Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа
Управление в условиях рынка получило название менеджмент.
Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства, получение оптимальных результатов с наименьшими затратами, на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Российский менеджмент — это
комплексная инновационная
Менеджмент представляет собой
сложное социально-
Менеджмент характеризуется
Основой современного менеджмента
являются человеческие ресурсы и
предпринимательская
Наиболее характерны для инновационной управленческой мысли четыре новые тенденции:
1) интернационализация менеджмента, осмысление новых реалий, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций и международных систем информации;
2) рост международной конкуренции, ведущей к выживанию наиболее эффективных корпораций;
3) ориентация на такие ценности, как социальная и экономическая эффективность, реализация потенциала работника и системы, растущая готовность к нововведениям;
4) сочетание различных типов систем управления — как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе в зависимости от принятой организационной культуры и человеческих отношений.
Менеджмент формирует кадры, устанавливает
систему отношений между
Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностированием ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную.
Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-технического прогресса в производительную силу, а с другой — в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.
Глава 3.Достоинства и недостатки современной российской системы подготовки кадров
В настоящее время наука "Управление персоналом" (работа с людьми и с коллективами) активно формируется на стыке: теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, статистики, прикладной этики; экономики производства, труда и управления; трудового права, политологии и ряда других научных направлений. Наука и практика управления персоналом крепко встали на ноги и заявили о себе как самостоятельном направлении.
В России практическая работа в этом направлении началась с 1993 г., когда Правительство РФ приняло Постановление от 04.11.1993 N 1137 "Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики", в котором были поставлены две основные задачи: во-первых, создать в организациях вместо разрозненных служб, состоящих из ОТиЗов, ОК, отделов подготовки кадров и др., единую службу управления персоналом (СУП); во-вторых, приступить к подготовке специалистов по управлению персоналом.
Неформальное сообщество ученых и практиков, проводящих исследования в России и реализующих достижения науки об управлении персоналом, сложилось еще ранее. Имеются по крайней мере три известные в стране научные школы: ГУУ, РАГС при Президенте РФ, РЭА им Г. В. Плеханова. Их деятельность привела к созданию энциклопедии управления персоналом, позволяющей всем ученым и специалистам говорить на одном и понятном для всех языке.
Как вид управленческой деятельности управление персоналом признано и востребовано работодателями. Об этом свидетельствует то, что специалисты по управлению персоналом на протяжении ряда лет входят в первую десятку самых востребованных на рынке труда, а их заработная плата, несмотря на кризис, постоянно растет: 2008 г. - от 18,0 до 50,0 тыс. руб., 2009 г. - от 20,0 до 80,0 тыс. руб.
За последние 20 лет в России создана необходимая инфраструктура для подготовки специалистов по управлению персоналом. Подготовку специалистов по управлению персоналом в настоящее время ведут более 150 вузов (контингент обучающихся - 50 000 студентов). Уже выпущено около 15 000 таких специалистов. Потребность же в них уже сегодня оценивается в пределах не менее 500 тыс. человек. Первой в России кафедре управления персоналом, организованной в ГУУ, в этом году исполнилось 20 лет, в РЭА им. Г. В. Плеханова - 18, сейчас таких кафедр уже более 130.
Кроме того, за рассматриваемый период в России начали издаваться профессиональные журналы, научная, учебная и методическая литература, готовятся специалисты высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, сформированы научные школы.
Единое учебно-методическое руководство в этой области осуществляет секция управления персоналом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента, в которую входят представители более 100 вузов: проректоры, деканы, заведующие кафедрами управления персоналом.
Учебный процесс подготовки специалистов по управлению персоналом полностью обеспечен учебно-методической литературой. Так, в ГУУ разработан комплект учебников, учебных пособий и методических разработок по циклу специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности "Управление персоналом", который был удостоен премии Правительства РФ в области образования 2006 г. Не меньше учебной литературы издано также представителями научных школ РАГС при Президенте РФ и РЭА им. Г. В. Плеханова.
В 2002 г. в России создана
ассоциация - Национальный союз кадровиков,
являющаяся членом Европейской
ассоциации по управлению
Но, несмотря на проделанную работу,
в настоящее время только в 10 -
11% организаций службы управления персоналом
соответствуют современным
Одним из уроков начавшегося в 2008 г.
кризиса было то, что службы управления
персоналом оказались не готовы к
работе в этих условиях. Кризисные
планы были заготовлены лишь у
небольшого числа организаций, и
они в основном предусматривали
сокращение персонала примерно на 30%.
Подавляющее число
Управленческие знания и специфические компетенции
В связи с вышеизложенным рядом
ведущих вузов и объединений
работодателей были разработаны
и Государственным
Указанные проекты были рассмотрены Советом Минобрнауки по ФГОС и были отклонены без указания причин. При этом следует сказать, что ни одного специалиста по управлению персоналом в этом Совете не представлено.
Руководство Минобрнауки России согласилось с данным решением и проинформировало о своем намерении ввести соответствующий профиль подготовки по направлениям "Менеджмент" и "Государственное и муниципальное управление" для обучения кадров в области управления персоналом.
В этой связи следует заметить,
что перечень компетенций, формируемых
дисциплинами ФГОС "Менеджмент" и
"Государственное и
При этом не учитывается, что направление
"Управление персоналом" имеет
собственные профили
- государственных,
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- служб занятости;
- кадровых агентств;
- консалтинговых организаций и т. п.
Кроме того, управление персоналом является
самостоятельным видом
Учитывая изложенное, обеспечить в
полном объеме приобретение молодыми
специалистами требуемых
В этой связи отсутствие самостоятельного направления подготовки высшего профессионального образования "Управление персоналом" может привести:
- к разрушению уже сложившейся
системы подготовки
- к необходимости выделения
дополнительных средств (в т.
ч. из федерального бюджета)
на профессиональную
- к увеличению периода
- к исключению возможности
- к снижению
Кроме того, прекращение целенаправленной подготовки специалистов в области управления персоналом создает риск снижения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, а также результативности трудовой деятельности их работников, что особенно важно в условиях построения "новой" экономики.
Из-за дефицита средств, направляемых
на обучение кадров в рамках государственных
и муниципальных заказов, указанные
риски проявятся, в первую очередь,
в государственных и
При этом следует отметить, что
актуальность кадрового обеспечения
подразделений, обеспечивающих управление
персоналом на государственной и
муниципальной службе, в реальном
секторе экономики постоянно
возрастает, в т. ч. в связи с
проведением по поручению Президента
РФ работы с кадровым резервом, а
также реализацией
Учитывая вышесказанное, "втиснуть"
подготовку специалистов по управлению
персоналом в рамки направления
"Менеджмент" (даже если слово "менеджмент"
используется как синоним слова
"управление") или направления
"Государственное и