Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:54, реферат
Целью изучения дисциплины «Разработка управленческих решений» является овладение студентами методами принятия управленческих решений, основанных на современной теории разработки решений.
Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач.
1. Изучение теоретических основ разработки управленческих решений.
2. Анализ механизмов решения основных классов управленческих задач.
3. Изучение современных методов поиска эффективных решений.
Введение
5
Раздел I. Теоретические основы разработки управленческих
решений
1. Решения как предмет научного исследования
1.1. Решения в организациях
8
1.2. Типология управленческих задач
13
1.3. Типология управленческих решений
14
2. Характеристики лица, принимающего решения (ЛПР)
2.1. Основные черты ЛПР
25
2.2. Система ролей менеджера
28
2.3. Менеджер как ЛПР
29
2.4. Деятельность менеджера и свобода действий
31
3. Условия и факторы принятия эффективных решений
3.1. Система факторов
32
3.2. Решения и внешняя среда
34
3.3. Характеристики внешней среды
35
3.4. Условия принятия эффективных решений
46
3.5. Коридор свободы
49
3.6. Ограничения свободы выбора
52
Раздел II. Разработка управленческих решений в условиях
определенности
1. Основные этапы разработки решений в условиях
определенности
55
2. Диагностика ситуации и обоснование целей
2.1. Диагностика ситуации и выявление проблемы
58
2.2. Обоснование системы целей
67
3. Анализ проблемы
3.1. Формулировка проблемы
71
3.2. Методы сбора данных
74
3.3. Анализ и методы интерпретации
78
4. Выработка альтернатив
4.1. Организация деятельности по выработке альтернатив
84
4.2. Творческий потенциал при выработке альтернатив
85
4.3. Методы активизации выработки альтернатив
98
5. Оценка альтернатив
5.1. Факторы оценки альтернатив
106
5.2. Оценка выполнимости альтернатив
108
5.3. Оценка приемлемости альтернатив
115
5.4. Оценка уязвимости альтернатив
124
6. Выбор альтернативы
6.1. Общая характеристика фазы выбора
129
6.2. Формулировка ограничений и критериев
130
6.3. Стандарты для сравнения
132
6.4. Мера реалистичности альтернатив
138
6.5. Процесс выбора
141
Список рекомендуемой литературы
Второй вариант предполагает критику наличного знания в силу аномалий и противоречий, содержащихся в нем. Это может быть постановка проблемы в новой области, в новых условиях. Здесь недостаточная определенность задачи, неизвестны стратегия исследования, возможности нахождения решения.
Эти ситуации альтернативны при принятии решения. Они отличаются уровнем познавательного риска. При выборе альтернативы важнейшую роль играют факторы внешней среды – организация научных институтов, критерии оценки научных достижений. Однако хорошие решения могут приводить к плохим результатам, а плохие решения – к хорошим результатам. Рассмотрим следующий пример, который наглядно иллюстрирует данное положение.
Фирма по продаже сложной бытовой техники поставила цель – увеличить объем продаж своей продукции. Менеджер отдела оперативного маркетинга должен выбрать одну из двух стратегий фирмы на ближайшие два года.
Первая стратегия предполагает сосредоточение усилий на рынке, где фирма уже занимает хорошие позиции. Прогноз показывает, что при реализация намеченных мер небольшой рост объема продаж фирме практически гарантирован. Вероятность проигрыша при выборе данной стратегии крайне мала. Сравнительно мала и сумма потерь при неблагоприятном развитии событий, т.е. когда дополнительные затраты на продвижение товара окажутся безрезультатными.
Вторая стратегия связана с мощным прорывом на совершенно новый для данной фирмы рынок. Такая стратегия потребует значительных затрат на проведение рекламной кампании, аренду или приобретение офисных и складских помещений. Возрастут текущие издержки на оплату вновь принятых работников. В случае успеха данной стратегии и завоевания нового рынка фирма может получить очень большой выигрыш. Однако вероятность успеха очень низкая. При неблагоприятном развитии событий, что возможно с высокой вероятностью, фирму ожидают сравнительно крупная потеря. Затраты, связанные с подготовкой к выходу на перспективный рынок, будут напрасными. Какое решение должен принять менеджер?
Первая альтернатива почти гарантирует небольшой рост объема продаж. Вероятность неуспеха и возможные при этом потери незначительны. Риск при реализации первой альтернативы меньше, чем при второй. Это решение обеспечивает хороший результат.
Вторая альтернатива почти гарантирует довольно значительные потери при выходе на новый для фирмы рынок. Риск при реализации этой стратегии достаточно велик. Однако полезность второй стратегии значительно выше, чем первой. Это хорошее решение.
Таким образом, хорошее решение приводит к плохому результату, а плохое решение – к хорошему результату (рис. 35). Выбор решения зависит от личности ЛПР, его отношения к риску, способности организации отличать хорошие решения от хороших результатов, а также от принятых в организации критериев оценки деятельности менеджеров.
Рис. 35. Соотношение различных типов решений
Раздел II. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
1. Основные этапы разработки решений в условиях определенности
Рассмотрение процесса разработки решений в условиях определенности является основой всего комплекса проблем разработки управленческих решений. Это обусловлено рядом моментов.
1. Реальные управленческие ситуации характеризуются сложностью, наличием риска, динамизмом. Решаемые задачи, как правило, открытые, а принимаемые решения должны быть программными. Однако основой принятия таких решений являются принципиальные подходы к разработке управленческих решений в условиях определенности. Такие подходы – необходимая ступень к разработке и более сложных решений, в частности программных решений в условиях риска.
2. Управленческие решения, принимаемые в реальной хозяйственной практике, далеки от эффективных. Применение даже сравнительно простых приемов и инструментов разработки решений позволяет существенно повысить эффективность управления. Значительное число таких приемов и инструментов рассматривается при разработке решений в условиях определенности. Их активное освоение имеет и большую практическую значимость.
3. В процессе разработки
Таким образом, изучение процесса разработки управленческих решений в условиях определенности важно с ряда точек зрения.
· С теоретической точки зрения – поскольку решения в условиях определенности представляют собой лишь частный случай решений в реальных ситуациях.
· С методической точки зрения – поскольку для эффективного применения более сложных инструментов необходимо прежде всего хорошее освоение сравнительно простых инструментов.
· С практической точки зрения – поскольку применение даже сравнительно простых инструментов, а тем более целостной схемы разработки решений, позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности.
Все это требует рассмотрения общей схемы разработки управленческих решений. Такая схема включает в первую очередь выделение основных этапов разработки и рассмотрение их содержания и взаимосвязей.
В научной литературе наиболее часто выделяют три этапа разработки управленческих решений (рис. 36). Это подготовка, принятие и реализация решения. Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов в различных публикациях существенно различается. Учитывая, что рассматриваемая схема является базовой, число таких шагов должно быть максимально возможным, а сама схема не только логически последовательной, но и достаточно детальной. В практической деятельности с учетом ситуации отдельные шаги могут быть объединены или вообще пропущены. Однако для теоретического рассмотрения и для учебного процесса необходима именно детальная схема.
Рис. 36. Основные этапы решения
ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЙ
Этап подготовки решений включает следующие шаги.
1. Построение взаимоотношений в
организации для решения пробле
2. Диагностика ситуации.
3. Разработка и обоснование
4. Определение проблемы.
5. Анализ проблемы.
6. Формулировка критериев и
7. Выдвижение альтернатив.
8. Анализ альтернатив.
9. Оценка альтернатив и
10. Выбор альтернативы.
Каждый шаг включает ряд фаз. Первая фаза – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученного результата и четвертая – его проверка.
Например, в организации возросло число жалоб клиентов на некачественный сервис новых копировальных аппаратов. На первом шаге нужно сформировать команду. Для этого вначале необходимо собрать информацию о том, кто из сотрудников организации будет привлечен для решении указанной проблемы. Это первая фаза данного шага. Анализ этой информации, осуществляемый в рамках второго шага, позволит выявить компетентность сотрудников в исследуемой области. На этой основе может быть сформирована команда для подготовки решения. Это – содержание третьей фазы; заключительная, четвертая фаза этого шага – проверка правильности формирования команды.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Этап принятия решений включает следующие шаги.
1. Принятие решения
2. Конкретизация решения, его
дезагрегирование для более
3. Доведение решений до
4. Принятие решения исполнителем.
5. Разработка плана действий.
6. Экспериментальная проверка.
7. Уточнение и корректировка принятых решений.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
Этап реализации решения включает следующие шаги.
1. Действия по исполнению
2. Определение результатов и последствий.
