Разрешение конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Разрешение конфликтов в организации 4 стр.
1.1. Сущность конфликта и его виды 4 стр.
1.2 Поведение в конфликтной ситуации 8 стр.
1.3 Этапы разрешения конфликтных ситуаций 12 стр.
1.4 Последствия конфликта 14стр. Заключение 16 стр.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

организационное поведение.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)
  • Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива.

  • Разрешение конфликта – очень сложное и тонкое дело. Проводить его можно лишь на принципиальной и объективной основе, учитывая индивидуальные особенности людей и их психологическое состояние. Даже хорошие и объективные люди в состоянии конфликта теряют свои положительные качества и допускают неэтичные поступки, стремясь обвинить другого.

  • Многие специалисты считают центральным моментом разрешения конфликта переговоры.

  • При разрешении многих сложных конфликтных ситуаций переговоры рекомендуется проводить в несколько этапов.

  • Первый этап. Прежде чем приступать к сложным переговорам, надо выслушать обе стороны, отсеять все лишнее, что говорят друг о друге участники конфликта, сопоставить слова с их делами, поступками, поведением, выявить истину у третьих незаинтересованных лиц и по возможности полно проанализировать создавшуюся ситуацию.

  • После этого следует наметить один из методов разрешения конфликта.

  • Второй этап – предварительное обсуждение ситуации.

  • При сложном конфликте рискованно сразу решить все проблемы, ибо непродуманное решение может нанести вред возникшей ситуации. "Одномоментное" разрешение конфликта возможно лишь при сравнительно простых ситуациях, когда позиции оппонентов ясны и они видят конструктивный выход.

  • Цель таких обсуждений состоит в уточнении позиций оппонентов, в снятии напряженности ситуации, в создании основ делового сотрудничества.

  • Третий этап – ведение переговоров и разрешение конфликта.

  • Эффективные переговоры с участниками конфликта должны быть нацелены на поиск оптимального варианта разрешения конфликта. Они должны превратить конфликт в инструмент решения проблемы, в средство улучшения взаимоотношений людей.

  • После разрешения конфликта руководитель должен еще некоторое время наблюдать за поведением лиц, бывших в конфликте. Дело в том, что отрицательное отношение друг к другу может сохраняться, даже если участники конфликта искренне осознали свои ошибки.

  • В некоторых случаях тактичное вмешательство для нормализации отношений бывает необходимо.

      1. Последствия конфликта.

    Последствия конфликта  противоречивы. С одной стороны, конфликты разрушают структуры, приводят к значительным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и служит одним из способов достижения социальной справедливости. Итак, негативная функция конфликта - дезинтеграция, разрушение общностей, группового единства, дестабилизация. Трудно предположить, что конфликт может иметь положительные последствия, поэтому рассмотрим сначала позитивные функции конфликта, главная из которых - интегративная.

    Конфликт имеет некоторые  позитивные функции. Он предотвращает  стагнацию, стимулирует интерес  и любопытство. Выступая в роли механизма, с помощью которого выявляются проблемы, находятся их решения, он служит основой экономических, социальных и персональных изменений. Конфликты нередко являются частью процесса тестирования и оценки кого-либо и могут быть весьма полезными для исследователя, если какая-либо конфликтующая сторона полностью использует свои возможности. Кроме того, конфликт четко разделяет различные группы и этим способствует установлению групповой и персональный идентификации; внешний конфликт часто приводит к внутреннему сплочению. Более того, в нецентрализованных группах и свободных обществах конфликт, направленный на разрешение трений между противниками, часто играет стабилизирующую и интегративную роль. Четко и ясно выражая противоречивые требования, эти социальные системы получают возможность усовершенствовать свою структуру путем исключения источников трений. Множественные конфликты, которые они (эти системы) испытывают, помогают им избавиться от источников внутреннего антагонизма и добиться сплоченности. Эти системы снабжают себя, путем институционализации конфликта, важным стабилизирующим механизмом. Нередко внутригрупповой конфликт вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы или приводит к возникновению новых. В этом смысле социальный конфликт выступает в роли механизма для установки норм, соответствующих новым условиям. Такое поведение выигрышно для гибких обществ, потому что создание или усовершенствование норм придает им жизнеспособность в новых условиях. Такой механизм отсутствует в жестких системах: подавляя конфликт, они подавляют предупредительный сигнал, что, в конце концов, приводит к катастрофическим последствиям.

    Внутренний конфликт может также служить средством  выяснения относительной силы противоположных  интересов, позволяя создать механизм для сохранения или изменения внутреннего баланса сил. Поскольку возникновение конфликта символизирует отказ от существовавших взаимоотношений внутри системы, в результате выяснения соотношения сил в ходе конфликта устанавливается новый баланс и взаимоотношения продолжаются на новой основе.

    Если судить с позиции  тех, кто считает доминантными негативные функции конфликта, можно прийти к выводу, что психологической  утопией может быть бесконфликтное существование. Тем не менее, люди стремятся  к конфликту, участвуя в спортивных состязаниях, посещая театры, читая романы, вступая в интимные отношения или занимаясь интеллектуальной деятельностью. Таким образом, никому не грозит перспектива бесконфликтного существования. Конфликты не могут быть ни полностью исключены, ни даже подавлены надолго.

    Несмотря на то, что  некоторыми исследователями конфликт рассматривается как движущая сила развития группы, в большинстве случаев  конфликт имеет гораздо больше отрицательных  последствий. Так, например, в трудовом коллективе конфликт приводит к ухудшению социально-психологического климата, нарушению гармонии во взаимоотношениях между работниками. При отрицательном социально-психологическом климате начинают ухудшаться экономические результаты и, в конечном итоге, происходит распад коллектива. Если в коллективе преобладают неприязнь, вражда, непонимание, то в нем идут бесконечные бесполезные споры, проявляющиеся в стремлении сводить счеты. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить наиболее агрессивных людей, на них сосредоточить воспитательное воздействие. Для расчлененного коллектива характерно наличие нескольких недружелюбно относящихся друг к другу групп, большой разброс в показателях дисциплинированности и общественной активности работников. Отсюда вытекает напряженность в отношениях, ведущая к текучести кадров, осложняющая работу менеджера, поскольку необходимо заново подбирать персонал, диагностировать его профессиональную пригодность, психологическую совместимость работников, создавать условия для адаптации вновь принятых. Конфликтная ситуация приводит к сворачиванию отношений между конфликтующими сторонами, т.е. оппонентами, к сокращению деловых контактов, невозможности совместной работы и, опять же, к распаду коллектива. При этом каждый из оппонентов формирует для себя образ врага, внимание уделяется уже не решению конкретной проблемы, а победе в данном противостоянии, конфликтующие стремятся во что бы то ни стало «сохранить лицо», - происходит так называемое смещение акцентов. Конфликт перестает быть локальным, в него вовлекается все большее количество людей с целью заставить их занять чью-нибудь позицию. Менеджер ни в коем случае не должен принимать чью-либо сторону, это приведет лишь к эскалации конфликта и неудовлетворенности работников. Персонал тратит время на участие и разрешение конфликтов, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями.

    Кроме того, конфликты  пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье людей. Работники  по-разному относятся к конфликтным  ситуациям: одни проявляют толерантность, другие же приходят в состояние фрустрации, т.е. эмоционального напряжения и даже легкого психического расстройства. Оно может проявляться в трех формах: активной - агрессии и фиксации, а также пассивной - депрессии. В состоянии фиксации человек ориентирован на достижение определенного результата и не способен рассматривать альтернативные решения проблемы. Находясь в депрессии, индивидуум испытывает печаль, чувство бессилия, отчаяния. Чаще всего депрессии могут быть подвержены пожилые люди. Согласно медицинской практике участие в конфликтах подрывает здоровье, приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, расстройству нервной системы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В данной работе были рассмотрены виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте. В соответствии с этим допускается выработать несколько выводов.

  • Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они могут быть скрытыми или явными, но в основе их постоянно лежит недостаток согласия.

  • Главную значимость в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

  • В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают реальность выражать разные мнения, раскрывать больше альтернатив при принятии решения, и собственно в этом заключается главный действующий смысл конфликта.

  • Существует несколько типов конфликтов, каждый из которых обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

  • Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен.

  • За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

  • Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными ситуациями.

  • Список используемой литературы:

    1.  Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: Инфа — М, 2000
    2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
    3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических Вузов/ СПб.:Питер, 2002.
    4. Кибанов А.Я., «Основы управления персоналом»: Учебник.- 2 изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА - М, 2007.
    5. Управление персоналом организации»: Учебник/под ред. А.Я. Кибанова.- 3-е изд., доп. И перераб.- М. ИНФРА-М, 2006.
    6. Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник науч.трудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления конфликтной ситуацией".-М.2000.
    7. Организационное поведение/ Под ред. Г.Р. Латфуллина и О.Н. Громовой. - М.: Питер, 2007

     

     

    ://www.allbest.ru/


    Информация о работе Разрешение конфликтов в организации