Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определить эффективность развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность малого бизнеса;
2. Определить взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса;
3. Выяснить предметы виденья, которые относятся к вопросам малого бизнеса;
4. Охарактеризовать город Новосибирск;
5. Проанализировать развитие малого бизнеса в Новосибирске;
6. Выявить проблемы и пути решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.
1. Понятие и сущность малого бизнеса ………………………………..…...5
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и
субъектов малого бизнеса……………………………………………………….10
Глава 2. Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирск
1. Общая характеристика города Новосибирска……………………….…13
2. Направления развития предпринимательства в Новосибирске……...……16
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства
1. Основные проблемы …………………………………………………...23
2. Рекомендации по развитию малого бизнеса…………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….26
Список литературы ……………………………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

крсовая новая версия.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

На тему: «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере городского округа Новосибирск)»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка III курса ГМУ

 группа 09113

Засеева Д.Т

 

Проверил:

профессор кафедры  ГМУ

д.соц.н., профессор

Новокрещёнов  А.В.

 

 

 

Новосибирск 2011

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.

1. Понятие и сущность малого бизнеса ………………………………..…...5

2. Взаимодействие органов местного самоуправления и

субъектов малого бизнеса……………………………………………………….10

Глава 2. Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирск

1.  Общая характеристика города Новосибирска……………………….…13

2. Направления развития предпринимательства в Новосибирске……...……16

Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства

1.  Основные проблемы …………………………………………………...23

2. Рекомендации по развитию малого бизнеса…………………………..25

Заключение …………………………………………………………………….26

Список литературы ……………………………………………………………28

Приложение 1…………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Очень важно  понимать, как развивается малый  бизнес на муниципальном уровне. Так как предприятие возникает и функционирует на  территории, с определенными особенностями, и не только географическими или климатическими, важную роль в его развитие играет местное самоуправление. Для большей наглядности я проведу анализ эффективности работы органов местного самоуправления на примере города Новосибирска.

Объект исследования городской округ Новосибирск.

Предмет исследования развитие малого предпринимательства в г. Новосибирске.

 

 

Цель работы: Определить эффективность развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.

 

Задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность малого бизнеса;
  2. Определить взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса;
  3. Выяснить предметы виденья, которые относятся к вопросам малого бизнеса;
  4. Охарактеризовать город Новосибирск;
  5. Проанализировать развитие малого бизнеса в Новосибирске;
  6. Выявить проблемы и пути решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.

1. Понятие и сущность малого бизнеса.

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с  размером действующих хозяйственных  субъектов, т.е. малых предприятий. Так  согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: [1;19]

  • в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
  • в оптовой торговле - 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. [1;15]

Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. [4;6]

По форме  собственности предприятия могут  быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости  от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель - это  получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют:

    • Промышленные;
    • Сельскохозяйственные;
    • Транспортные;
    • строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. По характеру  деятельности (стадиям жизненного цикла  продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре  деятельности предприятия разделяют  на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров  и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению  к происхождению капитала различают  национальные, иностранные и смешанные  предприятия.

Главными особенностями  малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере  с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.[3;50]

За частую в  малом бизнесе можно встретить  семейное ведение дела: оно наследуется  родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних  во всю деятельность предприятия.

Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее  значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). [2;58]Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями  продукции и услуг малого и  среднего бизнеса является местное  население, а также жители ближайших  городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%.[2;63]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса

Местное самоуправление в России, несмотря на уже накопленный  опыт, все же находится пока в стадии становления. В отличие от большинства западных стран у нас отсутствуют многолетние традиции организации местного самоуправления, муниципальная власть только начинает осознавать себя ответственной за развитие своей территории, своего экономического пространства. В то же время, уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что основой экономического роста городов и районов является развитие предпринимательства. Только быстро развивающееся среднее сословие сможет компенсировать потерю рабочих мест на крупных комбинатах. Поэтому целью каждого муниципалитета (районной/городской администрации) должно быть активное содействие малым и средним предприятиям, которые играют решающую роль в вопросе налоговой мощи данного муниципалитета. На актуальную ситуацию, однако, во многом накладывают свой отпечаток проблемы коммуникации и административные препятствия. Поэтому улучшение взаимных отношений и конструктивное сотрудничество соответствуют самым исконным интересам обеих сторон.

В Федеральном  законе № 209 ФЗ от 24 июля 2007гг. определяется ряд полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства:

1) формирование  и осуществление муниципальных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных  показателей развития малого  и среднего предпринимательства  и эффективности применения мер  по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  на территориях муниципальных  образований и обеспечение ее  деятельности;

4) содействие  деятельности некоммерческих организаций,  выражающих интересы субъектов  малого и среднего предпринимательства,  и структурных подразделений  указанных организаций;

5) образование  координационных или совещательных  органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. [14; ст.11]

В законе о местном  самоуправлении взаимодействия органов МСУ и малого предпринимательства обозначенные косвенно и лишь одной статье. В ст. 16, пункте 33: «создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству»;[12;ст. 16]

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании