Разработка управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Цель управленческого решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.

Файлы: 1 файл

курсовая_Разработка управл.решения.docx

— 451.16 Кб (Скачать файл)

Таблица 4. научные подходы к менеджменту.

 

 

 

 

2. Модель принятия  управленческого решения

 
  Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей. 

  Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. 

Каждое управленческое решение  имеет свой конкретный результат, поэтому  целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. 
 
 
Таблица 5. стадии решения.

 

2.1 Стадия подготовки

 

  1. Получение информации о ситуации.- Для полного представления о ситуации, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной, но при наличии избыточной информации, возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения. 
  2. Определение целей.- Благодаря целям можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей.
  3. Разработка оценочной системы.- Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации. Другим видом оценки является расчет рейтингов. Одним из наиболее важных применений методов оценки является сравнительная оценка объектов.
  4. Анализ ситуации.- Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития. Сначала проводится содержательный анализ на качественном уровне. Чтобы иметь возможность установить динамику развития ситуации под воздействием тех или иных факторов, необходимо перейти к количественным методам. Также используются факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др. 
  5. Диагностика ситуации.- На основании проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий.

  Адекватному пониманию ситуации способствует определение: 

  • основных возникающих проблем; 
  • закономерностей, в соответствии с которыми происходит ее развитие; 
  • механизмов, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на ее развитие; 
  • ресурсов, необходимых для приведения этих механизмов в действие; 
  • активных составляющих ситуации, как внешних, так и внутренних.
  1. Разработка прогноза развития ситуации. - Не прогнозируя ход развития событий, невозможно управлять. Перспективными методами расчетов являются, возможности использования развивающегося метода экспертных кривых, с помощью которых может быть описана динамика прогнозируемого развития объекта экспертизы. 
  1. Генерирование альтернативных вариантов решений.- Может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур. Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз, так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях. При генерировании альтернативных вариантов управленческих решений должны в полной мере использоваться информация о ситуации принятия решения, результаты анализа и оценки ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий. 
  2. Отбор основных вариантов управленческих воздействий.- После того так разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим. При отборе основных вариантов управленческих воздействий необходимо учитывать достаточно высокую сравнительную оценку и отсутствие дублирования.
  3. Разработка сценариев развития ситуации.- Основная задача разработки сценариев — дать лицу принимающее решение ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития. Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. Проводится с помощью ситуационного анализа и экспертного оценивания.
  4. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.- Позволяет дать оценку реализуемости рассматриваемых воздействий и достижения с их помощью поставленных целей, и позволяет проранжировать их с использованием сформированной оценочной системы в соответствии с различным уровнем ожидаемого достижения цели, необходимыми затратами ресурсов и наиболее вероятными сценариями развития ситуации.

2.2 Стадия принятия решения

 

  1. Коллективная экспертная оценка.- При принятии важных управленческих рекомендуется использовать коллективные экспертизы, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, также можно сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений.
  2. Принятие решения.- Наряду с результатами экспертизы при принятии решения лицо принимающее решение (ЛПР) учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю. Кроме того, ЛПР может быть склонным к различной степени риска, отдавать предпочтение тем или иным способам достижения результата, обладать различным опытом реализации тех или иных способов управленческого воздействия на ситуацию, в различной степени развитым чувством интуиции. ЛПР обладает правом окончательного выбора и в полной мере несет ответственность за принятое решение. Также ЛПР может не согласиться ни с одним из предложенных альтернативных вариантов.

 
2.1. Принятие коллективных решений.- Предполагает расчет результата  коллективной экспертизы; использование  специальных методов открытого  обсуждения альтернативных вариантов  решений; дополнительный обмен  информацией между лицами, принимающими  непосредственное участие в процессе  принятия решений; согласование  противоположных точек зрения; поиск  компромисса и т. д.

  1. Разработка плана действий.- Для успешной реализации необходимо выработать план действий. Без плана не функционирует ни одна успешная западная фирма. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться. План, если это необходимо, должен корректироваться.

 

2.3 Стадия реализации решения

 

  1. Контроль реализации плана.- Для обеспечения эффективной деятельности организации необходим непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий. Изменения условий реализации плана, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана. Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий. 
  2. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.- Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации.  
    Такой анализ должен определить: 
  • слабые и сильные места принятых решений и планов их реализации; 
  • дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате произошедших изменений; 
  • дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей. 
  • Эффективный управляющий должен сделать соответствующие выводы и учесть их при принятии последующих решений.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
  Разработка и принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Разработка решения - один из наиболее важных управленческих процессов.

  Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта.

  Вся ответственность за принятое решение возлагается на руководителя. Решение может приниматься на различных уровнях управления, руководитель может непосредственно осуществлять выбор альтернативы, а может и возглавлять коллектив руководителей по выработке и принятию решений. Во втором случае часто возникают проблемы координации политики влиятельных членов этого коллектива, согласования противоречивых интересов. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. Благодаря правильно принятому решению, компания может стать более успешной и выйти на новый уровень.

  Управленческие решения занимают одно из центральных мест в теории управления. Считая организацию инструментом управления, многие специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. 
 Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. 
 Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возник в организации (фирме). Основные принципы технологии принятия решения разработаны специалистами. 
 Управленческие решения имеют отличительные особенности. Прежде всего, это - цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

  Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

На основании  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

принятие управленческих решений является одним из элементов  самостоятельного управления деятельностью  предприятия.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим вопросы  касаемо практической части данной курсовой работы

 

Меня просят представить структурно-функциональную схему организации по месту работы: «НПО«ПРИБОР»

Таблица 6.структурно-функциональная схема.

 

  В этой схеме выделен генеральный директор(так же и руководитель организации), который непосредственной собирает информацию со своих так  подчиненных, в схеме более подробно указано что начальники директора и финансовый отдел идут сразу после генерального директора, тем самым показывая важность их позиций, под ними идут люди которые непосредственно выполняю деятельность организации и все для того что бы это продвигать, развивать и что бы все работало.

  

Следующий вопрос заключался в определении роли управленческих цепей организации и их взаимодействии, рассмотрим его немного по глубже, а так как в моей организации главным и основным является поставка товара, материала, людей, техники и так далее, рассмотрим управление цепями поставок: 

  Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

  В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP — (англ. Supply Chain Planning) — планирование  цепочек поставок. Основу SCP составляют  системы для расширенного планирования  и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для  совместной разработки прогнозов.  Помимо решения задач оперативного  управления, SCP-системы позволяют  осуществлять стратегическое планирование  структуры цепочки поставок: разрабатывать  планы сети поставок, моделировать  различные ситуации, оценивать уровень  выполнения операций, сравнивать  плановые и текущие показатели.

Информация о работе Разработка управленческого решения