимулирование.

Процесс планирования количественной потребности в туристической компании «Спутник-Бурятия» выглядит следующим образом: на совещании у генерального директора руководители отделов компании (в том числе главный бухгалтер) определяют состав экспертной комиссии, в состав которой входят главные специалисты организации или руководящий персонал. Эксперты анализируют прогнозируемые показатели деятельности компании, которые предварительно готовят руководители отделов, высказывают собственное мнение о необходимости найма на работу новых работников. После чего генеральный директор, взвесив все возможные варианты, принимает окончательное решение о необходимости найма на работу дополнительного персонала. Если решение положительное, то начинается процесс подбора персонала, за организацию которого отвечают руководитель отдела обработки информации. Обратившиеся в организацию кандидаты на вакантную должность предварительно проходят анкетирование и собеседование со специалистами отделов или непосредственно с руководителем отдела, затем оцениваемый кандидат проходит решающее собеседование с генеральным директором.

Ставя перед собой основную задачу - улучшение качества обслуживания клиента, - туристическая компания признает тот факт, что выполнение этой задачи целиком и полностью зависит и осуществляется ее сотрудниками. Именно сотрудники ежедневно решают коммерческие, финансовые и управленческие вопросы, общаются с клиентами и поставщиками, государственными и общественными органами, внимательно следящими за деятельностью организации. Именно сотрудники ежедневно создают те самые ценности, которые обеспечивают благополучие организации, ее собственников и сотрудников, ее клиентов и партнеров.

Информация о работе Разработка кадровой стратегии предприятия