Разрешение конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования конфликт между руководителем и подчиненным.
Задачи:
Дать определение конфликту.
Рассмотреть виды возникающих конфликтов
Определить роль и влияние руководителя в урегулировании конфликтов
Изучить методы, условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Характеристика конфликтных ситуаций 5
1.1 Понятие конфликта, его сущность 5
1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки 6
2 Урегулирование конфликта в организации 10
2.1 Роль руководителя в урегулировании конфликтов 10
2.2 Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными 13
3 Разрешение конфликта 16
3.1 Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным 16
3.2 Методы разрешения конфликта 17
3.3 Основные формы завершения конфликтов 18
3.4 Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов 22
3.5 Логика разрешения производственного конфликта 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая Разрешение конфликтов в организации.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  Темы: У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт.

Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как  возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.

В настоящее время  руководителям  многих  уровней  не  хватает  элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о  конфликтах,  о  путях  их мирного  решения.  Многие  руководители  предпочитают   решать   возникающие конфликтные ситуации  силовыми  методами,  даже  не  догадываясь,  что  есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта,  приводящие  к  ситуации «выигрыш – выигрыш».

Устранение конфликта — это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми.

Негативность последствий  конфликта не нужно доказывать, они очевидны. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть и сейчас в данную минуту является ей? Отсутствие конфликтов - психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты. Для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками разрешения конфликтов. 

Объектом исследования являются конфликтные ситуации в организациях.

Предметом исследования конфликт между руководителем и подчиненным.

Задачи:

  • Дать определение конфликту.
  • Рассмотреть виды возникающих конфликтов
  • Определить роль и влияние руководителя в урегулировании конфликтов
  • Изучить методы, условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

 

1 Характеристика конфликтных ситуаций

1.1 Понятие  конфликта, его сущность

 

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется  с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и  т. п. Бытует мнение, что конфликт —  явление всегда нежелательное и  его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

Современная психология рассматривает  конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликты - неизбежное свойство человеческого  общения, обратная сторона любых, даже самых теплых человеческих отношений. Они были, есть и будут. Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива.

Разрешение конфликта – очень сложное и тонкое дело. Проводить его можно  лишь на принципиальной и объективной  основе, учитывая индивидуальные особенности людей и их психологическое состояние.

Даже  хорошие и объективные люди в  состоянии конфликта теряют свои положительные качества и допускают  неэтичные поступки, стремясь обвинить другого. [2]

1.2 Основные  виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки

 

Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

1) конфликты, представляющие  собой реакцию на препятствия  достижению основных целей трудовой  деятельности (например, трудности  выполнения данного делового  задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

2) конфликты, возникающие  как реакция на препятствия  достижению личных целей работников  в рамках их совместной трудовой  деятельности (например, конфликт из-за  распределения деловых заданий,  считающихся "выгодными" или "невыгодными" недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

3) конфликты, вытекающие  из восприятия поведения членов  коллектива как несоответствующего  принятым социальным нормам совместной  трудовой деятельности (например, конфликт в следствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

4) сугубо личные конфликты  между работникам, обусловленные  несовместимостью индивидуальных  психологических характеристик  - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

По направлению конфликты  делятся на горизонтальные (в которых  не задействованы лица, находящиеся  в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).

По значению для организации  конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят  за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. [5]

Каждый конфликт имеет  свою причину возникновения. Объективными причинами конфликтов могут выступать:

1) Управленческие факторы:

  • несовершенство организационной структуры предприятия;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
  • несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
  • противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.

2) Организационные факторы:

  • неудовлетворительная организация труда;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
  • чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
  • неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
  • отсутствие гласности.

3) Профессиональные факторы:

  • низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
  • несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
  • неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.

4) Санитарно-гигиенические факторы:

  • неблагоприятные условия труда;
  • нарушение режима работы.

5) Материально-технические факторы:

  • дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
  • старое оборудование и техническое обеспечение.

6) Экономические факторы:

  • несовершенство системы оплаты труда и премирования;
  • задержки в оплате труда.

Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов. [8]

Субъективные причины  конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и  работников организации. Ошибочные  действия руководителей, ведущие к  конфликтам, можно сгруппировать в три направления:

а) нарушения служебной этики;

б) нарушения трудового законодательства;

в) несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

К нарушениям служебной  этики относятся:

  • грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
  • навязывание своего мнения;
  • невыполнение обещаний, обязательств;
  • нетерпимость к критике, что может привести к полному оттоку творческих, активных работников и созданию атмосферы лести и заискивания перед руководителем;
  • неумение правильно критиковать действия подчиненных;
  • наличие теневой деятельности у руководителя, например, в распределении социальных благ;
  • замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей.

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. 

 

2 Урегулирование  конфликта в организации

2.1 Роль руководителя в урегулировании конфликтов

 

Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический  климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей.

Условием эффективной  деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя:

  • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми
  • формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации
  • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации
  • наличие навыков управления конфликтными явлениями
  • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов
  • умение предвидеть возможные последствия конфликтов
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов

Руководитель выступает  в роли посредника при разрешении конфликта, т.е. как третья сторона, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. [11]

Анализ конфликтной  ситуации состоит в следующем:

  • получение информации о конфликте;
  • сбор данных о нем;
  • анализ полученной информации;
  • проверка ее достоверности;
  • оценка конфликтной ситуации.

Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта, типа медиаторства (роль, которую будет выполнять третья сторона), реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта.

Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему.

Информация может поступить  от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.

Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях.

Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.

Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.

При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяснить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оппонентами, что является объектом конфликта. [19]

Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются доминирующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.

Информация о работе Разрешение конфликтов в организации