Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определить эффективность развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность малого бизнеса;
2. Определить взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса;
3. Выяснить предметы виденья, которые относятся к вопросам малого бизнеса;
4. Охарактеризовать город Новосибирск;
5. Проанализировать развитие малого бизнеса в Новосибирске;
6. Выявить проблемы и пути решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Малый бизнес - понятие и взаимодействие с органами местного самоуправления.
1. Понятие и сущность малого бизнеса ………………………………..…...5
2. Взаимодействие органов местного самоуправления и
субъектов малого бизнеса……………………………………………………….10
Глава 2. Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирск
1. Общая характеристика города Новосибирска……………………….…13
2. Направления развития предпринимательства в Новосибирске……...……16
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства
1. Основные проблемы …………………………………………………...23
2. Рекомендации по развитию малого бизнеса…………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….26
Список литературы ……………………………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

крсовая новая версия.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

В идеале хотелось бы сделать акцент на создание  специальных  органов, которые оказывали бы поддержку, а так же регулировали деятельность субъектов малого предпринимательства. Во многих городах и районах уже созданы и активно действуют специальные подразделения по координации взаимодействия между администрациями и предпринимателями. Однако и в тех муниципалитетах, где эти органы до сих пор отсутствуют, исследования показывают, что уже давно назрела необходимость в создании подобных структур. Причем эту мысль разделяют как предприниматели, так и сотрудники администраций, депутаты местных представительных органов власти. Речь идет о формировании специальных подразделений по содействию развитию предпринимательства (или экономическому развитию) в районных (городских) администрациях. Эти отделы, по мнению предпринимателей, должны обеспечивать постоянный диалог и двусторонний обмен информацией. Кроме того, предприниматели хотят получать консультации по правовым вопросам, вопросам налогообложения и другим производственным вопросам. Большинство представителей бизнеса, в том числе малого и среднего, уже осознало, насколько важно объединять усилия всех заинтересованных сторон, с тем чтобы проводить согласованную экономическую политику в регионе, осуществлять совместный надрегиональный маркетинг города (района), представлять свой муниципалитет на всевозможных выставках и ярмарках, проводящихся как в России, так и за рубежом.

Большинство сотрудников  администраций также одобряют идею создания подразделения по содействию развитию предпринимательства. Помимо перечисленных выше причин, свидетельствующих о необходимости формирования подобной структуры, сотрудники администраций считают, что необходимо держать под строгим контролем все свободные помещения, которые предполагается предоставлять предпринимателям. Кроме того, вряд ли возможно формирование действенных планов экономического развития района или города без непосредственного участия предпринимателей, а проводить соответствующие консультации лучше всего в рамках постоянно действующего координационного органа.

Таким образом, налицо широкое согласие относительно создания подразделения по содействию развитию предпринимательства. Однако здесь прежде всего имеется в  виду сама функция содействия экономическому развитию, в то время как организационная структура должна в очень значительной степени учитывать индивидуальные условия, которые весьма и весьма различны в разных районах и городах.

 

Глава 2

  1. Общая характеристика города Новосибирска

Новосибирск расположен в южной части Западной Сибири на Приобском плато на берегах реки Обь недалеко от Новосибирского водохранилища. Третий по численности населения и тринадцатый по площади город в России, имеет статус городского округа, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, научный, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр Сибири. Численность населения Новосибирска 1 473 700 чел. [ по данным Росстата на 1 января 2011 г.] в границах города (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт-Петербурга) и ок. 1,9 млн. (на 2011) в агломерации (7-е место). Город занимает площадь 506,67 км² (50 667 га) [13].Современный Новосибирск подразделяется на 10 административных районов.

Новосибирск является крупным промышленным центром. Основу промышленного комплекса составляют 214 крупных и средних промышленных предприятий. На их долю приходится более 2/3 объёма всей промышленной продукции Новосибирской области. Среднегодовая численность работников организаций составляет 421,2 тысяч человек[13]. Ведущими отраслями промышленности являются энергетика, газоснабжение, водоснабжение, металлургия, металлообработка, машиностроение, на их долю приходится 94 % всего промышленного производства города[13]. По данным новосибстата по состоянию на 1 января 2011 года в Новосибирске количество предприятий составило 132071 штук[13], а индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 43402 человек[13]. Оборот розничной торговли за 2009 год составил 217795,1 млн рублей[13]. Оборот предприятий и организаций по всем основным видам деятельности за 2009 год составил 722092,6 млн рублей.

