Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:38, курсовая работа
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Однако намеченные цели могут быть достигнуты только при условии использования во всех сферах хозяйственной деятельности достижений научно-технических новшеств, называемых инновациями.
министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет
Заочная форма обучения
с использованием дистанционных образовательных технологий
Курсовая работа
по дисциплине «Инновационный менеджмент в управлении персоналом»
на тему «Развитие инновационного потенциала фирмы»
Вариант 24
Студент А.Н. Ли
Группа МЕНбз-1102Д
Преподаватель __________
«17» октября 2015 г.
Тольятти 2015 г.
Оглавление
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Однако намеченные цели могут быть достигнуты только при условии использования во всех сферах хозяйственной деятельности достижений научно-технических новшеств, называемых инновациями.
Само понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно. Еще в 60-70-е годы оно практически не использовалось. В теории управления было в моде понятие «научной парадигмы», смысл которого определялся как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и способы их решения. В условиях планово-централизованной экономики в качестве основы научно-технического развития рассматривались прогнозы различных информационно-аналитических центров и государственных органов, реализуемые в виде системы научно-прикладных целевых программ. Информационная революция коренным образом изменила такое положение.
Сегодня предприятия наряду с традиционной конкуренцией в масштабах производства должны учитывать новое измерение конкуренции — соревнование во времени.
Успех предприятий определяется особо действенной комбинацией новых изделий и маркетинга. Гораздо большее значение, чем цена товара, имеют «распознавание желаний клиента», сервисные услуги, послепродажная опека, высокая готовность к поставкам, учет особых пожеланий клиентов, поддержание широкого ассортимента, понимание роли качества и гарантий качества. Это требует переосмысления организационной структуры и методов управления предприятиями.
Инновационность в современных условиях является важным фактором выживания предприятий. Если они своевременно не воспримут сигналы окружающей среды и немедленно не перестроят свою деятельность в соответствии с ними, то это угрожает потерей конкурентоспособности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в
том, что для обеспечения конкурентоспособности
предприятия в долгосрочной перспективе
особое значение приобретает развитие
инновационного потенциала предприятия,
который в совокупности с научно-техническим,
производственно-
В рамках данной работы наиболее актуальным представляется вопрос оценки инновационного потенциала в рамках управленческой модели организационной деятельности на промышленном предприятии, а также поиск путей его развития.
Цель курсовой работы состоит в определении содержания, элементов и факторов формирования инновационного потенциала промышленного предприятия, оценке текущего инновационного потенциала, а также в поиске путей его развития на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели в работе решается несколько задач:
– раскрывается сущность понятия и структура инновационного потенциала;
– рассматривается процесс формирования инновационного потенциала предприятия и факторы, его определяющие;
– дается характеристика компонентов инновационного потенциала предприятия
– осуществляется анализ текущего экономического состояния предприятия и выявляются факторы, влияющие на формирование инновационного потенциала предприятия
– оценивается инновационный потенциал предприятия, выступающего объектом исследования и выявляются возможности его развития;
– разрабатываются мероприятия по развитию инновационного потенциала предприятия
– дается оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Предмет исследования – инновационный потенциал предприятия
Объект исследования – предприятие.
В России создан определенный теоретический фундамент оценки инновационного потенциала и уровня его использования. Так, исследованию понятия инновационного потенциала посвящены работы Ахметовой Н. Н., Гиренко-Коцуба О. А., Коробейниковым О. П., Коршуновым И. А., Косолаповым О. В., Николаевым А. И., Паламаренко Г. А., Сафоновым Е. Н., Трифиловой А. А.
Большое внимание практическим аспектам инновационного менеджмента в последние годы уделяется в трудах Балабанова И. Т., Барютина Л. С., Валдайцева С. В., Васильева А. В., Завлина П. Н., Ильенковой С. Д., Казанцева А. К., Миндели Л. Э, Фатхутдинова Р. А. и ряда других авторов. Однако, при общей достаточно глубокой разработанности проблемы инноваций и инновационной деятельности на предприятиях промышленности, анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет более слабую её проработку на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия.
Необходимость улучшенного удовлетворения рыночного спроса служит отправной точкой в формировании и распространении инноваций и развитии инновационного потенциала предприятия. Однако, для того, чтобы обеспечить использование и развитие инновационного потенциала, требуется раскрыть содержание данной категории.
Выявляя сущность и раскрывая содержание категории «инновационный потенциал», нельзя не рассматривать такие тесно связанные с данным понятием категории, как «инновации» и «потенциал».
Понятие "инновация" в общем случае трактуется как новое решение существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.), эффективно используемое в практической деятельности для их удовлетворения и приносящее определенные преимущества перед конкурентами[25]. При этом следует отметить, что процесс создания инновации это не просто изменение существующего состояния объекта, а, прежде всего, его трансформация в новое (ранее скрытое) качественное состояние.
Само понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно. Еще в 60-70-е годы оно практически не использовалось. В теории управления было в моде понятие «научной парадигмы», смысл которого определялся как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и способы их решения» [8].
Научная литература достаточно часто трактует инновации на предприятиях узко, только с технической точки зрения. Узкий подход идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его новой техникой, технологией, изделиями.
Так, в словаре Коллинза по экономике инновации трактуются как «практическое усовершенствование и разработку изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий)» [43].
В российской практике, в постановлении Правительства РФ от 24.07.98 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» приводится следующее определение: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [2].
По мнению авторов учебника «Экономика предприятия» [50], различают два типа инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта — инкрементальная продуктовая инновация — связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики. Процессная инновация — это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.
Однако инновации, а, следовательно, и инновационная деятельность не могут быть сведены лишь к созданию новых средств труда, технологических процессов, методов организации и управления. Важнейшей составляющей инновационных процессов является трансформация перечисленных элементов в составляющие производственного процесса, в результате чего достигается качественное обновление действующего производства, его технической базы. Поэтому в широком смысле инновационная деятельность включает в себя также передовой опыт и его распространение, использование новшеств в других сферах деятельности.
Наиболее полное определение инновации дано С.А. Агапцовым, который раскрывает инновацию как «новшество во всех сферах делового менеджмента (развитие, маркетинг, производство, собственно управление и т.д.), характеризующееся качественным отличием от предшествующего аналога (уровень технологии, потребительские свойства, усовершенствование организации, эффективное использование ресурсов, качество рыночной деятельности и т.п.)» [3].
Таким образом, к инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные производственные системы и т.д.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. [21]. В специальном смысле – это степень возможного проявления какого-либо действия, какой -либо функции . В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата.
Вне привязки к конкретной сфере, потенциал можно рассматривать, как способность материи переходить от возможности к реальности, от одного состояния в другое (например, от старого к новому). При этом потенциал – это мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, то есть достижимого при определенных условиях. Логическим дополнением к указанному является рис. 1.1, на котором выделены основные формы существования потенциала, обусловливающие реалии и перспективы его использования (от явного и используемого, к скрытому и неиспользуемому) [25]
Рис. 1.1 – Основные формы существования потенциала
Понятие «потенциал» включает в себя источники,
возможности, средства и запасы, которые
могут быть использованы физическими
и юридическими лицами, в том числе предприятиями,
организациями, административно-
Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.
Информация о работе Развитие инновационного потенциала фирмы