Разработка системы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе современных направлений в управлении персоналом организаций разработать предложения по разработке и внедрению системы управления персоналом на предприятии.
Задачи:
- дать характеристику теоретическим и практическим подходам к построению системы управления персоналом в организации;
- проанализировать эффективность управления персоналом

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты к построению системы управления персоналом организации
1.1 Система управления персоналом на предприятии
1.2 Стратегия и принципы управления персоналом
1.3 Методы управления персоналом
1.4 Мотивация персонала. Разработка и внедрение системы мотивации на предприятии
Глава 2. Организация работы по управлению персоналом на предприятии. Проблемы кадрового менеджмента на предприятии
Глава 3. Особенности системы управления персоналом организации
3.1 Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
3.2 Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
3.3 Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом
3.4 Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами
3.5 Отличие человеческих ресурсов от управления персоналом
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент (2).doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Сущность управления персоналом заключается в том, что  работники, отвечающие требованиям  организации, рассматриваются как  стратегический ресурс, который необходимо привлечь, рационально разместить, мотивировать его деятельность, развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.

Должность руководителя службы управления персоналом (директора  по персоналу) относится к высшему  уровню управления организации. В управлении персоналом принимают участие все линейные руководители.

Система целей  для управления персоналом отвечает на вопрос: каковы конкретные потребности  работников, удовлетворение которых  они вправе требовать от администрации; какие цели по использованию персонала  ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Успех управления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.

Управление  персоналом преследует цели:

- помощь фирме  в достижении общих целей;

- эффективное  использование мастерства и возможностей работников;

- обеспечение  организации высококвалифицированными  и заинтересованными служащими;

- стремление  к наиболее полному удовлетворению  работников своей работой, к  их наиболее полному самовыражению,  что делает желанной работу  в данной организации.

В функциональном отношении под управлением персоналом организации подразумеваются следующие  важнейшие элементы:

· Формирование кадровой политики и определение общей стратегии обеспечения организации работниками;

· Планирование потребности в персонале с учетом существующего кадрового состава;

· Поиск, привлечение, отбор и оценка персонала;

· Оформление трудовых отношений;

· Ознакомление с рабочим местом и условиями труда;

· Содействие адаптации;

· Выбор (разработка) систем оплаты труда и социальных гарантий;

· Развитие персонала;

· Управление карьерой;

· Управление затратами на персонал;

· Выявление социальной напряженности в коллективе и ее снятие, развитие отношений с представителями работников;

· Работа по созданию безопасных и комфортных условий труда и соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Система управления персоналом включает в себя следующие  основные элементы:

► группу специалистов аппарата управления;

► комплекс технических  средств системы управления;

информационную  базу для управления персоналом;

► комплекс методов  и методик организации труда  и управления персоналом;

► правовую базу;

► совокупность программ управления информационными  процессами для персонала организации.

Управление  персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого необходимо способствовать обеспечению долгосрочного развития организации, в рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний и т.д.

 Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же задачи, вне зависимости от специфики деятельности:

Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, т.е. сотрудников.

Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение сотрудников.

В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей.

И в-четвертых, организация в той или иной мере вознаграждает своих сотрудников, т.е. компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.

Эти задачи актуальны  для любой организации, хотя их острота  и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, программы, которые в своем единстве будут представлять деятельность по управлению персоналом.

1.2 Стратегия  и принципы управления персоналом

 

Стратегия управления персоналом

Формирование  кадровой политики и стратегии управления персоналом организации включает в себя:

1. Разработка  профессиональных требований по  должностям.

2. Наем, отбор  и прием персонала. 

3. Мотивация,  оплата, стимулирование труда. 

4. Профессиональная  ориентация, адаптация и использование  персонала включая его освобождения.

5. Подбор, расстановка  и служебно-профессиональное продвижение  персонала. 6. Обеспечение безопасности  персонала.

7. Деловая оценка  персонала, его аттестация.

8. Совершенствование  управления персоналом организации,  а также анализ исследования рынка труда.

Принципы  управления персоналом. Следует различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.

Принцип управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Принципы  построения системы в управлении персоналом - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты при формировании системы управления персоналом.

Существует 2 группы принципов построения системы  управления персоналом: 1. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом:

· Принцип обусловленности функций управления персоналом целям предприятия.

· принцип первичности функции управления персоналом. 3. принцип экономичности.

· принцип потенциальных имитаций.

· принцип прогрессивности.

· принцип комплексности.

· принцип оперативности.

· принцип оптимальности.

2. Принципы, характеризующие  направление развития системы управления персоналом.

· Принцип преемственности.

· принцип непрерывности.

· принцип ритмичности.

· Принцип прямоточности.

 

1.3 Методы  управления персоналом

 

Управление  персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников.

Методы  управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:

· методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;

·  методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;

·  методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

· методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

Можно выделить следующий набор методов управления персоналом:

1. административные методы

2. экономические методы

3. социально-психологические методы

Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета.

Методы управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить  их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. Выделяются методы:

- найма, отбора  и приема персонала; 

- деловой оценки, профориентации и трудовой адаптации  персонала; 

- мотивации  трудовой деятельности;

- организации  системы обучения;

- управления конфликтами и стрессами;

- управления  безопасностью; 

- организации  труда; 

- управления  деловой карьерой и служебно-профессиональным  продвижением;  - высвобождения персонала.

Точно установить силу и конечный эффект воздействия  указанных методов довольно трудно. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управленияопределяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

1.  Хозяйственный расчет, является методом, стимулирующим персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).

2. Материальное стимулирование, осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективными договорами.

3. Ценные бумаги, как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, не денежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия:

1. Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

2. Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания. Дисциплина — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

4. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения, действия или без действия, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

 

5. Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Информация о работе Разработка системы управления персоналом на предприятии