Объём отгруженных  товаров предприятиями обрабатывающего  производства за 2009 год составил 89,65 млрд рублей. В городе расположены  головные офисы ряда крупных российских компаний, среди них:

  • Новосибирская ТЭЦ-5;
  • ОАО НЗХК (Новосибирский завод химконцентратов) — одно из крупнейших предприятий российского ядерного топливного цикла по выпуску ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов, производству лития и его соединений, основанное 25 сентября 1948 года. Входит в состав холдинга ТВЭЛ.
  • ОАО Новосибирскэнерго — крупная энергетическая компания, в состав генерирующих мощностей которой входят;
  • Западно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги»;
  • ОАО «Сибирьтелеком» — оператор связи.
  • И многие другие.

Для большей наглядности социально – экономического состояния города, мы приводим анализ бюджетных средств за последние три года.

Диаграмма долей поступлений  денежных средств в бюджет г. Новосибирска.

Анализируя бюджета Новосибирска, мы видим, что, в общем, доходы города с 2008 гг. к 2011гг. увеличились с 29358332,2 до 33725723,8. Но так же нельзя упускать из виду, что и расходы тоже увеличились с 31703705,3 до 36449268, и поэтому бюджет остается по-прежнему дефицитным. Более того, имеется отрицательная тенденция, так как размер дефицита увеличился на 378171,1 руб.

Далее, доля налоговых  поступлений увеличилась с 2008 гг. по 2009 гг. с 37,67% до  41,35% (на 3,68%), с 2009-2010 гг. сократилась с 41,35% до 40,01% (на -1,34%). В данном случае не прослеживается общая тенденция, мы лишь видим не значительные скачки, обусловленные динамичной, рыночной экономикой.

Доля неналоговых  поступлений имеет тенденцию к сокращению. Так, с 2008-2009 гг. доля сократилась с 30,82% до 23,20%, а с 2009-2010 гг. с 23,20% до 22,92%. И эта не очень хорошая тенденция, так как мы знаем, что эту статью как раз составляют доходы от арендной платы земельных участков, имуществ, а так же платежи от унитарных предприятий, и т.д. Мы конечно понимаем, что с увеличением предприятий в городе, увеличится и доля неналоговых поступлений.

Доля безвозмездных  поступлений имеет явную тенденцию к росту. Так за три года (с 2008 -2010гг.) доля увеличилась на 6,25% (с 30,82% до 37,07%). Из этого можно сделать вывод, что число дотаций в наш город увеличивается с каждым годом. И это, не самая лучшая тенденция, так как она показывает нашу не способность справляться с собственными расходами. Это может быть обусловлено сокращение производства, торговли, уменьшением рабочих мест, численности населения.  Несомненно, все эти факторы взаимосвязаны. Понятно, что численность населения зависит от уровня жизни, который  свою очередь зависит от экономической эффективности города, которая зависит от уровня производства и это напрямую пересекается с количеством и качеством предприятий нашего города. (См. приложение 1)

  1. Развитие малого бизнеса в Новосибирске.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы города Новосибирска. Оно присутствует практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому его развитие является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города Новосибирска.

В настоящее  время в городе сформирована институциональная  структура поддержки и развития малого предпринимательства, которая представляет собой единую систему, включающую в себя:

  • Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в городе Новосибирске;
  • комитет поддержки и развития малого предпринимательства мэрии города Новосибирска;
  • организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

в том числе:

    • муниципальное автономное учреждение города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства»;
    • торгово-промышленные палаты;
    • общественные организации и объединения предпринимателей,

которые обеспечивающие комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса.

Анализ тенденций  развития малого предпринимательства города Новосибирска показал, что в последние годы наметились новые закономерности его количественного и качественного развития.

Исследования  структуры малого предпринимательства, проведенные обществом с ограниченной ответственностью «Институт прикладной статистики и стратегического анализа» по заказу департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, показывают, что основная доля малых предприятий (52,1 % в 2009 году) приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. На отрасль «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» приходится 14,7 % малых предприятий (доля данной отрасли в структуре малых предприятий за 2008 - 2009 годы сократилась на 1,8 % вследствие влияния экономического кризиса). Строительные организации составляют 10,2 % малых предприятий города. Доля предприятий промышленности в 2009 году составила 9,3 %. [3]

Динамика развития малого предпринимательства города Новосибирска в 2008 - 2010 годах представлена в таблице 1

№ п.

Показатель

2008 год (факт)

2009 год 

 

(факт)

количество

2009 год 

(факт)

% к 2008 году

2010 год 

 

(прогноз)

Количество

2010 год 

(прогноз)

% к 2009 году

1

Число субъектов малого предпринимательства  города Новосибирска (с учетом индивидуальных предпринимателей), тыс. единиц

78,9

83,5

105,8

84,8

101,6

2

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых  предприятий города Новосибирска (с  учетом индивидуальных предпринимателей), тыс. человек

149,4

145,9

98,0

147,0

100,7


 

В 2009 году в городе Новосибирске осуществляло экономическую деятельность 42,3 тыс. малых предприятий. В качестве индивидуальных предпринимателей в 2009 году было зарегистрировано 41,2 тыс. человек, что на 8,1 % выше аналогичного показателя 2008 года. В расчете на 10 тыс. человек, постоянно проживающих в городе, приходится в среднем 302 малых предприятия, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 595 субъектов малого предпринимательства города Новосибирска.

Вследствие  влияния экономического кризиса  численность занятых на малых предприятиях (с учетом индивидуальных предпринимателей) в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 на 2 %. Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в 2009 году составила 145,9 тыс. человек (27,9 % от среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций города). Среднемесячная заработная плата в 2009 году сократилась на 7,6 % по сравнению с 2008 годом.

В настоящее  время одной из проблем развития малого предпринимательства города Новосибирска являются невысокие темпы роста показателей развития и их вклад в экономику города.

За последние  годы мы можем наблюдать  действия местной и государственной власти для улучшения условий развития малого предпринимательства.

К примеру, Новосибирская область получит 255 млн. рублей из федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса. Таковы результаты конкурса Минэкономразвития РФ, итоги которого были подведены на днях в Москве. По данным министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергея Сёмки, основная часть средств – 200 млн рублей будет направлена на увеличение капитализации регионального Фонда развития малого и среднего предпринимательства - это расширит его возможности.30 млн рублей запланировано на поддержку действующих инновационных компаний. Средства пойдут на субсидии малому и среднему бизнесу на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. На поддержку «стартапов» будет направлено 21,8 млн рублей. Кроме того, получены средства на развитие резидентов бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово (1 млн рублей) и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (2,1 млн рублей). Напомним, что в регионе работает «Евро Инфо Корреспондентский центр» на базе Инновационного центра Кольцово. Его цель - установление взаимовыгодного сотрудничества малых предприятий области с бизнесом стран Евросоюза. По словам специалистов министерства промышленности торговли и развития предпринимательства, заявка Новосибирской области была удовлетворена в полном объеме. [11]

Также, была разработана Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы. [8]

Меры государственной поддержки, предусмотренные в:

  • Субсидирование части затрат по обучению СМиСП своих работников на образовательных курсах
  • Субсидирование части затрат по участию в выставках или ярмарках
  • Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам
  • Субсидирование части арендных платежей
  • Субсидирование части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства, заключенным между субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга
  • Субсидирование части затрат СМиСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • Субсидирование части затрат на обновление основных средств
  • Субсидирование части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области
  • Субсидирование части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом)
  • Субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (гранты начинающим собственный бизнес)
  • Возможность получения СМиСП сравнительно недорогого кредита под поручительство Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области
  • Формы государственной поддержки СМиСП в рамках ведомственной целевой программы "Развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2009-2011 годы"
  • Предоставление СМиСП в аренду на льготных условиях площадей в здании бизнес-инкубатора наукограда Кольцово
  • Государственная поддержка товаропроизводителей Новосибирской области в форме субсидирования части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование
  • Формы государственной поддержки по направлениям, курируемым департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области
  • Формы государственной поддержки малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Новосибирской области
  • Государственная услуга содействия предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан в Новосибирской области, предоставляемая центрами занятости населения
  • Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области, реализуемые департаментом стратегического управления и планирования Новосибирской области
  • Субсидирование части затрат, связанных связанных с подачей заявки на международную регистрацию товарного знака и (или) с государственной регистрацией товарного знака в Российской Федерации
  • Субсидирование части затрат действующих малых инновационных компаний в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг
  • Возможность для СМиСП получить сравнительно недорогой кредит в Фонде микрофинансирования НСО
  • Субсидирование части лизинговых платежей. [6]  

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании