Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:54, реферат
Целью изучения дисциплины «Разработка управленческих решений» является овладение студентами методами принятия управленческих решений, основанных на современной теории разработки решений.
Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач.
1. Изучение теоретических основ разработки управленческих решений.
2. Анализ механизмов решения основных классов управленческих задач.
3. Изучение современных методов поиска эффективных решений.
Введение
5
Раздел I. Теоретические основы разработки управленческих
решений
1. Решения как предмет научного исследования
1.1. Решения в организациях
8
1.2. Типология управленческих задач
13
1.3. Типология управленческих решений
14
2. Характеристики лица, принимающего решения (ЛПР)
2.1. Основные черты ЛПР
25
2.2. Система ролей менеджера
28
2.3. Менеджер как ЛПР
29
2.4. Деятельность менеджера и свобода действий
31
3. Условия и факторы принятия эффективных решений
3.1. Система факторов
32
3.2. Решения и внешняя среда
34
3.3. Характеристики внешней среды
35
3.4. Условия принятия эффективных решений
46
3.5. Коридор свободы
49
3.6. Ограничения свободы выбора
52
Раздел II. Разработка управленческих решений в условиях
определенности
1. Основные этапы разработки решений в условиях
определенности
55
2. Диагностика ситуации и обоснование целей
2.1. Диагностика ситуации и выявление проблемы
58
2.2. Обоснование системы целей
67
3. Анализ проблемы
3.1. Формулировка проблемы
71
3.2. Методы сбора данных
74
3.3. Анализ и методы интерпретации
78
4. Выработка альтернатив
4.1. Организация деятельности по выработке альтернатив
84
4.2. Творческий потенциал при выработке альтернатив
85
4.3. Методы активизации выработки альтернатив
98
5. Оценка альтернатив
5.1. Факторы оценки альтернатив
106
5.2. Оценка выполнимости альтернатив
108
5.3. Оценка приемлемости альтернатив
115
5.4. Оценка уязвимости альтернатив
124
6. Выбор альтернативы
6.1. Общая характеристика фазы выбора
129
6.2. Формулировка ограничений и критериев
130
6.3. Стандарты для сравнения
132
6.4. Мера реалистичности альтернатив
138
6.5. Процесс выбора
141
Список рекомендуемой литературы
Многие организации
Некоторые люди являются в большей мере творческими, чем другие. Однако границы здесь довольно условны. Принцип «все или ничего», когда мы являемся либо творческими, либо нетворческими, далек от действительности. Творческий процесс может стимулироваться и активизироваться у большинства людей. В современных условиях для многих организаций творческая деятельность не просто желательна, но и абсолютно необходима для выживания и развития.
Реализация творческого потенци
Рис. 52. Факторы обеспечения
творческого поведения
Основные усилия по улучшению качества принятия решений были направлены на использование более систематизированных подходов к развитию эффективных аналитических и оценивающих методов. Роль творческого потенциала в решении проблем и принятии решений в значительной степени игнорировалась. Творческий подход менеджеру особенно необходим в принятии решений, а внутри этого процесса – при формулировке проблемы и выработке диапазона альтернативных решений для дальнейшего выбора (рис. 53). Формулировка проблемы и способность выработать творческие решения – ключевые стадии в общем процессе решения проблем.
Спектр преград и препятствий к творчеству при принятии решений включает следующие типы (рис. 54).
Рис. 53. Соотношение творческой и нетворческой деятельности
при принятии решений и в управлении в целом
Рис. 54. Основные преграды к творчеству
Структурные преграды возникают в значительной степени под воздействием процесса бюрократизации, который неизбежно сопровождает организационный рост. Поведенческие преграды часто являются результатом реакций людей на их организационные обстоятельства. Функциональные преграды связаны с выполнением конкретных функций. Информационные преграды связаны с организацией информационных потоков.
Развитие систем управления и стремление к эффективности
Одной из характеристик быстро растущих организаций является тенденция утраты контроля над их деятельностью со стороны основателей. Многие крупные современные компании выросли из малых венчурных фирм, созданных изобретателями или учеными. С увеличением размера и сложности организации становится невозможным, чтобы владельцы компании управляли всем лично. Характеристика этой потери контроля – передача полномочий и ответственности за принятие решений менеджерам. У собственников формируется потребность осуществлять контроль за быстро меняющейся ситуацией (рис. 55). Это требует развития систем и процедур делегирования полномочий и ответственности для принятия решений на более низких уровнях организации (рис. 56).
Рис. 55. Процесс потери контроля
при быстром росте инновационных организаций
Таким образом, вместо самих целей непосредственно устанавливаются средства их достижения. Происходит концентрация на оценках профессионализма менеджеров, полноте и точности исполнения предписаний, применения процедур и правил, а не эффективности достижения целей организации. Деятельность ЛПР оценивается по тому, насколько их действия приближаются к предписанным или рекомендуемым оперативным процедурам, а не по достижению требуемых результатов или целей. Действия в соответствии с предписанными процедурами обеспечивают уверенность исполнителей в получении высокой оценки. Таким образом, в организации, которая создавалась и развивалась как инновационная, начинает проводиться консервативная политика. И именно успешность новаторского подхода такой организации приводит на последующем этапе к консервативному управлению.
Рис. 56. Основные этапы
системы делегирования
Оценки деятельности ЛПР в зависимости от ее эффективности являются намного более трудными, чем контроль за соблюдением процедур и инструкций. При оценке эффективности возможны спекуляции на том, что «могло быть возможно». Здесь ЛПР имеет намного меньше уверенности относительно успеха или неудачи. Характеристики творческого потенциала при принятии решений – воображение, принятие риска, испытание новых идей и т. д.; однако это не те виды поведения, которые стимулируются климатом, который существует в пределах традиционных структур организации.
Значительная часть времени и усилий менеджеров тратится на формальные предписания для работников более низких уровней организационной иерархии. Основные характеристики нетворческой деятельности следующие.
1. Работа преимущественно
2. Если работа имеет элемент выбора и свободы действий, то нет большой области для реализации творческого потенциала.
3. Служащие, играющие такие роли, специально «обучаются», чтобы не быть творческими.
4. Во многих организациях
5. Когда такие исполнители
Изменения в функциях
Роли менеджеров могут быть сгруппированы по функциям, которые требуют творчества в разной мере. Некоторые менеджеры могут чувствовать себя ограниченными в объеме творческой деятельности из-за неверного представления о том, как они конкретно или отдел должны работать.
Менеджеры в производственных и финансовых отделах, например, могут видеть в своей работе мало возможностей (или вообще отсутствие возможностей) для творческой деятельности.
Менеджеры в маркетинговом или
проектном отделах могут
Уровни статуса и инициирование идей
Традиционно выдвижение новых идей и выявление областей для изменения и развития были прерогативой старших менеджеров и руководителей. Иногда эти работники имели специальный статус генераторов идей. При этом происходит ограничение поступления творческой продукции (а именно – новых идей) от служащих, не получивших такого статуса. Обладатели статуса непосредственно могут чувствовать себя обязанными обеспечивать конкретный уровень результата в виде творческих идей. Для некоторых людей стимул создания идей на заказ является очень мощным. Для большинства же он имеет противоположный результат, ограничивая творческую продуктивность. Для организации в целом система управления, которая предписывает создание идей ограниченному числу менеджеров с высоким статусом, явно непродуктивна. Выполняющие такие роли должны взять на себя инициативу в стимулировании творческого потенциала других членов организации. Для поощрения выработки идей и интереса к решению проблем в организации должен быть создан соответствующий климат. Он распространяет ожидание такого поведения намного более равномерно через широкий спектр рабочих ролей.
Творческое поведение в крупных организациях расценивается как премируемое. Естественно, что оно не может быть запланировано, и нужно учитывать, когда оно проявляется. Концепция новизны и творческого потенциала как экстраординарность организационных результатов получает все большее признание.
Индивидуальный и
Основу организационного творческого потенциала составляют творческие личности. Ясно, что если в организации они отсутствуют, то такая организация не имеет и организационного творческого потенциала.
· Творческий потенциал является характеристикой всех индивидов.
· Некоторые люди явно более творческие, чем другие.
· Только малое число членов организации способно постоянно производить оригинальные, общественно значимые идеи.
· Анализ качеств и характеристик высокотворческих личностей позволяет активизировать и поощрить творческое отношение к работе у других членов организации. Характеристики творческого потенциала личности представлены на рис. 57.
Рис. 57. Характеристики творческого потенциала личности
Неудовлетворенность существующей ситуацией. Высокотворческие люди часто очень не удовлетворены текущим состоянием дел. Неизвестное и новый опыт рассматриваются скорее как привлекательные возможности, чем как нежелательные факторы. Изменения и адаптация для творческой личности являются также привлекательными.
Умственные способности. Личности с высоким творческим потенциалом обычно выигрывают по сравнению с нетворческими личностями в плане концептуальной гибкости и новизны, в предпочтении сложных заданий. Относительно высокие уровни общего интеллекта довольно тесно связаны с творческим потенциалом.
Конфликтность, противоречивость. Творческая личность непрерывно испытывает влечение к конфликтным состояниям между порядком и беспорядком, между рациональностью и интуицией, между соответствием и несоответствием. Большинство людей предпочло бы какое-то одно состояние. Высокотворческие личности пытаются совместить достоинства обоих полюсов.
Самопонимание. Творческие личности более полно понимают самих себя, свои позитивные и негативные персональные характеристики. Они способны обратить то, что другим людям казалось слабостями, в силу, недостатки – в достоинства.
Способность выдвигать новые идеи. Выдвижение новых идей для творческих личностей является их естественной и довольно значимой потребностью. Наиболее существенным фактором удовлетворения этой потребности является создание условий для творчества и эффективное использование его результатов.
Способность выявлять новые взаимосвязи. Изменения в организации не всегда связаны с реализацией принципиально новых идей. Часто такие изменения вызваны учетом вновь выявленных взаимосвязей между различными явлениями и характеристиками деятельности, новыми возможностями применения оборудования, материалов, методов организации и производства. Способность выявить новые взаимосвязи может оказаться не менее ценной, чем способность выдвигать принципиально новые идеи.
Творческая организация
Многие организации различного
размера имеют несколько высоко
Основные характеристики творческой организации
1. Наличие нескольких высоко творческих людей с идеями, специальные подразделения, ориентированные на выдвижение идей.
2. Открытые каналы коммуникаций, большое количество внешних контактов.
3. Проведение политики
4. Оценка идей и людей по
качеству результатов их
5. Вложение капитала в
6. Гибкое долгосрочное
7. Децентрализованное управление,
использование разнообразных ме
8. Допущение рискового характера решений, ожидание и активное использование внутренних и внешних возможностей.
9. Свобода в выборе методов выполнения заданий, участие в постановке целей и увлечение выполнением своих обязанностей, отсутствие управления в режиме «пожарной команды».
10. Наличие оригинальных и
11. Поощрение многообразия в поведении, подходах к решению проблем, использованию возможностей. Отсутствие жесткого применения предписанных и единообразных подходов, безусловного использования утвержденных процедур.
12. Богатство и многообразие
членов организации (
13. Особый социально-психологический климат, который придает высокое значение творческому потенциалу личности и рассматривает это скорее как норму, чем как исключение.