Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование специфики управленческих решений, процессов их разработки и реализации в условиях паники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы принятия и реализации управленческих решений в условиях стресса и паники;
- изучить суть паники и ее влияние на процесс ПРУР;
- рассмотрение формулировки проблем и решение;
- разработка собственных приемов разрешения проблемы;
- формирование общей методики разрешения проблем.
Введение…………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические основы принятия и реализации управленческих решений………….3
1.1. Суть паники и ее причины………………………………..…….............................................3
1.2. Организационная сторона паники: индивидуальная и коллективная паника…………….5
1.3. Качества человека, влияющие на появление стресса .................………………………….8
1.4. Влияние паники и стресса на процесс ПРУР……………………………………………..10
Глава 2. Формулировка проблемы и решение…………………………………………….…....12
2.1. Формирование проблемы…………………………………………………………….….....12
2.2. Разрешение проблемы с помощью существующих методов………………………….…13
2.3. Разработка собственных приемов разрешения проблемы………………………………..14
Глава 3. Формирование общей методики разрешения проблем................................................15
Заключение…………………………………………………………………….………………....16
Список использованной литературы…………………………………………………………....18
Напряженная или исключительная ситуация, вызывающая у человека страх, обычно приводит к буму мыслительной деятельности одних и к депрессии - других людей. Паника может носить индивидуальный или коллективный характер. Индивидуальная паника - это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Паника как первичное состояние стресса обычно носит кратковременный характер (от нескольких секунд до нескольких дней), а сам стресс может длиться довольно долго. Поэтому роль общества, руководителя или авторитетного человека, могущего помочь преодолеть индивидуальную панику, очень важна.
Среди параметров качеств человека имеются такие, которые способствуют увеличению времени паники и уменьшению его (табл. 1).
Таблица 1- Влияние качеств человека на продолжительность паники
Личностные качества человека |
Значение качества, способствующее увеличению времени паники |
Значение качества, способствующее уменьшению времени паники |
Воля Эмоции Темперамент Внушаемость Профессионализм Опыт Ответственность Здоровье Страх Характер внимания: Устойчивость объем распределенность переключение Рискованность Тип мышления Одержимость |
Значение качества, способствующее увеличению времени паники Слабая («я хочу») Неуравновешенные Холерики и меланхолики Сильное воздействие на психику внешних сил Низкий Малый Преимущественно технологическая Слабое Сильная отрицательная реакция на неприятную ситуацию Рассеянная Малое количество запечатленных объектов Малое количество запоминаемых разнотипных объектов Медленная скорость Оправданная Эвристический Безумная, бесноватая |
Сильная («так надо, я должен»)
Уравновешенные Сангвиники и флегматики Слабое воздействие на психику внешних сил Высокий Большой Преимущественно гуманитарная Крепкое Слабая отрицательная реакция на неприятную ситуацию Сконцентрированная Большое количество запечатленных объектов Большое количество запоминаемых разнотипных объектов Большая скорость Неоправданная Алгоритмический Целенаправленная |
Паническое
состояние формирует
Перемещение состояния работоспособности в сторону депрессии смещает и процесс мышления в область обработки галлюцинаций, ошибочной, непроверенной или неправильно понятой информации, а также ощущений.
Закрепление в сознании человека частых панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию, называемому панической атакой.
Паническая
атака также провоцируется
1.4. Влияние паники и стресса на процесс ПРУР
Влияние паники может рассматриваться на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценке последствий решения.
Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Подготовка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в подготовке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители недооценивают важность данного этапа, разрабатывая решения без должного обоснования, полагаясь на авось. В рамках этого этапа могут возникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К таким трудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемое специалистами падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента, массовое увольнение работников, передачу конфиденциальной информации конкуренту, обнаружение подслушивающих устройств в кабинете.
На втором этапе базой для паники может быть существенное несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до момента его реализации, тем больше возможность появления неожиданных ситуаций, вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременных процессов реализации решений существует риск неучета малых сигналов предстоящей опасности. Правильная оценка малых сигналов дает возможность своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Поэтому каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения.
На третьем этапе базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Например, дом, принятый комиссией к эксплуатации, оказался радиоактивным и непригодным для заселения; уволенный из компании работник передал важную конфиденциальную информацию конкуренту.
Зачастую
в управленческой среде возникает
ситуация, когда постоянно приходится
принимать ответственные
Иногда сотрудники вынуждены каждый день выслушивать жалобы недовольных клиентов и часто работать сверхурочно.
Описанные ситуации рано или поздно скажутся не только на здоровье руководящего состава и работников, но и на экономических показателях работы.
К основным факторам (причинам), вызывающим стресс, относятся факторы неопределенности, дискомфорта в общении и факторы перенапряжения. Рассмотрим их воздействие на сотрудников организации.
Неопределенность. Неопределенность – самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении одной задачи, ему подают другую. Как только он перестроится на вторую задачу, говорят, что нужно все-таки первую. В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.
Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллег и подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться – они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.
Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.
Глава 2. Формулировка проблемы и решение
2.1. Формирование проблемы
Ситуация: Компания «Consultant Ltd» предоставляет своим клиентам (физическим и юридическим лицам) услуги по анализу мирового валютного рынка Forex в режиме on-line, в том числе обеспечивает торговой системой «Dow Djones Trade Station», местами VIP. Компания заинтересована в активной и профессиональной торговле в дилинге брокеров (трейдеров), так как она получает комиссионные с каждого лота.
Трейдерам отводится очень мало времени на подготовку и реализацию решений. А с ростом числа трейдеров усиливается конкуренция. Это приводит к усилению напряженности внутри дилинга и возникновению стрессовых ситуаций, которые в свою очередь приводят к ошибочным решениям и крупным потерям как для трейдера, так и для компании. Поэтому одной из важных целей является снижение влияния панических настроений трейдеров на подготовку и реализацию решений. Были выявлены причины, оказывающие влияние на появление панических настроений:
Хорошими трейдерами признаются такие, которые придерживаются своего торгового плана при допустимых изменениях курсов валют. Ряд трейдеров меняют свой торговый план под влиянием эмоций, превращая «муху-реальность» в «слона-мечту». Мировая статистика показывает, что около 80% трейдеров терпят убытки, поэтому их подбор по личностным качествам очень важен. Для них самыми необходимыми качествами являются:
Набор управленческих решений диктуется перечнем причин, вызывающих панические настроения.
2.2. Разрешение
проблемы с помощью
Опыт работы в напряженных ситуациях дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и выбору правильной методики подготовки и реализации управленческих решений. В качестве возможных методов подготовки и принятия управленческих решений в условиях стресса и паники можно выделить следующие:
1. Моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника модели, так и у людей, за которых он ответственен. Отработка действий по преодолению состояния напряженности;
2. Создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
3. Формирование
неприкосновенных запасов
4. Страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
5. Отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:
- создание сбалансированного портфеля акций и запасов валюты;
- уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества, умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
- отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей, отработка действий по экстремальному графику работы (10- 14 часов ежедневно);
- отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;
- отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
2.3.
Разработка собственных
В качестве методов принятия управленческих решений в данном конфликте, я предлагаю следующее:
- Руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн;
- Создание (мобильной) телефонной консультационной системы для работников и менеджера группы для оказания быстрой помощи в сложных ситуациях;
- Формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. И если сотрудники по психологическим характеристикам совместимы, то они смогут достичь продуктивного сотрудничества и эффективной деятельность, а также в силу высокой сплоченности не будут возникать конфликты и стрессовые ситуации на рабочем месте.