Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Цель управленческого решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.
Введение
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. Каждый день руководителю приходится принимать решения. От его решения зависит существование организации. Современные руководители, должны обладать опытом, знаниями, умениями и навыками, позволяющие не только адекватно реагировать на управленческие ситуации, но и предвидеть их заранее. Поэтому важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и принятию управленческих решений.
Управленческое решение —
это выбор, который должен сделать руководитель,
чтобы выполнить обязанности, обусловленные
занимаемой им должностью. Принятие решений
является основой управления. Ответственность
за принятие важных управленческих решений
— тяжелое моральное бремя, что особенно
ярко проявляется на высших уровнях управления.
Цель управленческого решения - обеспечение
последовательного движения организации
к намеченным целям.
1. Понятие управленческого решения
Каждому из нас ежедневно приходится
десятки раз что-то выбирать (не всегда,
правда, задумываясь об этом), на собственном
опыте развивая способности и приобретая
навыки принятия решений.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие (организационные) решения?
• Цели. Субъект управления
(будь то индивид или группа) принимает
решение исходя не из своих собственных
потребностей (хотя их влияние и
играет определенную роль), а в целях
решения проблем конкретной организации.
• Последствия. Частный выбор индивида
сказывается на его собственной жизни
и может повлиять на немногих близких
ему людей. Менеджер, особенно высокого
ранга, выбирает направление действий
не только для себя, но и для организации
в целом и её работников, и его решения
могут существенно повлиять на жизнь многих
людей. Если организация велика и влиятельна,
решения ее руководителей могут серьезно
отразиться на социально-экономической
ситуации целых регионов. Например, решение
закрыть нерентабельное предприятие компании
может существенно повысить уровень безработицы.
• Разделение труда. Если в частной жизни
человек, принимая решение, как правило,
сам его и выполняет, то в организации
существует определенное разделение труда:
одни работники (менеджеры) заняты решением
возникающих проблем и принятием решений,
а другие (исполнители) – реализацией
уже принятых решений.
• Профессионализм. В частной
жизни каждый человек самостоятельно
принимает решения в силу своего
интеллекта и опыта. В управлении
организацией принятие решений –
гораздо более сложный, ответственный
и формализованный процесс, требующий
профессиональной подготовки. Далеко
не каждый сотрудник организации, а
только обладающий определенными
Таким образом, управленческое
решение – это выбор
1.1 Классификация управленческих решений
Длительное время — вплоть до возникновения поведенческого подхода — теория управления базировалась на постулате рациональности поведения в целом и принятия решения в частности. Он состоит в том, что руководитель должен и может строить свое поведение и принимать решения, ориентируясь на максимальный учет всех факторов ситуации. Это обусловило развитие так называемых жестких схем управления, исходящих из представлений о «человеке рациональном». Однако в дальнейшем было показано, что объективно присущие человеку психофизиологические ограничения делают невозможным строго рациональное поведение и принятие решения, а полный учет всех объектных факторов при этом также в принципе невозможен. В результате была разработана концепция «ограниченной рациональности», одним из главных тезисов которой является то, что субъективные, психологические особенности — это объективные, ограничивающие факторы поведения. Они оказывают важное, а часто — определяющее влияние и на процессы принятия решения, и на управление. В результате возникает «школа принятия решения», обосновавшая необходимость перехода от жестко-рационалистических представлений к «мягким» схемам управления; классическая теория фирмы уступила место поведенческой теории.
Существует различные
подходы к типологии
Принятое решение должно отвечать определенным критериям – только в этом случае его можно считать оптимальным. Несмотря на многообразие условий, и подходов, делающих неповторимым каждое управленческое решение, можно выделить ряд универсальных критериев «хорошего» и «плохого» управленческого решения (Табл. 2):
Таблица 2. Критерии управленческого решения
1.2. Этапы выработки управленческих решений
Процесс выработки управленческого
решения закономерно проходит через
несколько стадий. Число их варьирует,
согласно представлениям различных
авторов, однако внутренняя логика и
последовательность этапов, в общем,
сохраняется (Рисунок 1)
Рисунок 1.
Начало процесса выработки
решения определяется характером проблемной
ситуации, которую невозможно разрешить
стандартными и привычными способами.
После осознания данного факта
следует сознательно
1.3.Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений
Особый интерес представляют собой
психологические трудности, мешающие
выявлению проблем на стадии выработки
управленческого решения. Интересно,
что многие руководители даже не догадываются
об их существовании, так как их источник
носит подсознательный
Таблица 3.
1.4. Условия и
факторы качества
Под качеством управленческого решения
принято понимать “совокупность параметров
решения, удовлетворяющих конкретных
потребителей и обеспечивающих реальность
его реализации”. К основным параметрам
качества управленческих решений относят:
В процессе разработки и принятия управленческого решения очень важно создать условия обеспечения его высокого качества и эффективности. К таким условиям относятся:
Выполнение на практике перечисленных
условий обеспечения качества управленческих
решений очень трудоемко и дорогостояще.
Поэтому выполнение полного их объема
целесообразно только для рациональных
управленческих решений по дорогостоящим
объектам (проектам). В последнее время
все более проявляется тенденция к увеличению
количества учитываемых условий на основе
автоматизации процесса управления.
1.5. Применение
руководителями научных
В процессе развития теории и практики
управления сложился ряд так называемых
“школ в управлении”. Наиболее известны
среди них: школа научного управления
(1885 – 1920 г.г.), классическая или административная
школа управления (1920 – 1950 г.г.), школа человеческих
отношений или неоклассическая школа
(1930 – 1950 г.г.), поведенческо-бихевиористская
школа или школа поведенческих наук (1950
г. – по настоящее время).
Анализ теории и практики управления позволил сформулировать 13 научных подходов к менеджменту. Среди них: системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный (математический); административный; поведенческий; ситуационный. Все они характеризуют тот или иной аспект менеджмента, дополняя друг друга. Рассмотрим кратко их характеристики.(Таблица 4)
Системный подход рассматривает любую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, которая имеет вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь.
Применение комплексного подхода позволяет учесть технические, экономические, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Интеграционный подход к менеджменту предполагает исследование и упрочение связей между подсистемами и элементами системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления, субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход ориентирует
управляющие подсистемы при разрешении
проблем на потребителя. При этом основные
усилия направляются на повышение качества,
экономию ресурсов потребителей, экономию
ресурсов в производстве.
Функциональный подход рассматривает
потребность как совокупность функций,
которые необходимо выполнить для ее удовлетворения.
Динамический подход заключается в рассмотрении
объекта управления в диалектическом
развитии, в причинно-следственных связях
и соподчиненности, в проведении анализа
за 5–10 лет и разработке перспективного
прогноза развития объекта.
Воспроизводственный подход заключается в ориентации менеджеров на постоянное возобновление производства товара или услуги для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, чем в предшествующем цикле, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
В основе процессного подхода – рассмотрение процесса управления как суммы взаимосвязанных функций управления, серии взаимосвязанных непрерывных действий.
Особенность нормативного подхода состоит в установлении нормативов по всем элементам системы менеджмента: целевой, функциональной и обеспечивающей подсистемам.
Количественный подход основывается на переходе от качественных к количественным оценкам за счет использования математических, статистических и инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и т.п.
Содержанием
Поведенческий подход опирается на социальное взаимодействие, мотивацию, авторитет и лидерство, коммуникативные процессы, богатство содержания и высокий уровень качества трудовой жизни.
Сторонники ситуационного
подхода исходят из того, что пригодность
различных методов управления определяется
условиями конкретной ситуации.