Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Предметом исследования конфликт между руководителем и подчиненным.
Задачи:
Дать определение конфликту.
Рассмотреть виды возникающих конфликтов
Определить роль и влияние руководителя в урегулировании конфликтов
Изучить методы, условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Характеристика конфликтных ситуаций 5
1.1 Понятие конфликта, его сущность 5
1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки 6
2 Урегулирование конфликта в организации 10
2.1 Роль руководителя в урегулировании конфликтов 10
2.2 Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными 13
3 Разрешение конфликта 16
3.1 Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным 16
3.2 Методы разрешения конфликта 17
3.3 Основные формы завершения конфликтов 18
3.4 Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов 22
3.5 Логика разрешения производственного конфликта 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность Темы: У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт.
Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Устранение конфликта — это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми.
Негативность последствий конфликта не нужно доказывать, они очевидны. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть и сейчас в данную минуту является ей? Отсутствие конфликтов - психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты. Для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками разрешения конфликтов.
Объектом исследования являются конфликтные ситуации в организациях.
Предметом исследования конфликт между руководителем и подчиненным.
Задачи:
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.
Современная психология
рассматривает конфликт не только в негативном,
но и в позитивном ключе: как способ развития
организации, группы и отдельной личности,
выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и
Конфликты - неизбежное свойство человеческого общения, обратная сторона любых, даже самых теплых человеческих отношений. Они были, есть и будут. Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива.
Разрешение конфликта – очень сложное и тонкое дело. Проводить его можно лишь на принципиальной и объективной основе, учитывая индивидуальные особенности людей и их психологическое состояние.
Даже хорошие и объективные люди в состоянии конфликта теряют свои положительные качества и допускают неэтичные поступки, стремясь обвинить другого. [2]
Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие
собой реакцию на препятствия
достижению основных целей
2) конфликты, возникающие
как реакция на препятствия
достижению личных целей
3) конфликты, вытекающие
из восприятия поведения
4) сугубо личные конфликты
между работникам, обусловленные
несовместимостью
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. [5]
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Объективными причинами конфликтов могут выступать:
1) Управленческие факторы:
2) Организационные факторы:
3) Профессиональные факторы:
4) Санитарно-гигиенические факторы:
5) Материально-технические факторы:
6) Экономические факторы:
Своевременное устранение
руководителем перечисленных
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
а) нарушения служебной этики;
б) нарушения трудового законодательства;
в) несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
К нарушениям служебной этики относятся:
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.
Для руководителя крайне
важно, чтобы социально-
Условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя:
Руководитель выступает в роли посредника при разрешении конфликта, т.е. как третья сторона, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. [11]
Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем:
Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта, типа медиаторства (роль, которую будет выполнять третья сторона), реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта.
Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему.
Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях.
Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.
Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.
При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяснить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оппонентами, что является объектом конфликта. [19]
Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются доминирующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.