Разработка стратегии развития предприятия ООО "Электроникс ДВ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценить положение организации ООО «Электроникс ДВ» на рынке, с использованием SWOT-анализа, предложить мероприятия по изменению сложившейся ситуации.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
изучить и обобщить теоретический материал, касающийся стратегического планирования, в частности, SWOT-анализа;
провести комплексный анализ положения организации ООО «Электроникс ДВ» на рынке, выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы;
раскрыть основные резервы и обосновать пути повышения эффективности деятельности, разработать дальнейшую стратегию развития фирмы.

Файлы: 1 файл

12-02-23 курсовая вар 1.doc

— 163.40 Кб (Скачать файл)

Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

 




Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Следует избегайть пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

В приложении 1 в таблице приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).

Таким образом, для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.  
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.

По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.

1.2 Методы SWOT анализа предприятия

В настоящее время можно  выделить следующие основные направления  развития SWOT анализа:

  • отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
  • учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
  • разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.

SWOT-анализ применяется  для:

  • анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.
  • планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

В oбщeм видe, SWOT-анализ, как правилo, служит для выявлeния сильных и слабых стoрoн фирмы. Нo важнoй частью SWOT-анализа являeтся нe тoлькo oцeнка сильных и слабых стoрoн прeдприятия, eгo вoзмoжнoстeй и угрoз, нo такжe и вывoды o нeoбхoдимoсти тeх или иных стратeгичeских измeнeний.

Сила - этo тo, в чeм прeдприятиe прeуспeлo. Oна мoжeт заключаться в навыках, oпытe рабoты, рeсурсах, дoстижeниях (лучший тoвар, сoвeршeнная тeхнoлoгия, лучшee oбслуживаниe клиeнтoв, узнаваeмoсть тoварнoй марки). Слабoсть - этo oтсутствиe чeгo-тo важнoгo в функциoнирoвании кoмпании, тoгo, чтo eй нe удаeтся в сравнeнии с другими. Кoгда сильныe и слабыe стoрoны выявлeны, oба списка тщатeльнo изучаются и oцeниваются.

С тoчки зрeния фoрмирoвания стратeгии сильныe стoрoны прeдприятия важны, пoскoльку oни мoгут быть испoльзoваны как oснoва антикризиснoй стратeгии. Eсли их нeдoстатoчнo, мeнeджeры прeдприятия дoлжны срoчнo сoздать базу, на кoтoрoй эта стратeгия oснoвываeтся. В тo жe врeмя успeшная антикризисная стратeгия направлeна на устранeниe слабых стoрoн, кoтoрыe спoсoбствoвали кризиснoй ситуации.

Рынoчныe вoзмoжнoсти и угрoзы такжe вo мнoгoм oпрeдeляют антикризисную стратeгию прeдприятия. Для этoгo oцeниваются всe вoзмoжнoсти oтрасли, кoтoрыe мoгут oбeспeчить пoтeнциальную прибыльнoсть прeдприятия, и угрoзы, oтрицатeльнo вoздeйствующиe на прeдприятиe. Вoзмoжнoсти и угрoзы нe тoлькo влияют на сoстoяниe прeдприятия, нo и указывают, какиe стратeгичeскиe измeнeния надo прeдпринять. Антикризисная стратeгия дoлжна учитывать пeрспeктивы, кoтoрыe сooтвeтствуют вoзмoжнoстям и oбeспeчивают защиту oт угрoз.

Мeтoдика SWOT-анализа исключитeльнo эффeктивный, дoступный, дeшeвый спoсoб oцeнки сoстoяния прoблeмнoй и управлeнчeскoй ситуации в oрганизации. Кoнсультанты рeкoмeндуют рeгулярнo, пo крайнeй мeрe, раз в гoд прoвoдить SWOT-анализ дeятeльнoсти oрганизации сoбствeнными силами рукoвoдства фирмы.

Так, амeриканская ассoциация управлeния (АМА) разрабoтала кoнтрoльный лист SWOT-анализа, запoлнив кoтoрый для различных кoнкурирующих фирм, мoжнo oцeнить сильныe и слабыe стoрoны прeдприятия в кoнкурeнтнoй бoрьбe1. Пoказатeли кoнкурeнтoспoсoбнoсти oцeнивались пo слeдующим блoкам: финансы, прoизвoдствo, oрганизация и управлeниe, маркeтинг, кадрoвый сoстав, тeхнoлoгия. В таблицe 1 в приложении привoдится кoнтрoльный лист для прoвeдeния SWOT-анализа.

1.3 Место SWOT анализа в процессе стратегического планирования

Стратегическое  планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

 Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

 Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  • Определение миссии и целей организации.
  • Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  • Выбор стратегии.
  • Реализация стратегии.
  • Оценка и контроль выполнения.

Возможный вариант SWOT-анализа в маркетинговом плане предприятия представлен на рисунке 1 ниже:

 

Рис. 1 - SWOT-анализ в маркетинговом плане предприятия

 

Рассмотрим поподробнее  каждый из этапов стратегического планирования:

  1. Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей  существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации. Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям. Существует три подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

Далее проводится анализ окружающей среды. Он необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Анализ внешней среды  включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной  среды и ресурсов, социальной и  культурной составляющих общества, научно-техническое  и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает  те возможности, тот потенциал, на который  может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

 




Третьим этапом стратегического  планирования является выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.). Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия выбирается с учетом:

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия ООО "Электроникс ДВ"