Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:33, курсовая работа
Цель работы: Определить эффективность развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность малого бизнеса;
2. Определить взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса;
3. Выяснить предметы виденья, которые относятся к вопросам малого бизнеса;
4. Охарактеризовать город Новосибирск;
5. Проанализировать развитие малого бизнеса в Новосибирске;
6. Выявить проблемы и пути решения.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.
1. Понятие и сущность малого бизнеса ………………………………..…...5
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и
субъектов малого бизнеса……………………………………………………….10
Глава 2. Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирск
1. Общая характеристика города Новосибирска……………………….…13
2. Направления развития предпринимательства в Новосибирске……...……16
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства
1. Основные проблемы …………………………………………………...23
2. Рекомендации по развитию малого бизнеса…………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….26
Список литературы ……………………………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………...29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Кафедра государственного и муниципального управления
Факультет государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»
На тему: «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере городского округа Новосибирск)»
Выполнила:
Студентка III курса ГМУ
группа 09113
Засеева Д.Т
Проверил:
профессор кафедры ГМУ
д.соц.н., профессор
Новокрещёнов А.В.
Новосибирск 2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.
1. Понятие и сущность малого бизнеса ………………………………..…...5
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и
субъектов малого бизнеса……………………………………………………….
Глава 2. Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирск
1. Общая характеристика города Новосибирска……………………….…13
2. Направления развития предпринимательства в Новосибирске……...……16
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства
1. Основные проблемы …………………………………………………...23
2. Рекомендации по развитию малого бизнеса…………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….26
Список литературы ……………………………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………...
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Очень важно понимать, как развивается малый бизнес на муниципальном уровне. Так как предприятие возникает и функционирует на территории, с определенными особенностями, и не только географическими или климатическими, важную роль в его развитие играет местное самоуправление. Для большей наглядности я проведу анализ эффективности работы органов местного самоуправления на примере города Новосибирска.
Объект исследования городской округ Новосибирск.
Предмет исследования развитие малого предпринимательства в г. Новосибирске.
Цель работы: Определить эффективность развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Задачи:
Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.
1. Понятие и сущность малого бизнеса.
Понятие малого
бизнеса неразрывно связано с
размером действующих хозяйственных
субъектов, т.е. малых предприятий. Так
согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону
РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российск
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. [1;15]
Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. [4;6]
По форме
собственности предприятия
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют:
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.[3;50]
За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). [2;58]Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%.[2;63]
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса
Местное самоуправление в России, несмотря на уже накопленный опыт, все же находится пока в стадии становления. В отличие от большинства западных стран у нас отсутствуют многолетние традиции организации местного самоуправления, муниципальная власть только начинает осознавать себя ответственной за развитие своей территории, своего экономического пространства. В то же время, уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что основой экономического роста городов и районов является развитие предпринимательства. Только быстро развивающееся среднее сословие сможет компенсировать потерю рабочих мест на крупных комбинатах. Поэтому целью каждого муниципалитета (районной/городской администрации) должно быть активное содействие малым и средним предприятиям, которые играют решающую роль в вопросе налоговой мощи данного муниципалитета. На актуальную ситуацию, однако, во многом накладывают свой отпечаток проблемы коммуникации и административные препятствия. Поэтому улучшение взаимных отношений и конструктивное сотрудничество соответствуют самым исконным интересам обеих сторон.
В Федеральном законе № 209 ФЗ от 24 июля 2007гг. определяется ряд полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства:
1) формирование
и осуществление муниципальных
программ развития субъектов
малого и среднего
2) анализ финансовых,
экономических, социальных и
3) формирование
инфраструктуры поддержки
4) содействие
деятельности некоммерческих
5) образование
координационных или
В законе о местном самоуправлении взаимодействия органов МСУ и малого предпринимательства обозначенные косвенно и лишь одной статье. В ст. 16, пункте 33: «создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству»;[12;ст. 16]
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании