Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Для достижения целей в курсовой работе должны быть решены следующие задачи:
Рассмотреть типологию и методы управленческих решений.
Исследование методики оценки кандидатов.
Разработка и принятие практического управленческого решения.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Типология и методы принятия управленческих решений……………....5
Типология управленческих решений……………………………………….5
Этапы и методы управленческих решений…………………………………6
2 Карьера и методика оценки кандидатов………………………….………13
2.1 Виды и организация карьеры……………………………………………….13
2.2 Понятие оценки. …………………………………………………………….15
2.3 Функции оценки персонала…………………………………………………18
2.4 Методы оценки персонала…………………………………………………..19
3 Выбор кандидата на должность в оао «Азот»……………………….……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
По мнению западных менеджеров, в организации необходимо периодически (один-два раза в год) проводить профессиональную и личностную оценку персонала. Это позволит увидеть сильные и слабые стороны сотрудников, сформировать планы обучения, создать гибкую систему мотивации персонала, обеспечивающую индивидуальный подход, сформировать команду и кадровый резерв
Наиболее распространены следующие случаи, при которых проводится оценка персонала:
1. необходимо оценить вновь принятых на работу сотрудников или выбрать наиболее достойного кандидата на вакантное место;
2. оценка необходима руководителю для выявления истинных причин возникающих конфликтов. Вполне возможно, что причиной может быть недостаточная компетентность или добросовестность некоторых работников;
3. предстоит реорганизация
организации и потому
По мнению многих авторов,
оценка результатов деятельности работника
должна осуществляться после того,
как он адаптировался в коллективе
и получил необходимую
2.3 Функции оценки персонала
Западные ученые особо выделяют следующие функции оценки персонала организации.
Административные функции.
После того как работник адаптировался
в коллективе и получил необходимую
подготовку для выполнения своей
работы, необходимо определить степень
эффективности его труда. В этом
заключается цель оценки результатов
деятельности, которую можно представить
как продолжение функции
Информационные функции. Сообщая подчиненным сведения о том, насколько эффективно они выполняют свои обязанности, руководитель не только информирует их, но и дает возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует общепринятому. При должной постановке процесса информирования работник не только узнает, достаточно ли хорошо он работает, но и что конкретно является его сильными и слабыми сторонами, в каком направлении он может совершенствоваться.
Мотивационные функции. Оценка результатов трудовой деятельности – важное средство мотивации поведения людей. Оценка позволяет определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.
Информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
2.4 Методы оценки персонала
Необходимость деловой оценки возникает: при приеме человека на работу, после окончания им испытательного срока, при формировании резерва на выдвижение, при отборе работника из резерва для назначения на должность. Разница в содержании оценки применительно к названным целям состоит в том, что в одних случаях приходится ориентироваться в основном на учет личных качеств работника, а в других на оценку и результаты деятельности работника. Наиболее сложной представляется оценка работника при приеме на работу. Отличительная ее особенность в том, что предстоит изучить личные качества человека и, исходя, из этого оценить потенциальные его возможности как работника, т.е. оценить ожидания, получить от него определенную отдачу. Теоретической посылкой здесь служит то, что имеется весьма тесная связь между физиологическими и психическими чертами человека и результатами его деятельности. Оценка деловых качеств работника при приеме его на работу затруднена и по существу также сводится к изучению его потенциала. Для этих целей используются: изучение документов с прежнего места работы, участие претендента в разборе производственных ситуаций, оценка ситуационного поведения при собеседовании, в необходимых случаях привлекаются результаты работы на протяжении испытательного срока (см.Приложение1). Итак, при подборе кадров чаще всего приходится иметь дело с оценкой личных качеств человека на соответствие требованиям должности. В прошлые годы на первое место, особенно при подборе руководителей, выдвигалась оценка идеологической позиции человека. В настоящее время такого рода критерий потерял свое значение, но отношение претендента к хозяйственной реформе, знание им новых официальных материалов и наличие элементов нового экономического мышления представляется существенным. Главное же требование в подборе кадров - профессиональная компетентность претендента.
Обычно исходят из того,
что есть как общие требования
к работникам данной должности или
группе однородных должностей (например,
работники инженерного профиля,
экономического и т.п.), так и специфические,
определяемые должностными обязанностями
применительно к конкретному
рабочему месту. Кроме того, следует
иметь в виду, что в определенных
условиях при подборе работника
учитывают не только требования к
должности, но и задачи формирования
управленческого коллектива (команды).
Поэтому требования к работнику
в одних случаях могут
Определенную помощь в
реализации данного подхода может
оказать тарифно-
При анализе документов изучается
профессиональный путь специалиста, оценивается
его опыт и уровень знаний. Обстоятельный
анализ каждой из поданных «бумаг»
позволяет составить первичную
картину о претенденте и
При собеседовании источником информации выступает сам кандидат. Наиболее важными качествами, оцениваемыми в ходе собеседования, являются: профессиональный опыт и умения кандидата, его долгосрочные цели и намерения, адекватность представлений о будущей деятельности.
В ходе собеседования проясняется реалистичность и профессиональная направленность целей, которые ставит перед собой кандидат, его собственная оценка достижений и неудач, ориентированность на профессиональный рост и продвижение по службе, поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут заданы кандидату при собеседовании. Результаты собеседования должны дополнить (а не изменить или подтвердить) данные письменных источников. К проведению собеседования руководители и члены комиссии должны иметь заранее подготовленные бланки с критериями оценки кандидатов. Соответствие каждому критерию может оцениваться по 5-ти бальной шкале.
Тестирование заключается в оценке претендента по результатам выполнения им заранее подготовленных задач (тестов) и установления на этой основе количественных показателей, определяющих уровень качеств кандидата. Претенденту на должность предлагается какая-либо задача по его конкретной специальности, логическая, на определение характера и скорости психофизиологической реакции и т.д. Наблюдая за ходом решения предложенной задачи и результатом, можно получить дополнительную информацию о профессиональных, деловых и личностных качествах претендента. Общим условием решения любых тестов является ограниченность времени, отводимого на решение задачи, и наличие специального эталона для сравнения. Тестирование позволяет оценить качества кандидата по решению уже выявленной и сформулированной проблемы.
При использовании тестирования
оцениваются как
В органах государственной
власти необходимо также использовать
тесты на знание Конституции РФ,
законов о государственной
Для оценки личностных качеств кандидатов необходимо использовать психодиагностические тесты (методики). С их помощью можно получить информацию о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например, готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки, внутренней конфликтности и т.д. Выявление латентных характеристик личности существенно для объективной комплексной оценки кандидатов. Психодиагностика не заменяет оценку действий человека, а дополняет ее, так как позволяет определить актуальный уровень развития его способностей и потенциал. Кроме того, применение стандартизированных и валидизированных психодиагностических тестов дает возможность соотнесения индивидуальных результатов между собой, а также с общими и групповыми нормами. Сокращение времени на обследование и оценку также является мотивом обращения к компактным тестам.
Интерпретация результатов тестирования имеет значение лишь в соотнесении с системой критериев оценки. Поэтому на этапе проектирования конкурсной процедуры специально обсуждаются и согласуются варианты методик, условия проведения и обработки, форма представления результатов.
При проведении процедуры конкурса возможно использование следующих типов психодиагностических методик:
· типологические и характерологические тесты-опросники, дающие достаточно полную картину склада личности человека. Например, методика 16 PF Кэттела позволяет выявить 16 первичных и 4 вторичных фактора, глубоко и всесторонне описывающих индивидуально-психологические особенности личности;
·тесты оценки отдельных свойств и параметров личности, тесты способностей и ценностей (тесты на интеллект и т.д.);
·аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и долговременной памяти);
·проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей человека, его общего представления о мире и собственном месте в нем (цветовой тест Люшера, рисуночные тесты и др.).
В отличие от тестов для определения профессиональных знаний, которые могут составить и провести сами работники органов государственной власти, для организации и проведения психодиагностических тестов необходимо привлечение профессиональных психологов, имеющих соответствующее образование и опыт работы с тестами.
Информация о работе Разработка управленческого решения при управлении персоналом