3. Оценка и анализ результатов и последствий.
4. Обратная связь.
На первый взгляд, последний этап при всей его самостоятельной значимости, не относится непосредственно к процессу разработки решения. Однако здесь необходимо учитывать ряд моментов.
· Одним из важнейших критериев при разработке решений является их выполнимость. Она в решающей мере зависит от конкретных исполнителей. Это должно быть учтено уже на стадии разработки.
· Необходимым требованием управления является обеспечение принципа обратной связи. Это также требует рассмотрения этапа реализации решения.
· Принимаемое решение основывается на опыте разработки решений, накопленном в предшествующие периоды.
Ясно, что и отдельные фазы конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны. Поэтому границы отдельных фаз в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны. Например, анализ собранной информации может выявить потребность в новой информации. В процессе анализа альтернатив может быть выдвинута и обоснована новая альтернатива. Всегда есть исключения из правил. Однако наличие таких исключений не только не отменяет правил, но и, напротив, подтверждает их значимость.
При выполнении конкретного шага используются различные инструменты. Число их в настоящее время достаточно велико, а детальное описание конкретных инструментов и способов их практического применения является предметом самостоятельных исследований. Более значимыми здесь представляются следующие задачи:
· определение условий эффективного применения отдельных инструментов,
· иллюстрация выполнения отдельных шагов и этапов процесса решения при помощи конкретных инструментов,
· описание положительного опыта системного применения инструментов.
2. Диагностика ситуации и обоснование целей
2.1. Диагностика ситуации и выявление проблемы
2.2. Обоснование системы целей
2.1. Диагностика ситуации и выявление проблемы
Организация как социально экономический организм имеет определенную область существования, пространство экзистенции. В пределах этого пространства организация сохраняется как целостность. Например, коммерческая организация сохраняется как целостность, если обеспечивается безубыточность ее деятельности в течение довольно продолжительного периода времени. В пределах этого пространства существования можно выделить зону комфортного существования. Так, в устойчивой экономике рентабельность на уровне 15-20% может быть признана для коммерческой организации зоной комфорта. Цель менеджмента – обеспечение комфортного состояния организации.
На рис. 37, а – организация находится в зоне комфорта. Однако под воздействием внешней среды и неэффективных действий менеджмента организация может быть перемещена из зоны комфорта. Здесь возможны два исхода.
Рис. 37. Пространство экзистенции, зона комфорта, положение организации:
а – организация находится в зоне комфорта; б – организация покинула
зону комфорта, но осталась в пространстве экзистенции
Первый исход предполагает, что при неблагоприятном воздействии внешней среды и неэффективной деятельности менеджмента организация покидает и зону комфорта, и пределы своего пространства экзистенции. Например, при длительной убыточной работе коммерческая организация будет признана банкротом и может прекратить свое существования.
При втором исходе, при сравнительно более благоприятных внешних обстоятельствах и эффективной работе менеджмента организация покидает зону комфорта, но остается в пределах своего пространства экзистенции. Это показано на рис. 37, б. Проблема организации в данной ситуации состоит в выборе способа возвращения в зону комфорта, используя имеющиеся внутренние ресурсы и внешние возможности.
Ясно, что пространство существования и зона комфорта реальной организации описывается многими характеристиками, которые могут иметь различные значения.
Трудность формулировки проблемы обусловлена взаимозависимостью элементов организации, многообразием влияющих на нее факторов. Осознание и установление проблемы включает выявление симптомов дискомфорта и имеющихся возможностей возвращения в зону комфорта (табл. 2).
Таблица 2
Симптомы дискомфорта и возможности его устранения
Симптомы дискомфорта |
Имеющиеся возможности |
Низкие: прибыль, сбыт, производительность, конкурентоспособность, ликвидность |
Свободные производственные мощности, запасы материалов, высокая квалификация кадров |
Высокие: издержки производства продукции, текучесть кадров, уровень конфликтности |
Большой научно-исследовательский и конструкторский задел, квалифицированный менеджмент |
Далее осуществляется сбор внутренней и внешней (по отношению к организации) информации. При этом используются формальные и неформальные методы сбора (рис. 38).
Рис. 38. Методы сбора информации
Эффективность сбора информации во многом определяется тем, насколько четко: а) определен круг информации, относящейся к диагностируемой проблеме и б) отобраны из собранной информации необходимые данные.