Разработка стратегического плана фирмы на примере ООО «НЕБО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа и выяснение сущности и содержания стратегического управления компанией в его современном понимании.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам стратегического менеджмента и общим принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат обзор и анализ стратегического управления как фактора существования предприятия в условиях современной рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Люшина.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

 

Факультет управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Стратегический менеджмент

 

Тема:  Разработка стратегического плана фирмы на примере ООО «НЕБО»

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сейчас ни у кого уже  не вызывает сомнения, что грамотное  и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Стратегия управления современной  фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Хорошо продуманное  стратегическое видение готовит  компанию к будущему, устанавливает  досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.

Разработка стратегии  является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов1.

Особое внимание в данной работе уделено стратегическому  планированию - одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию как между собой так, и с иностранными корпорациями.

Целью данной работы является проведение анализа и выяснение  сущности и содержания стратегического  управления компанией в его современном понимании.

Первая глава работы посвящена теоретическим основам  стратегического менеджмента и общим принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат обзор и анализ стратегического управления как фактора существования предприятия в условиях современной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

Сущность  стратегического менеджмента

Понятие управленческой парадигмы

 

Парадигмой можно назвать субъективно  – ценностные образования, которые функционируют и ретранслируются через социальные группы или научные сообщества.

Парадигма – это теория, принимаемая  группой учёных в качестве руководства к действию, инструмента, средства решения проблем.

Парадигма – есть социально признанная и одобренная теория. Основные положения  закрытой (рационалистической) и открытой (гуманистической) научных парадигм были сформулированы к 60-м годам прошлого века, кратко они выражаются следующими суждениями:

Рациональный подход (классическая теория управления) трактует механизмы  организационного развития, опираясь на предпосылку «рациональности» деятельности менеджеров, разрабатывающих и реализующих  социальные проекты реконструкции организации. Возникающие при этом сбои и дисфункции объясняются либо сбоями дефектного проекта, либо ошибками, допущенными в ходе его реализации. Даже обычное общение между людьми содержит элементы влияния и подчинения, основанные на формальном авторитете. Все распоряжения выполняются автоматически. Психологической компенсацией личности служит гарантия безопасности, реализующаяся в бюрократической системе через ограничение ответственности.

Гуманистический подход (апеллирующий к традициям функционализма) – избегает абсолютизации рациональной компоненты и пытается понять логику организационного развития исходя из представлений об организациях как о квазиприродных самоорганизующихся системах развивающихся по объективным законам. Уточнив роли несоциальных факторов, гуманистический подход пришёл к доказательству решающего воздействия на повышение производительности труда именно социальных факторов. Итог – традиционным объектом гуманистического подхода является малая группа как элемент неформальной системы организации, источником эффективности выступают неформальные механизмы регулирования социальных связей, резерв производительности видится в саморазвитии индивида, сложный труд рассматривается как дополнительный мотиватор, а основное внимание уделяется развитию потребностей.

 

Определение стратегического менеджмента

Существует множество  определений стратегии, но их можно  свести к одному – это установленная  на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих её позиции на рынке и повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

А.Г. Поршнев и З.П. Румянцева определяют стратегию организации как генеральный план действий, определяющий авторитеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Стратегия присуща любой системе  управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от её типа – портфельная или корпоративная, конкурентная или бизнес-стратегия, функциональная. Выделяют соответственно и три уровня стратегических решений:

  • Корпоративные (портфельные) решения касаются длительности предприятия в целом. Цель их стратегии – выбор подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа, диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии, изменения организационной структуры корпорации, выработку единой стратегической ориентации подразделений.
  • Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Их цель – обеспечить бизнес план, показать конкуренцию предприятия на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция.
  • Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производств, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель – рациональное распределение ресурсов отдела и поиск эффективного поведения в рамках заданной функции.

Управленческий стиль  и степень эффективности высшего  звена руководства могут оказать  существенное влияние на процесс  формирования стратегий в организациях. Именно осознание руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы в условиях перенасыщенного рынка, опираясь только на традиционную политику, является исходным пунктом формирования стратегии предприятия.

Итогом разработки стратегии организации  является предварительный проект развития на перспективу. После того как компания определит, каким образом формировать стратегию, можно эффективно следовать путём стратегического менеджмента.

Так что же такое стратегический менеджмент и чем он отличается от других видов менеджмента?

Thompson утверждает, что область которой адресован стратегический менеджмент, это «управленческие процессы и решения определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий:

  • Управленческий процесс
  • Управленческие решения
  • Временной масштаб
  • Структура организации
  • Деятельность организации

Johnson и Scholes выделяют три основных элемента стратегического менеджмента:

  • Стратегический анализ
  • Стратегический выбор
  • Реализация стратегии

David определяет стратегический менеджмент как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрёстно – функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учёт, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успехов организации, то есть это набор управленческих решений и действий, определяющих её долгосрочное функционирование.

Wheeleh и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегий (стратегическое или долгосрочное планирование), реализацию стратегии, её оценку и контроль. Делают особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.

Итак, стратегическое управление – это скорее философия или  идеология бизнеса и менеджмента, реализующаяся отдельным менеджером в значительной мере по-своему. В целом, стратегический менеджмент это симбиоз науки, интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям. Это высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, обновление организации и её продукции, реализацию текущих планов и активное включение всех работников в реализацию задач организации и поиск наилучших путей достижения её целей.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что этот тип управления, как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях и решениях любых задач и в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего. Стратегический менеджмент требует огромных усилий и затрат времени и ресурсов, усиливает негативные последствия ошибок (особенно трагичны последствия безальтернативных путей функционирования организации). Стратегическое управление зачастую делает основной упор на стратегическое планирование, на самом же деле важнейшей составляющей является реализация стратегического плана.

 

Стратегическое  планирование – основа стратегического  менеджмента

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством компаний, ведущих к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.

Стратегическое планирование – это инструмент, помогающий в  принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Американский учёный П. Лорант считает, что в рамках процесса стратегического планирования существует четыре вида:

  • Распределение ресурсов. Это фонды, дефицитные управленческие таланты и управленческий опыт.
  • Адаптация к внешней среде. Это действия стратегического характера, улучшающие отношения компании с её окружением, так как компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям, то есть создание новых благоприятных условий посредством разработки более совершенных производственных систем путём взаимодействия с правительством и обществом в целом.
  • Внутренняя координация. Это координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
  • Осознание организационных стратегий. Осуществление систематического мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Учась на прошлом опыте персонал фирмы, повышает свой профессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своей организации.

Общей модели стратегического  планирования быть не может, так как  природа организации очень разнообразна. Но наиболее общие существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия, можно представить так:

Стратегический план должен разрабатываться с точки  зрения интересов перспектив всей корпорации, а не конкретного вида. Должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Для эффективной конкуренции в сегодняшнем мире бизнеса, фирма постоянно должна заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Информация о работе Разработка стратегического плана фирмы на примере ООО «НЕБО»